Аудит кредитов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 11:40, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение методов проверки кредитных взаимоотношений.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотрение нормативной и законодательной базы аудита кредитов и займов;
изучение основных документов, подлежащих обязательной аудиторской проверки;
ознакомление с последовательностью проведения аудиторской проверки

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.88 Кб (Скачать)
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.08 N 106н (в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Это положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. В положении оговаривается порядок формирования учетной политики, т.е. кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 от 6 октября 2008 г. N 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

К документам третьего уровня относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н (в редакции от 08.11.2010 N 142н), составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. К третьему уровню так же относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету.

Документы четвертого уровня разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем организации. К ним относятся:

- Устав предприятия;

- Приказ «Об учетной  политике организации»;

- Рабочий План счетов  организации;

- График документооборота.

 

 

1.3. Планирование  аудиторской проверки кредитных  операций

 

Планирование аудита – один из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки.

Процесс планирования аудита включает:

– определение его стратегии и тактики;

– составление общего плана аудиторской проверки;

– разработку аудиторской программы;

– определение конкретных аудиторских процедур;

– оценку объема аудиторской проверки.

В соответствии со стандартом аудиторская организация или индивидуальный аудитор должны планировать аудит еще до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита, во время предварительного знакомства с потенциальным клиентом. [12, c 367]

Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на предприятии и знания деятельности клиента. [15, c 24]

Следует заметить, что каждая аудиторская организация или аудитор, работающий самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» составляет общий план и программу аудиторской проверки предприятия.

Для того чтобы включить в общий план аудита тот или иной раздел, аудитору следует получить для этого определенную информацию. Источниками получения такой информации являются:

1) устав экономического  субъекта;

2) документы о регистрации  экономического субъекта;

3) протоколы заседаний  совета директоров, собраний акционеров  либо других аналогичных органов  управления экономического субъекта;

4) документы, регламентирующие  учетную политику экономического  субъекта и внесение изменений  в нее;

5) бухгалтерская отчетность;

6) статистическая отчетность;

7) документы планирования  деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);

8) контракты, договоры, соглашения  экономического субъекта;

9) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

10) внутрифирменные инструкции;

11) материалы налоговых  проверок;

12) материалы судебных  и арбитражных исков;

13) документы, регламентирующие  производственную и организаторскую  структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних  компаний;

14) сведения, полученные из  бесед с руководством и исполнительным  персоналом экономического субъекта;

15) информация, полученная  при осмотре экономического субъекта, его основных участков и складов. [11, c 25]

Согласно стандарту аудиторской деятельности «Планирование аудита» с помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация может выявить области, значимые для аудита. Следовательно, для того чтобы указать в общем плане аудита такой вид работ, как аудит кредитов и займов, требуется провести определенные аналитические процедуры.

В соответствии с аудиторскими стандартами изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. [11, c 20]

При этом аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. [16, c 63]

Поскольку целью аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, то достижение этой цели невозможно без подтверждения того, что все предпосылки или требования подготовки такой отчетности соблюдены.

Операции по получению и возврату кредитов и займов, как и все прочие операции, также находят отражение в рабочих документах планирования аудита.

В ходе аудита кредитов и займов необходимо установить:

– реальность и документированность кредитов и займов;

– правильность оформления кредитных операций;

– правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банков;

– целевое использование заемных средств, полноту и своевременность их погашения;

– оценку остатков по непогашенным кредитам и займам и уплату процентов по ним;

– правильность определения сумм процентов за пользование кредитами банков и их списание за счет соответствующих источников;

– полноту и своевременность погашения кредитов;

– правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других предприятии и физических лиц;

Проверка операций по получению и возврату кредитов и займов представляется чрезвычайно важной в аудите для проверки соблюдения аудируемым лицом основного допущения при ведении учета и составлении отчетности – допущения непрерывности деятельности аудируемого лица. Для этого в состав рабочей документации включается «Анкета по соблюдению допущения непрерывности деятельности предприятия». В анкете сформулированы примеры утверждений, которые позволяют определить, соблюдается ли допущение непрерывности деятельности аудируемого лица. На соблюдение допущения непрерывности деятельности влияют внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам в частности относятся:

