Анализ себестоимости услуг Каменецкого районного узла почтовой связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 18:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию учета и выявление резервов снижения себестоимости Каменецкого РУПС РУП «Белпочта».
Задачи дипломной работы:
1. Определить роль себестоимости продукции в экономической системе предприятия.
2. Сформировать систему показателей себестоимости продукции для ее оценки.
3. Провести анализ финансово-хозяйственно деятельности Каменецкого РУПС РУП «Белпочта» за пять лет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 9
1.1 СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ…. 10
1.2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 21
1.3 СОСТАВ ЗАТРАТ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ 23
2 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ КАМЕНЕЦКОГО РАЙОННОГО УЗЛА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ 31
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАМЕНЕЦКОГО РАЙОННОГО УЗЛА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ 32
2.2 ПОРЯДОК КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ КАМЕНЕЦКОГО РАЙОННОГО УЗЛА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ 43
2.3 УПРАВЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ УСЛУГ КАМЕНЕЦКОГО РАЙОННОГО УЗЛА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ 51
3 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ КАМЕНЕЦКОГО РАЙОННОГО УЗЛА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ…………. 60
3.1 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ КАМЕНЕЦКОГО РАЙОННОГО УЗЛА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ………….. 61
3.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ КАМЕНЕЦКОГО РАЙОННОГО УЗЛА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ 73
3.3 РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ КАМЕНЕЦКОГО РАЙОННОГО УЗЛА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.18 Мб (Скачать)

 

Из таблицы 3.3 видно, что в 2004 году для получения 100 рублей выручки объекту понадобилось 103,9 рублей затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), в 2005 году – 98,8 рублей, в 2006 году – 102,3 рубля. Следовательно, в 2005 году по сравнению с 2004 годом произошло снижение себестоимости на 5,1 рубля.

Диаграмма изменения себестоимости 100 руб. выручки представлена на рис.3.1 .

 

Рис. 3.1 Диаграмма изменения себестоимости 100 руб. выручки за 2004-2006 г.г. по Каменецкому РУПС

В 2006 году по сравнению с 2005 годом себестоимость 100 рублей выручки увеличилась значительно на 3,5 рубля, это объясняется тем, что темпы роста затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)  превышают темпы роста выручки. Таким образом, можно отметить, что в 2004 году РУПС сработал эффективно, так как было достигнуто снижение себестоимости 100 рублей выручки, но в 2005 году необходимо было не только принять меры по снижению затрат, но и направить все усилия на увеличение объема выручки.

Основой для более глубокого анализа себестоимости служит калькуляция – исчисление себестоимости 100 руб. доходов по элементам и статьям затрат. Калькуляция 100 руб. доходов определяется делением суммы расходов по каждой статье затрат на доходы организации и умножением на 100.

 

Таблица 3.4- Влияние отдельных элементов себестоимости на общий уровень себестоимости в Каменецком РУПС

Наименование показателей

Себестоимость 100 руб. услуг связи, руб.

Изменение размера себестоимости 100 руб. услуг связи в отчетном периоде по сравнению с 2005 годом, руб.

Изменение (+ повышение, - снижение) себестоимости услуг связи по сравнению с 2005 годом, %

2005год

2006 г.

Снижение

Повышение

По каждому элементу затрат

По всей себестоимости

1

2

3

4

5

6

7

Затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды

44,29

42,75

1,54

-

-3,48

-2,08

Амортизация основных средств

12,72

12,78

-

0,06

+0,47

+0,08

Материальные затраты

2,31

2,17

0,14

-

-0,06

-0,19

Электроэнергия со стороны для производственных нужд

0,60

0,58

0,02

-

-3,3

- 0,03

Перевозка почты

5,44

5,34

0,10

-

-1,8

- 0,13

Прочие расходы

9,08

8,59

40,49

-

-5,4

- 0,65

Итого

74,44

72,21

2,29

0,06

-

3,0


 

Графы 4 и 5 (таб. 3.4) по каждому элементу и статьи затрат определяются как разность между себестоимостью услуг связи предыдущего и отчетного периодов. Снижение (повышение) себестоимости услуг связи по каждому элементу затрат (гр.6) определяется делением соответствующих данных гр. 4 или 5 на данные гр. 2 и умножением на 100. Общее снижение себестоимости услуг связи определяется как отношение разности итогов гр.4 и 5 к итогу гр.2: (2,29-0,06)/74,44))*100 = 3%.

