Анализ рынка легкой промышленности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:33, контрольная работа

Краткое описание

Лёгкая промышленность - совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции.

Оглавление

1. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ И МЕСТО РЫНКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3
2. ПОНЯТИЯ «РЫНОК» И «ОТРАСЛЬ»: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ 5
3. «ФИРМА», «ПРЕДПРИЯТИЕ», «ОРГАНИЗАЦИЯ»- ТЕРМИНЫ ИДЕНТИЧНЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ? 6
4. ФИРМЕННАЯ СТРУКТУРА РЫНКА. ГРАНИЦЫ РЫНКА, КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ 8
5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА. ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ. ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ 13
6. ТИП РЫНКА И БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК И ВЫХОДА С РЫНКА 17
7. РЕЙТИНГ ФИРМ И ИНФОРМАЦИЯ НА РЫНКЕ 20
8. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ 25
9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА 26
10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ легк пром-ть.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) до налогообложения по итогам деятельности крупных и средних предприятий за январь-октябрь 2010 года в текстильном и швейном производстве составил 0,7 млрд. руб. (за соответствующий период 2009 года - 1,1 млрд. руб.), в том числе в текстильном производстве - минус 0,95 млрд. руб.,  в швейном и меховом - 1,6 млрд. руб.;  в кожевенно-обувном производстве - 0,53 млрд. руб. (в 2009 году - 0,3 млрд. руб.).

Доля убыточных организаций в общем количестве организаций в январе-октябре 2010 года составила в текстильном и швейном производстве - 34,5% (за соответствующий период 2009 года -32,1%); в кожевенно-обувном производстве - 22,1% (23%).

Среднесписочная численность работников за 11 месяцев 2010 года по полному кругу организаций в текстильном и швейном производстве составила 326,1 тыс. чел. (98,4% к уровню соответствующего периода 2009 года), в кожевенно-обувном производстве  - 57,8 тыс. чел. (104,3%).

Среднемесячная зарплата за январь-ноябрь 2010 года  в текстильном и швейном производстве составила 9986,6 руб., 111,7% к соответствующему периоду 2009 года (53,3% к уровню заработной платы в обрабатывающих производствах), в кожевенно-обувном  производстве - 10837,4 руб., 113,9% (57,8%).

По состоянию на 1 января 2011 года просроченная задолженность по заработной плате  в текстильном и швейном производстве составляет 12,4  млн. руб.;  в кожевенно-обувном производстве - 2,0 млн. рублей.

Экспорт продукции легкой промышленности за январь-ноябрь  2010 года по отношению к соответствующему периоду 2009 года  увеличился на 11,4% (с 814,6 млн. долл. до 907,5 млн. долл.).

Основу экспорта составили: текстиль и текстильные изделия - 54%, шкуры, кожа и изделия из кожи - 24,4%, обувь - 17,3 процента.

Экспорт шкур и кожи увеличился на 34,2%, меха и изделий из меха - на 15,7%,, тканей - на 16,2%, одежды - на 18%, экспорт обуви - снизился на 16,5 процента.

Цена на экспортируемые хлопчатобумажные ткани возросла на 19%,  на льняные ткани - снизилась на 12 процентов.

Около 70% текстильных изделий и обуви экспортируется в страны СНГ, более 80% кожевенного сырья и пушнины экспортируется в страны дальнего зарубежья.

Доля экспорта продукции легкой промышленности в общем объеме экспорта России в январе-ноябре составила 0,27% (в январе-ноябре 2009 года - 0,3%).

Импорт товаров легкой промышленности увеличился на 50,7% (с 9,8 млрд. долл. до 13,5 млрд. долл.).

Основу импорта составили: одежда и текстильные изделия - 45,4% (рост на 49,3%), обувь - 28,4%  (на 72%), импорт хлопка в натуральном выражении снизился на 23,3% при росте цены за тонну на 30%, цена импортируемой обуви кожаной возросла на 32,6%, ткани хлопчатобумажные подорожали на 4-5 процентов.

Увеличился импорт хлопка и химических нитей - на 35% и 54% соответственно, почти вдвое увеличился импорт шкур, кожи и изделий из кожи, импорт текстильных материалов технического назначения снизился на четверть.

Доля импорта продукции легкой промышленности в январе-ноябре 2010 года в общем объеме импорта России составила 7% (в январе-ноябре 2009 года - 6,4 процента).

Более 85%  текстильной продукции и обуви  и около 95% кожевенного сырья и пушнины импортируется из стран дальнего зарубежья.

Сальдо внешнеторгового оборота продукции легкой промышленности за 11 месяцев 2010 года составило минус 12,6 млрд. долл. (за соответствующий период 2009 года - минус 8,1 млрд. долл.).


5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА. ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ. ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ

 

Основные показатели, характеризующие концентрацию рынка:

      индекс концентрации;

      индекс Херфиндаля-Хиршмана (НН1);

      относительная энтропия;

      дисперсия рыночных долей.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (НН1) показывает влияние крупных компаний на состояние рынка и рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:

где Хi - доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли), %;

n - число хозяйствующих субъектов отрасли, действующих на рынке;

Величина НН1 варьирует  в пределах от 0 (полная  деконцентрация) и до 10000 (абсолютная монополия - 100% рынка).

Для оценки концентрации используются следующие критериальные значения:

1. Нормальная концентрация: СR3 < 45%; НН1< 1000 - неконцентрированный рынок.

2. Средняя степень концентрации: 45% < СR3 < 70%; 100<HH1<2000 - умеренно концентрированный рынок.

