Аудит кредитов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 11:40, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение методов проверки кредитных взаимоотношений.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотрение нормативной и законодательной базы аудита кредитов и займов;
изучение основных документов, подлежащих обязательной аудиторской проверки;
ознакомление с последовательностью проведения аудиторской проверки

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.88 Кб (Скачать)

Введение

В рыночных условиях многие организации в своей деятельности используют заемные средства банка, других кредитных организаций и предприятий. В ГК РФ указывается, что по договору займа одна сторона - заимодавец передает в собственность другой стороне - заемщику деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег - сумму займа или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Таким образом, проверяя, аудитор должен обращать внимание на то, в какой форме был взят заем - в форме денег или вещи. В практике проведения проверок встречаются случаи, когда по условиям договора, особенно долгосрочного, организация получает деньги, а затем по истечении определенного времени возвращает заем имуществом или ценными бумагами без изменения условий договора, что не допускается.

Кредитные операции относятся к самым многочисленным. Не случайно им посвящено большое число законодательных и нормативных актов. Предметом данной контрольной работы является аудит кредитных взаимоотношений.

Целью работы является изучение методов проверки кредитных взаимоотношений.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

рассмотрение нормативной и законодательной базы аудита кредитов и займов;

изучение основных документов, подлежащих обязательной аудиторской проверки;

ознакомление с последовательностью проведения аудиторской проверки;

выявление типичных ошибок и недостатков при учете кредитов и займов;

разработка теста - опросника аудитора по проверке кредитных отношений.

Источниками исследования данной работы являются нормативные и законодательные акты по учету кредитов и займов, а также учебные пособия и статьи различных авторов.

 

  1.  Планирование аудита займов и кредитов

    1. Цели, задачи и источники информации для проведения аудита

 

Целью аудита кредитов, займов является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.

Задачами аудита кредитов, займов являются:

  • изучение кредитных договоров, договоров залога, договоров займа;
  • оценка состояния синтетического и аналитического учета кредитов, займов;
  • изучение правомерного расходования средств кредитов, займов;
  • проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредитов, займов и средств целевого финансирования, правильность отражения показателей в бухгалтерской отчетности;
  • проверка своевременного и полного погашения кредитов, займов и средств целевого финансирования;
  • правильность начисления процентов за пользование и их списание.

Информационной базой для проверки кредитов и займов являются:

  • Учетная политика предприятия;
  • Первичные документы по разделу (участку) учета;
  • Регистры аналитического учета по разделу (участку) учета;
  • Регистры синтетического учета по разделу (участку) учета;
  • Бухгалтерская отчетность.

В учетной политике необходимо указать такие сведения:

  • состав и порядок списания дополнительных затрат на займы;
  • способ начисления и распределения процентов по заемным обязательствам;
  • порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.

В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.

К документам, регулирующим вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними относят:

  • Договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам.

К ним относятся:

- кредитные договоры и договоры займа;

- дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении процентных ставок по кредиту;

- другие условия кредитных договоров:

- выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов;

- кассовая книга;

- приходные кассовые ордера;

- расходные кассовые ордера;

- объявления на взнос наличными;

- приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов;

- документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа;

- приказ об учетной политике.

Согласно п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

  • Регистры аналитического учета;

Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового налогового учета, применяемой формой счетоводства может применять различные регистры аналитического учета – карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.

Аналитический учет по банковским кредитам на предприятии должен быть организован в следующих разрезах:

- по видам кредитов (рублевый, валютный);

- по банкам, у которых он был получен;

- по целевому назначению кредитов;

- по срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);

- по участию в корректировке налогооблагаемой прибыли для целей налогообложения.

Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет банковских кредитов у экономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данного предприятия, но и проверяющим лицам проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.

При аудите банковских кредитов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии не ведется аналитический учет кредитов. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по банковским кредитам, если на предприятии плохо отлажен аналитический учет кредитов. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки).

  • Регистры синтетического учета.

Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен содержать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

В настоящее время на российских предприятиях применяют следующие основные формы учета:1

- журнально-ордерную;

- мемориально-ордерную;

- автоматизированную.

Следует отметить, что большое количество предприятий, где только часть бухгалтерского учета компьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордерную форму учета с автоматизированной. Синтез заключается в том, что такие участки учета, как расчетный счет, касса, учет материалов, расчеты с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ведутся на компьютере, поскольку с этими участками сопряжено большое количество хозяйственных операций, а остальные участки учета ведутся по мемориально-ордерной или журнально-ордерной форме счетоводства.

Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер, а при журнально-ордерной форме счетоводства – в журнале-ордере № 4.

Если бухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. В бухгалтерских программах наиболее часто встречаются следующие формы:

- журнал-ордер по счету;

- карточка по счету;

- анализ счета;

- обороты по счету на определенную дату.

При аудите банковских кредитов, учет которых ведется экономическим субъектом с помощью компьютера, аудитору следует запросить распечатку такой формы, из которой он сможет получить интересующую его информацию в различных разрезах.

Бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение учет кредитов и займов, должна включать следующие документы:

  • официальную бухгалтерскую отчетность

- бухгалтерский баланс ,

- отчет о прибылях и убытках ,

- отчет о движение денежных средств ,

- отчет об изменении капитала ,

- приложение к бухгалтерскому балансу.

  • отчетность, предоставляемую в соответствии с законодательством в органы Государственного комитета РФ по статистике;
  • расчеты по налогам и платежам;
  • расчеты, предоставляемые в государственные социальные внебюджетные фонды, и другие формы отчетности.

Также, в отчетности обязательно надо указать:2

- задолженность по основным видам займов и кредитов, а также все изменения ее величины;

- все условия погашения выданных векселей и размещенных облигаций;

- сроки погашения основных видов займов, кредитов и других заемных обязательств;

- суммы затрат на займы и кредиты, включенные в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов.

Банковские кредиты находят отражение в бухгалтерском балансе, отчете о движении денежных средств, приложении к бухгалтерскому балансу.

 

 

 

1.2 Нормативное правовое  регулирование учета и аудита  расчетов по кредитам и займам

 

Система нормативного регулирования в России состоит из документов четырех уровней. К первой группе документов относятся:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129-ФЗ (в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ). Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.

  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 N 400-ФЗ). Он определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

  • Российская Федерация. Правительство РФ. Постановление об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности от 23 сентября 2002 г. N 696 (в ред. от 27.01.2011 N 30)

  • Налоговый кодекс РФ, в котором определено понятие расходов и порядок их признания для целей налогового учета; установлены налоги, взимаемые с сельскохозяйственных предприятий и включаемые в себестоимость производимой продукции.

  • Гражданский кодекс РФ, который регулирует правовые основы кредитных отношений. Содержит порядок заключения и расторжения гражданско-правовых договоров.

Второю группу документов регулирует Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти. К документам второго уровня относятся положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. В настоящее время в России система национальных стандартов - положений по бухгалтерскому учету включает 22 положения, из них:

Информация о работе Аудит кредитов