Степень влияния отдельных элементов затрат на изменение всей себестоимости зависит от величины изменения каждого элемента и от его удельного веса в себестоимости и определяется по формуле:

 

ΔJ0 = Δjidi,                                                   (3.2)

где ΔJ0 – величина снижения себестоимости услуг связи за счет вида затрат;

Δji – величина снижения данного вида затрат в отчетном периоде;

di – удельный вес данного  вида затрат в себестоимости  услуг связи в предыдущем периоде.

Себестоимость единицы услуги связи за соответствующий период предыдущего года составила 74,44 руб. в том числе затраты на оплату труда с отчислениями 44,29 руб. В отчетном периоде затраты на заработную плату составили 42,75 руб., т.е. снизились на 1,54 руб. (44,29-42,75), или на 3,48% ((1,54/44,29)*100). За счет снижения затрат на заработную плату себестоимость услуг связи организации снизилась на 2,07% ((3,48*59,5)*100), где 59,5 – удельный вес заработной платы в предыдущем году (44,29/74,44)*100.

Анализ структуры себестоимости и калькуляции единицы услуги связи позволяет выяснить, какое влияние оказывают отдельные элементы на величину себестоимости 100 руб. дохода и её изменение в динамике, определить размер затрат на 100 руб. дохода связи и основные источники их снижения. Однако не анализ структуры услуг связи, ни калькуляция единицы услуги связи не вскрывает причин изменения отдельных элементов и статей затрат. Важным этапом при анализе себестоимости является выявление и анализ факторов, влияющих на себестоимости услуги связи и её изменению.

Как видно из приведенной структуры, основными источниками снижения себестоимости услуг связи является: заработная плата, амортизационные отчисления и затраты на перевозку почты, поскольку эти статьи затрат составляют наибольший удельный вес в себестоимости услуг связи.

В отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом произошли изменения в структуре себестоимости: возрос удельный вес амортизационных отчислений и затрат на перевозку почты, затраты на оплату электроэнергии сохранились на уровне предыдущего года, а по остальным статьям удельный вес снизился.

Снижение удельного веса заработной платы и повышение удельного веса амортизационных отчислений свидетельствуют о росте технической оснащенности организации и снижении ручного труда за счет амортизации производственных процессов, что является положительным фактом.

При анализе финансового состояния организации необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зоны безопасности). С этой целью предварительно все затраты организации следует разбить на две группы в зависимости от объёма производств и реализации услуг связи: переменные и постоянные.

Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются пропорционально объёму производства услуг связи. Это расходы сырья, материалов, энергии, топлива, затраты работников на сдельной форме оплаты труда, отчисления и налоги от зарплаты и выручки и т.д.

Постоянные затраты не зависят от объёма производства и реализации услуг связи. К ним относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, суммы выплаченных процентов за кредиты банка, арендная плата, расходы на управление и организацию производства, зарплата персонала организации на повременной оплате и др.

Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доход организации.

Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального дохода позволяет рассчитать порог рентабельности, т.е. ту сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы организации. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.

Рассчитывается порог рентабельности отношением суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованных услуг связи к доле маржинального дохода в выручке:

Порог рентабельности = (Постоянные затраты в себестоимости реализованных услуг связи)/(Доля маржинального дохода в выручке).

Если известен порог рентабельности, то нетрудно посчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ):

ЗФУ = [(Выручка – Порог рентабельности)/Выручка]*100.     (3.3)

Общие затраты на производство состоят из двух частей: постоянной и переменной:

 

Z = Zconst + Zvar                                                     (3.4)

 

Zн.г. = 930580,4 тыс. руб.

Zк.г. =1223986,5 тыс. руб.

 

Таблица 3.5- Определение постоянных и переменных затрат

Показатели

Постоянные затраты, тыс. руб.

Переменные затраты, тыс. руб.