3. Высокая степень концентрации: СR3 > 70%, НН1 > 2000 - слабая конкурентная среда.

Важнейшими показателями концентрации производства являются также коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе, которые не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.

В результате анализа показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку и оценивается наличие и степень развитости конкуренции в отрасли.

Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства.

Таблица 1 - Предприятия занимающие доминирующее положение в отраслях промышленности России

 

Число хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%

Удельный вес, %

Предприятий в общем числе предприятий отрасли

Объема производства их продукции в общем объеме производства отрасти

Объема производства продукции, по которой хозяйствующие субъекты включены в реестр, в общем объеме их производства

Вся промышленность в том числе:

265

1,3

16,7

25,7

Пищевая

8

0,2

0,6

48,9

Топливная

7

1,5

5,9

3,9

Черная металлургия

28

10,9

67,9

12,6

Цветная металлургия

27

5,9

32

19,7

Химическая и нефтехимическая

41

7,1

25,8

20,7

Машиностроение и металлообработка

136

2,6

28,2

49,5

Деревообрабатывающая промышленность

8

0,3

8,1

19,1

Промышленность строительных материалов

3

0,2

2,2

76,3

Легкая

1

0,1

0,3

7,8

 

Оценку уровня концентрации производства в любой отрасли промышленности можно произвести с помощью показателя, называемого «индексом концентрации». При этом такой индекс определяется в двух вариантах: первый - оценивается удельный вес объема производства на четырех крупнейших предприятиях отрасли к общеотраслевому объему выпуска продукции (), второй - удельный вес объема производства на десяти крупнейших предприятиях отрасли к общеотраслевому объему выпуска продукции (). Эти индексы рассчитываются по выражениям:

,

 

где Qi - годовой объем производства на i-м крупнейшем предприятии отрасли, млн. руб.; Q0 - годовой объем производства продукции по данной отрасли в целом, млн. руб.

По показателю степени концентрации производства (,) все отрасли могут быть распределены следующим образом:

• при >15% и >90% - очень высокая степень концентрации, которая характерна для таких отраслей, как нефтедобывающая, газовая, нефтехимическая, энергомашиностроительная, подшипниковая промышленности и энергетика;

• при >10% и >70% - высокая степень концентрации, которая преобладает в топливной промышленности, в черной и цветной металлургии, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении и других отраслях;

• при >5% и >50% - умеренная степень концентрации, которая характерна для химической, станкостроительной и инструментальной промышленности, приборостроения и других отраслей;

• при <5% и <50% - слабая степень концентрации, которая имеет место в строительстве, строительной индустрии, лесной, текстильной, швейной, пищевой и других отраслях промышленности.

Высокий уровень концентрации производства, определяющий размер предприятия и его монопольное положение на рынке, обеспечивает ему определенные преимущества, с одной стороны, а с другой - обуславливает возникновение определенных недостатков в деятельности крупных предприятий. Положительными факторами укрупнения предприятий являются:

• сокращение издержек производства за счет сокращения удельных постоянных затрат;

• возможность осуществлять научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую и другую инновационную деятельность по развитию и повышению экономической эффективности производства;

• более широкие возможности экологизации производства, в том числе и в результате расширения процессов использования образующих отходов производства.

Вместе с тем укрупнение предприятий может повлечь за собой и определенные недостатки, основными из которых являются:

•усложнение процесса управления предприятием;

•увеличение затрат на транспортировку материально-сырьевых ресурсов и готовой продукции в случае горизонтальной интеграции предприятий;

•возникновение реальных возможностей монополизации производства.


6. ТИП РЫНКА И БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК И ВЫХОДА С РЫНКА

 

Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур - монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции:

1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что:

• отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рынка данного товара;

• рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;

• отсутствует возможность сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;

• каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.

2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:

• разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

• различные услуги и условия, связанные с продажей продукта (качество обслуживания);

• различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);

• мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.

3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.

4. Существование неценовой конкуренции. Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции ограничены, и основной резерв здесь - неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий.

В рамках реализации неценовой конкуренции существует несколько методов:

• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;

• улучшение качества товара с течением времени, что необходимо из-за существования конкуренции в отрасли;

• реклама. Особенность данной формы неценовой конкуренции состоит в том, что идет приспособление потребительских вкусов к уже существующим видам продукции. Цель рекламы - увеличение доли фирмы на рынке этого товара.

Монополистическая конкуренция - достаточно часто встречающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для легкой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отраслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. РЕЙТИНГ ФИРМ И ИНФОРМАЦИЯ НА РЫНКЕ

 

Исторически и географически сложилось так, что основа экономики региона - нефтегазодобывающий комплекс. В связи с этим определяется и специфика развития отрасли легкой промышленности. Большое значение занимает выпуск спец. одежды и обуви для нефтяников и других производственных предприятий, так или иначе связанных с нефтегазодобывающей отраслью. Некоторые предприятия легкой промышленности изначально были созданы как дочерние крупных и средних предприятий нефтегазовой отрасли. По этим причинам "выживаемость" их зачастую зависит от потребностей и величины заказов промышленного сектора экономики Тюменской области. Практически не исследуются возможности спроса потребительского сектора, предприятия не развиваются в этом направлении. Хотя в последнее время можно заметить, что появилось больше мобильных малых предприятий легкой промышленности, в небольшой части удовлетворяющих потребительский спрос на швейные изделия в Тюменской области.

Информация о работе Анализ рынка легкой промышленности России