Мониторинг окружающей среды

Автор: Яна Адамык, 18 Октября 2010 в 19:00, реферат

Краткое описание

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.
Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем,
во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий
не достигаются.

Оглавление

Введение
Основы экологического мониторинга
Единая государственная система экологического мониторинга
Центральные органы исполнительной федеральной власти
Производственный и общественный мониторинг
Глобальный мониторинг
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Источники загрязнения.Реферат.Мониторинг окружающей среды.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      В соответствии с приведенными определениями  и возложенными на  систему функциями, мониторинг включает три основных направления деятельности:

1) наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;

2) оценку фактического состояния среды;

3) прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния. 

Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.

 

Единая Государственная Система Экологического Мониторинга 

Экологические мониторинги окружающей среды могут  разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, области, края, республики в составе федерации. Основой мониторинга в отдельных странах являются системы национального мониторинга, включающие обязательное наблюдение  и передачу информации в центр по объектам, имеющим глобальную значимость. Предпочтение в системах государственного мониторинга отдается городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб. В отношении сред наблюдений важное внимание уделяется атмосферному воздуху и состоянию пресноводных водоемов; приоритетность ингредиентов  определяется с учетом специфики загрязнения сред в конкретных условиях.  

С целью  повышения эффективности работ  по сохранению среды обитания и обеспечения  экологической безопасности в 1993 г. Правительством РФ было принято постановление «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга» (ЕГСЭМ). Система была призвана решать  ряд важных задач, объединенных в два взаимосвязанных блока:  мониторинг загрязнения экосистем и мониторинг экологических последствий такого загрязнения. Эта система также должна обеспечить получение информации об исходном (базовом) состоянии биосферы, а также выявление антропогенно обусловленных изменений.  

В единую государственную систему экологического мониторинга составной частью входит эколого-аналитический мониторинг - система наблюдений за источниками и уровнем загрязнений природных объектов вредными веществами в результате сбросов либо выбросов этих веществ в окружающую среду, а также вследствие естественного их образования и накопления в биосфере, в том числе за счет химической и биохимической трансформации веществ в соединения с вредными свойствами. В свою очередь эколого-аналитический контроль предполагает наличие  элементов управления и мероприятий по снижению уровня загрязнений окружающей среды и регулирования его качества.  

В настоящее  время ЕГСЭМ решает следующие задачи:

1)разработка программ наблюдений за состоянием окружающей природной среды (ОПС) на территории России, в её отдельных регионах и районах;

2)организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга;

3)обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений как в отдельных регионах и районах, так и по всей территории России;

4)сбор и обработка данных наблюдений;

5)организация хранения данных наблюдений, ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку на территории России и в отдельных её районах;

6)гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;

7)оценка и прогноз состояния объектов ОПС и антропогенных воздействий на них, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния ОПС;

8)организация и проведение оперативного контроля и прецизионных изменений радиоактивного и химического загрязнения в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование экологической обстановки и оценка нанесённого ОПС ущерба;

9)обеспечение доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации;

10)информационное обеспечение органов управления состоянием ОПС, природных ресурсов и экологической безопасностью;

11)разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга;

12)создание и совершенствование организованного, правового, нормативного, методологического, методического, информационного, программно-математического, аппаратурно-технического обеспечения функционирования ЕГСЭМ.  

ЕГСЭМ в свою очередь включает в себя следующие основные компоненты:

1)мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

2)мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды;

3)мониторинг биотического компонента окружающей природной среды;

4)социально-гигиенический мониторинг;

5)обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем. 

Эколого-аналитический  мониторинг также осуществляется в  пределах трех основных уровней:

1)в зонах существенного техногенного воздействия;

2)на региональном уровне;

3)на фоновом уровне. 

Первый  уровень предполагает проведение контроля в промышленных районах, набольших озерах и крупных водохранилищах, в устьях и отдельных участках рек, местах сброса сточных вод, сельскохозяйственных предприятий, районах нефтедобычи и т.п.  

Второй  уровень предполагает контроль загрязнений воды, воздуха и почвы в районах, примыкающих к промышленным зонам, в результате чего осуществляется мониторинг распространенных загрязнителей, таких как диоксиды серы и азота, нефтепродукты, радиоактивные осадки.  

Третий - фоновый уровень предполагает осуществление контроля в зонах, удаленных от локальных источников, например, в биосферных заповедниках и уникальных природных объектах.

 

Центральные органы исполнительной федеральной власти 

Осуществление экологического мониторинга в Российской Федерации входит в обязанности  различных государственных служб. При этом распределение функций  между центральными органами исполнительной федеральной власти осуществляются следующим образом:  

Госкомэкологии - координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга ОПС; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

Росгидромет - организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения ОПС; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды.

Роскомзем - мониторинг земель.

Министерство природных ресурсов -  мониторинг недр, включая мониторинг подземных вод и опасных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод.

Роскомрыболовство- мониторинг рыб, других животных и растений.

Рослесхоз - мониторинг лесов.

Роскартография - осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

Ростехнадзор  России - координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома России).

Госкомэпиднадзор  России - мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.

Минобороны  России - мониторинг ОПС и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.

Госкомсевер России - участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.  

 На  региональном уровне экологический  мониторинг и/или контроль обычно  вменяется в обязанность:

Комитету  по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий).

Комитету  по гидрометеорологии  и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).

Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания).

Министерству  природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).

Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).

Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МинЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.). Для того, чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные государственными службами, важно точно знать функции каждого из них в области экологического мониторинга.

 

Производственный  и общественный мониторинг 

Кроме государственного мониторинга выделяют производственный и общественный мониторинг.

Производственный мониторинг - оценка деятельности предприятия с точки зрения безопасности для окружающей среды.

Общественный  экологический мониторинг может выполнять такие функции, как:

1)создание альтернативного информационного канала (повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях);

2)наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно;

3)привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены;

4)развитие экологического образования и просвещения. 

Практическая  ориентация мониторинга, концентрация усилий на местных проблемах в  сочетании с продуманной схемой и корректной интерпретацией полученных данных позволяют эффективно использовать имеющиеся у общественности ресурсы. Кроме того, эти особенности общественного мониторинга создают серьезные предпосылки для организации конструктивного диалога, направленного на консолидацию усилий всех участников.

 

Глобальный  мониторинг 

Межгосударственное  сотрудничество в сфере экологической  безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и  направлений деятельности, целей  и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

1)охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);

2)комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);

специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой природы, рыбных запасов, международных озер, рек, безопасность ядерных источников энергии при координирующей роли МАГАТЭ и т. п.).

      15 декабря 1972 года резолюцией Генеральной  Ассамблеи ООН была утверждена  Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Принятие этого документа предусматривалось рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в том же году. Структуру ЮНЕП составляют Совет управляющих (в него входят представители государств-участниц), Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды. Совет управляющих определяет основные направления деятельности ЮНЕП. Приоритетные направления на ближайшие годы:

Информация о работе Мониторинг окружающей среды