Анализ рынка легкой промышленности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:33, контрольная работа

Краткое описание

Лёгкая промышленность - совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции.

Оглавление

1. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ И МