Акционерное предприятие в системе рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Россию, еще не так давно бывшую страной с командно-административной системой экономики, теперь называют страной рыночных отношений и готовят к вступлению во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Однако, говорить о том, что рыночная экономика в России достаточно развита, на мой взгляд, ещё рано.

Файлы: 1 файл

Акционерное предприятие в условиях рыночных отношений - КУРСОВАЯ.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

      Этот  вид прибыли возникает во всех тех случаях, когда учреждается  новое акционерное общество или  происходит преобразование индивидуальных капиталистических предприятий  в акционерные. Она служит важным источником обогащения учредителей. Учредительская прибыль так же может быть получена в результате «разводнения капитала», т.е. дополнительного выпуска акций без увеличения реально функционирующего капитала. подобный выпуск становится возможным, когда акционерное предприятие начинает получать более высокие прибыли. Вместо того, чтобы увеличить дивиденд по ранее выпущенным акциям, правление общества принимает решение оставить дивиденд прежним,  но увеличить количество акций. В этом случае вся прибыль от выпуска дополнительных акций поступает в руки учредителей. Нередко дополнительный выпуск акций практикуется и тогда, когда прибыль акционерного общества остается на прежнем уровне. Здесь на каждую акцию будет выплачиваться меньший дивиденд, зато от выпуска дополнительной партии учредители получают учредительскую прибыль. «Разводнение капитала» - одно из средств обогащения учредителей и фактических хозяев акционерных предприятий.

      Учредительская  прибыль – это одна из форм капиталистической  прибыли. Но это специфическая форма прибыли, возникающая лишь на базе акционерного капитала и имеющая свои особенности. В этой форме действительный источник прибыли замаскирован.

      С внешней стороны дело выглядит так, будто учредители, присвоив разницу  между продажной ценой акций и стоимостью функционирующего капитала, тем самым присвоили себе часть чужих денежных капиталов и средств населения. Создается впечатление, что источником учредительской прибыли является не эксплуатация наёмного труда, не прибавочная стоимость, а перераспределение существующих капиталов и денежных средств населения. Эта видимость усиливается ещё и тем, что учредительская прибыль присваивается до того, как начинает функционировать учреждённое акционерное предприятие [19, стр. 454].

      В действительности же в виде учредительской прибыли присваивается процент прибавочной стоимости, которая будет создана в процессе функционирования акционерного предприятия. Эта часть присваивается досрочно, в момент продажи акций, что и порождает впечатление об отсутствии связи между процессом производства и прибавочной стоимостью. В форме учредительской прибыли присваивается не вся будущая прибавочная стоимость, а лиши та её часть, которая выступает в виде предпринимательского дохода.  Таким образом, учредительская прибыль в своей основе является капитализированным предпринимательским доходом. Однако, в учредительскую прибыль могут входить и безвозмездно присвоенные чужие капиталы.         

 

4. Инновационная деятельность акционерного предприятия

     На  данный момент большую роль в успешном развитии предприятия играет ведение инновационной деятельности. Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

     Результатом инновационной деятельности является интеллектуальный продукт, к которому относятся: научно-техническая продукция, продукция информатики и продукты культуры.

     Развитие  инновационной деятельности на предприятиях России необходимо, но значительно  осложнено неприспособленностью прежней системой управления инновациями к новым условиям российского хозяйствования.

     Инновационная политика производства должна быть направлена на увеличение производства принципиально  новых видов продукции и технологии, расширение сферы сбыта отечественных товаров, что особенно необходимо в связи с вступлением России в ВТО. Очевидно, что необходимо формировать и развивать инновационное производство.

     Различают классическую и инновационную модели предпринимательства.

     При классической модели предприниматель приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства по этой модели зачастую связан с субсидированием, протекционизмом со стороны региональных органов власти и правительства.

     При инновационной (продуктивной) модели предпринимательства  вопросы решаются путем поиска таких  путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или  новшества, доведённые до стадии конечного  использования.

     Побудительными мотивами развития инноваций в акционерных предприятиях являются стремления снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются на уроне выше средних, и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты смогли найти путь завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продуктов и услуг.

     Отсюда  у каждого АО возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно за счет использования такого инструмента, каким являются инновации. При этом, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности. Обновление продукции и своевременное появление её на рынке увеличивают вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой [14].

     Таким образом, используя инновации, АО снижает издержки, увеличивает объёмы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

     Понятие «инновация» может применяться только к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. Период времени от зарождения идеи, до внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций[7, стр. 145].

     Жизненный цикл инновации охватывает 4 этапа, последовательность которых можно видеть на схеме.  

     I                                   II                                   III                               IV

    Фундаментальные научные исследования Прикладные и экспериментальные разработки Опытное производство Коммерциализация  новшеств

     Схема №1

     Функциональная  последовательность инновационного процесса

     На  первом этапе осуществляются фундаментальные  исследования в научных организациях, в результате которых формируются  новые научные познания.