  • Аудируемому лицу предстоят значительные выплаты по займам в следующем году.
  • Аудируемым лицом нарушались условия соглашений о займе.
  • Текущие обязательства аудируемого лица превышают его текущие активы или произошло снижение отношения текущих активов к текущим обязательствам.
  • В следующем году ожидаются убытки.
  • Произошло прекращение или существенное сокращение деятельности после даты баланса.
  • Закупки запасов были отложены, и уровень запасов существенно снизился.
  • Была отложена замена основных средств.
  • Существуют повторяющиеся убытки от основной деятельности.
  • Происходит финансирование за счет просроченных обязательств.
  • Существует чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источника финансирования долгосрочных вложений.
  • У аудируемого лица недостаточно собственных оборотных средств.
  • Аудируемое лицо имеет низкие значения коэффициентов финансовой устойчивости.
  • Аудируемое лицо имеет плохие показатели деловой активности и рентабельности.
  • Аудируемое лицо имеет низкие значения коэффициентов ликвидности.
  • Существует рост в динамике коэффициентов соотношения привлеченного и собственного капитала.
  • Существует превышение размера заемных средств над принятыми лимитами.
  • Обязанности перед кредиторами и акционерами не выполняются в установленные сроки.
  • Существуют ограничения обычных коммерческих условий со стороны поставщиков, имеются устаревшие или сверхнормативные запасы.
  • Имеются значительные суммы просроченной дебиторской задолженности.
  • Произошло значительное увеличение сроков оплаты дебиторской задолженности.
  • Не соблюдаются требования учредительных документов в отношении политики инвестиций. [7, c 25]

1.4. Аудиторские  процедуры для выявления нарушений  и методы получения доказательств  при проведении проверок кредитных  операций

 

В соответствии с ФСА №5 «Аудиторские доказательства» аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора. [11, c 54]

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. [15, c 245]

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:

  • инспектирования;
  • наблюдения;
  • запроса;
  • подтверждения;
  • пересчета (проверки арифметических расчетов аудируемого лица);
  • аналитических процедур.

Состав аудиторских процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений должен соответствовать классификатору возможных нарушений. Одному возможному нарушению в соответствии с разработанным аудиторской организацией классификатором должно соответствовать не менее одной аудиторской процедуры. [13, c 24]

Если одна из процедур не позволяет достигнуть поставленной цели по выявлению нарушения (отсутствие необходимых документов), то аудитору следует применить альтернативные аудиторские процедуры.

Все аудиторские процедуры разрабатываются по единой схеме и включают:

– наименование контрольной процедуры;

– цель проведения контрольной процедуры;

– перечень документов аудируемого лица, необходимых для выполнения процедуры (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета) и являющихся источниками информации для проверки;

– перечень необходимых нормативных документов, нарушение которых может быть выявлено при проверке и соответствие или несоответствие которым составляет цель аудиторской процедуры;

– нормы, нормативы и другая справочная информация, которая должна быть использована при выполнении контрольной процедуры (при необходимости);

– описание техники исполнения процедуры;

– описание формы представления результатов проведенной процедуры (форма рабочей таблицы или иного рабочего документа).

Все аудиторские процедуры, разработанные аудиторской организацией, должны быть снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудита у конкретного экономического субъекта, оформлять рабочую документацию аудитора, определять качество проведенного аудита по составу проведенных контрольных процедур. [15, c 254]

Порядок присвоения классификационных номеров аудиторским процедурам представляет собой один из внутрифирменных стандартов и разрабатывается каждой аудиторской организацией самостоятельно.

Все процедуры проверки кредитов и займов снабжены идентификационным признаком КИ3, что означает кредиты и займы.

Сотникова Л.В. предлагает вариант присвоения классификационных номеров по трехзначной серийно-порядковой системе классификации:

 

Х1.Х2.Х3., где

 

Х1 – номер нарушения в классификаторе нарушений;

Х2 – номер разновидности нарушения в классификационной группе нарушений;

Х3 – порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.

Рассмотрим для примера одну из аудиторских процедур:

Процедура КИЗ. 1.1.1. Проверка полноты наличия договоров, на основании которых аудируемое лицо привлекает заемные средства.

Цель: установить, что у аудируемой организации, привлекающей заемные средства, имеются в наличии и правильно оформлены все договоры кредита (займа).

Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует использовать:

– выписки банка по расчетному счету;

– выписки банка по ссудному счету;

– приходные кассовые ордера;

– договоры кредита или займа;

– синтетические регистры учета кредитов и займов.

Техника исполнения: приступив к проверке кредитов и займов, аудитор проверяет наличие договоров кредита (займа), сразу определяя, какие именно из процедур в соответствии с классификатором необходимо использовать.

Просматривая обороты по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитами займам» в регистрах синтетического учета, аудитор устанавливает соответствие оборота по указанным счетам с наличием договора.

По завершению аудиторской проверки, когда полностью выполнена программа аудита, аудиторы составляют письменную информацию руководству аудируемого лица по результатам проведенной проверки.

Этот документ, согласно стандартам аудиторской деятельности, должен отражать только существенные ошибки и нарушения, выявленные при проверке, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность отчетности.

 

1.5 Оценка систем  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля

 

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономическому и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимальной прибыли и рентабельности. Он проводится внутри организации ее же специалистами и организуется по желанию руководства для получения информации, необходимой для управленческих решений.

Информация о работе Аудит кредитов