Мониторинг окружающей среды

Автор: Яна Адамык, 18 Октября 2010 в 19:00, реферат

Краткое описание

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.
Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем,
во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий
не достигаются.

Оглавление

Введение
Основы экологического мониторинга
Единая государственная система экологического мониторинга
Центральные органы исполнительной федеральной власти
Производственный и общественный мониторинг
Глобальный мониторинг
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Источники загрязнения.Реферат.Мониторинг окружающей среды.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

1) здоровье человека, санитария окружающей среды;

2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

3) океаны;

4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

5) энергия;

6) образование, профессиональная подготовка;

7) торговля, экономика, технология.

В 1948 году был образован Международный  союз охраны природы и природных  ресурсов (МСОП) - неправительственная  межгосударственная организация, представляющая свыше 100 стран, неправительственные организации и международные правительственные организации.

Приоритетная  задача МСОП - развитие международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, а также граждан в целях:

1) реализации региональных программ охраны природной среды;

2) сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;

3) сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;

4) организации заповедников, резерватов, национальных природных парков; экологического просвещения.

      Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), образованная в 1946 году, координирует решение вопросов охраны здоровья человека применительно к проблемам его взаимодействия с окружающей средой. Направления деятельности ВОЗ:

1) санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды;

2) анализ статистических данных о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды;

3) санитарно-гигиеническая экспертиза окружающей среды, анализ ее качества. ВОЗ исследует способы и методы решения проблем оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в реализации международных программ по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В целях эффективного решения наиболее актуальных задач ВОЗ взаимодействует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими межгосударственными структурами.

      Специализированная  организация ООН в области  сельского хозяйства и продовольствия ФАО (англ. Food and Agriculture Organization, FAO) была образована в 1945 году. В поле зрения этой международной структуры находятся экологические проблемы в области сельского хозяйства и мировых продовольственных ресурсов. Спектр направлений деятельности ФАО - рациональное использование природных ресурсов, охрана и использование земель, животного мира, лесов, биоло­гических ресурсов Мирового океана.

      ФАО подготовила почвенную карту  мира, благодаря инициативе ФАО принята  Всемирная почвенная хартия, состоялись международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в подготовке международных и региональных экологических программ наряду с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

      В 1947 году была создана Всемирная метеорологическая  организация ООН (ВМО), в задачи которой входит изучение и анализ факторов воздействия человека на погоду и климат не только планеты, но и отдельных регионов. ВМО функционирует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

      В 1975г. была организована Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) под эгидой ООН, но эффективно действовать она начала только в последнее время. Эта система состоит из 5 взаимосвязанных подсистем:

1) изучение климатических изменений,

2) дальнего переноса загрязняющих среду веществ,

3) гигиенических аспектов среды,

4) исследования Мирового океана

5) исследования ресурсов суши.

В качестве координатора системы выступает  ЮНЕП. В ГСМОС, наряду с ВМО, представлены ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО. 
 

Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга, а также международные и национальные системы мониторинга. Одна из главных идей мониторинга - выход на принципиально новый уровень компетентности во время принятия решений локального, регионального и глобального масштабов.  

Технологии  единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают разработку и использование  средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия в  природно-техногенной сфере, прогнозы её эволюции, энерго-экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы. Мониторинг в целом создан, чтобы предотвратить различные экологические проблемы, а также разрушение экосистем.  

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

1) импактном (изучение сильных воздействий локальном масштабе в— И);

2) региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона — Р);

3) фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность — Ф). 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС

Класс Загрязняющее  вещество Среда Тип программы

(уровень  мониторинга)

1 Дикосид серы, взвешанные частицы Воздух Импактный

Региональный

Фоновый

Радионуклиды Пища Импактный

Региональный

2 Озон Воздух Импактный

(тропосфера)

Фоновый

(стратосфера)

Хлорорганические  соединения и диоксины Биота

Человек

Импактный

Региональный

Кадмий Пища, вода, человек Импактный
3 Нитраты, нитриты Вода, пища, воздух Импактный
Оксиды  азота Воздух Импактный
4 Ртуть и ее соединения Пища, вода Импактный

Региональный

Свинец Воздух, пища Импактный
Диоксид углерода Воздух Фоновый
5 Оксид углерода Воздух Импактный
Углеводороды  нефти Морская

вода

Региональный 

Фоновый

6 Фториды Пресная вода Импактный
7 Асбест Воздух Импактный
Мышьяк Питьевая вода Импактный
8 Микробиологические  загрязнения Пища Импактный

Региональный

Реакционноспособные углеводороды Воздух Импактный
 
 
 

Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение сбросов  или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.  

Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному  определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, приведены в таблице 2.  

Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы.  

Отметим, что приоритеты, выбранные общественными организациями при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполне оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно связаны с экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой, которая и будет определять приоритеты в данном случае.

Киотский  протокол:

      Сервис  ЕКА "Киотский реестр" (Kyoto-Inventory) был  разработан для получения информации об изменениях, происходящих на поверхности  планеты в связи с выбросами  оксида углерода. Сервис призван помочь национальным правительствам составлять отчеты о выполнение требований Киотского протокола. В течение трех лет "Киотский реестр" работал в демонстрационном режиме, а теперь на смену ему пришел более обширный проект под названием GSE-Forest Monitoring.  

      В настоящее время уже не вызывает сомнений то, что деятельность человека, приводящая к выбросам парниковых газов, вызывает потепления климата на планете. Киотский протокол, вступивший в действие с 16 февраля 2005 года, обязывает, подписавшие его страны, ограничить выбросы этих газов. В частности развитые страны должны снизить выбросы парниковых газов на 5% по сравнению с уровнем 1990 года, а члены ЕС на 8%. Помимо этого протокол включает механизм компенсирования увеличения выбросов увеличением лесных массивов. В связи с требованиями Протокола для подобного компенсирования должно быть осуществлено ежегодное составление отчетов об изменение использования почвы, в особенности лесонасаждение, восстановление лесов и их уничтожения. В рамках проекта "Киотского реестра" ЕКА предоставляло информацию министерствам окружающей среды стран-участниц Протокола, в числе которых Италия, Нидерланды и Швейцария, а также Испании, вовлеченная в проект через год после начала его функционирования. В ходе программы ЕКА использовало информацию со спутников ERS, Landsat, Proba и SPOT для составления карт лесов, использования почв и их изменения в 1990, 1997 и 2002 годах на территории Европы площадью 200234 кв. км. Осуществление проекта было поручено международному консорциуму во главе с итальянской компанией Intecs. По окнчанию программы был проведен однодневный семинар в Центре наблюдения за Землей ЕКА в итальянском городе Франскати.

      В настоящее время, по словам менеджера  проекта GSE-Forest Monitoring Ранье Фокельманна, услугами этого сервиса пользуются в Австрии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Латвии, Польши, России и Швеции, в дополнение к странам участвовавшим в проекте Киотский реестр, сообщает официальный сайт ЕКА.

      К началу 2008 года в России были готовы процедуры работы по Киотскому протоколу, на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО). 
                                              
Заключение

Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные населенные пункты, подавляющее большинство диффузных источников загрязнения. Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал) службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях сокращения общего числа постов наблюдений, очевидно, что государство в настоящее время не располагает ресурсами для организации сколько-нибудь эффективной системы мониторинга состояния малых рек.  

Информация о работе Мониторинг окружающей среды