     Для второго этапа характерны прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На этом этапе достаточно часто можно  получить отрицательный результат, поэтому разработка новшеств носит  рисковый характер.

     На  третьем этапе подготавливается конструкторско-технологическая документация, а промежуточные результаты инноваций  представляются опытными образцами  новых изделий, опытным использованием новых технологий.

     Четвертый этап – коммерциализация новшества  – продолжается от момента запуска его в производство до появления на рынке в качестве товара.

     Жизненный цикл товара завершается исчезновением  этого товара с рынков сбыта.

     Предприятие-инноватор  разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия смотрите ниже.

     АО инноватор заключает с инновационным предпринимателем контракт на осуществление инновационных разработок. Контракт может предусматривать частичную оплату заказа в виде аванса.  

     Инновационный предприниматель для выполнения заказа приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. По завершению, результаты передаются заказчику.

     Итак, можно сделать вывод, что в  настоящее время, несмотря на привлекательную  перспективу пользоваться давно проверенными и устоявшимися технологиями, невозможно обойтись без инноваций. В России многим предприятиям не хватает ни смелости, ни финансового обеспечения на проведение инновационной деятельности. Однако, я считаю, что им просто необходимо уделять должное внимание этому вопросу.

     

Схема№2

Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия. 

5. Основные проблемы  функционирования  акционерного предприятия.

     Как уже было отмечено ранее, основной целью  любого АО является получение максимально возможной прибыли. Препятствием этому зачастую становится не только ситуация на рынке, но и разногласия внутри самого предприятия (в основном конфликтные ситуации зарождаются в руководящем составе). «Таким образом, основной задачей руководства акционерного предприятия становится формирование эффективного собственника и на этой основе в увеличении собственного капитала предприятия, как базы для устойчивой и эффективной деятельности компании на рынке»[27, стр. 22].

     Как следует из сформулированной цели, перед акционерным, предприятием стоит несколько проблем:

     а) проблема поиска эффективного собственника 
Под "эффективным собственником" понимают таких акционеров, которые: во-первых, не спешат нерационально распределив прибыль (истратив её на потребление); во-вторых, умеют подобрать грамотного управленца, который будет умело руководить предприятием; в-третьих, готовы вложить финансовые средства в уставный капитал АО при дополнительной эмиссии акций (а не отнести их к учредительской прибыли). Существующий на многих предприятиях состав акционеров не соответствует названному определению эффективного собственника. И в этом заключается суть проблемы.

     б) проблема увеличения собственного капитала 
Можно сказать, что акционерное предприятие в условиях рыночной экономики имеет три лица: товаропроизводитель, эмитент, инвестор. Соответственно, и финансовые результаты акционерного предприятия складываются из прибыли (результат производства товаров и услуг), прироста капитала (результат эмиссии акций) и доходов от инвестиции свободных денежных средств (результат работы предприятия на рынке ценных бумаг).

     Состав  акционеров многих АО нельзя назвать оптимальным: чаще всего этот состав соответствует типу "народного предприятия", со всеми вытекающими из этого проблемами. И, прежде всего, проблемой инвестиций. У акционеров многих АО попросту нет денег для инвестиций в производство, несмотря на то, что оборудование требует обновления, рынок – инноваций, а здание завода – капитального ремонта .

     Финансы предприятия делятся на собственные, заемные и привлеченные. Дешевле всего предприятию достаются привлеченные средства (предоплата и др.). Дороже всего - средства заемные. Особое место занимают собственные средства предприятия: величина этих средств характеризует экономическую стабильность завода. Поэтому увеличение собственного капитала за счет эмиссии акций следует признать лучшим способом привлечения инвестиций: ведь акционерное общество открытого типа по своему назначению ориентировано на сбор капитала путем выпуска акций. Этим своим преимуществом многие АО в настоящее время не пользуется и в этом заключается суть рассматриваемой проблемы.

     в) проблема эффективной  работы органов управления АО 
Эффективная работа акционерного предприятия во многом зависит от принципов, на которых формируется Совет директоров АО. Поскольку именно Совет директоров является носителем интересов акционеров и обязан проводить политику собственника в текущую хозяйственную деятельность предприятия. Есть несколько моделей состава Совета директоров (по опыту российских предприятий):

  1. ядро Совета директоров составляют авторитетные сторонние специалисты (банкиры; директора других АО, представители власти)
  2. Совет директоров состоит только из работников предприятия;
  3. Совет директоров состоит из представителей различных групп акционеров на пропорциональной основе (рабочих, руководителей предприятия, пенсионеров, представителей фонда госимущества, сторонних крупных инвесторов);
  4. Совет директоров состоит из единомышленников администрации предприятия вне зависимости от их места работы.

Информация о работе Акционерное предприятие в системе рыночных отношений