2005

2006

2005

2006

1

2

3

4

5

1. Материальные затраты

   

135437,0

195884,9

2. Затраты за оплату  труда

   

462610

611742,6

3. Отчисления на соц. нужды

166374,0

218935,3

   

4. Амортизация основных  фондов

46144,0

53988,9

   

5. Прочие затраты

   

118093,0

143435,2

ИТОГО

212518

272924,2

716140

951062,7


 

Степень реагирования издержек производства на изменение объема продукции может быть оценена с помощью так называемого коэффициента реагирования затрат (рассчитать):

 

К = AZ/ AN,                                                 (3.5)

где AZ - изменение затрат за период, %

      AN - изменение  объема производства, %

К = 31,5%/27,0%= 1,1666

В зависимости от значения коэффициента реагирования выделяют следующие типовые хозяйственные ситуации:

К=0 - постоянные затраты

0<К<1 - дегрессивные затраты

К=1 - пропорциональные затраты

К>1 - прогрессивные затраты

Следовательно, в нашем случае имеем прогрессивные затраты.

Построим график 3.2 реагирования затрат за 2006 год.

 

Рис. 3.2. График реагирования затрат

 

Рассчитаем также уровень минимального маржинального дохода (разность между выручкой от реализации и переменными затратами или сумма постоянных расходов и прибыли) в % к выручке:

 

dB%KN=(Zconst/N)*100                                             (3.6)

Расчет произведем за прошлый и отчетный период.

dB%KN2005=(Zconst/N)*100 = (225381/941521,7)х100% = 23,9%

dB%KN2006=(Zconst/N)*100 = (244814,6/1195877,3)х100% = 20,5 %

В нашем случае значение dB%N довольно велико, однако доля постоянных расходов незначительна, а к концу года повысилась.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами.

ВМ = Выручка - Переменные затраты                         (3.7)

Рассчитаем валовую маржу:

2005 год: ВМ = 941521,7 тыс.р. - 52646210 тыс.р. =225381 тыс.р.

2006 год: ВМ = 1195877,3 тыс.р. – 61510424 тыс.р. =244814,6 тыс.р.

Рассчитаем операционный рычаг:

ОР = Валовая маржа / Прибыль                                       (3.8)

2005 год: ОР =225381 тыс.р. /10940,6 тыс.р. = 20,6

2006 год: ОР = 244814,6 тыс.р./ -28109,2 тыс.р.= -8,709

Чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. Следовательно, в Каменецком РУПС в 2006 году риск снизился, однако в целом риск невелик.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

ТБ = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении

ВМ в относ.выраж. == (Выручка - Перем. затраты) / Выручка         (3.9)

ВМ2005 в относ.выраж = 225381 тыс.р./ 941521,7тыс.р.  = 0,2393

ВМ2006 в относ.выраж = 244814,6  тыс.р. / 1195877,3 тыс.р.  = 0,2047

ТБ2005 = 212518 тыс.р./ 0,2393 = 888081,9 тыс.р.

ТБ2006 = 272924,2 тыс.р./ 0,2047 = 1333288,7 тыс.р.

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности. Он показывает насколько можно снизить объем производства и реализации еще не терпя убытков.

ЗФП = Выручка от реализации - Порог рентабельности              (3.10)

 

ЗФП2005 =941521,7 тыс.р.- 888081,9 тыс.р. = 53439,8 тыс.р.

ЗФП2006 =1195877,3  тыс.р.- 1333288,7 тыс.р. = -137411,4 тыс.р.

 

ЗФП(%) = (Выручка - Порог рентабельности) / Выручка          (3.11)

 

ЗФП(%)2005=53439,8  тыс.р./ 941521,7 тыс.р.=5,7%

ЗФП(%)2006= -137411,4тыс.р./ 1195877,3 тыс.р. = -11,5%

Сведем полученные данные в табл. 3.6.

 

Таблица 3.6- Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости организации

Показатель

2005

2006

1

2

3

Выручка от реализации услуг связи за минусом НДС, акцизов и др., тыс.руб.

941521,7

1195877,3

Прибыль, тыс.руб.

10940,6

-28109,2

Полная себестоимость реализованных услуг связи, тыс. руб.

930580,4

1223986,5

Сумма переменных затрат, тыс. руб.

716140

951062,7

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

212518

272924,2

Сумма маржинального дохода, тыс.руб.

225381

244814,6

Доля маржинального дохода в выручке, %

0,2393

0,2047

Порог рентабельности, тыс. руб.

888081,9

1333288,7

Запас финансовой устойчивости:

   

тыс.руб.

53439,8

-137411,4

%

5,7

-11,5

Информация о работе Анализ себестоимости услуг Каменецкого районного узла почтовой связи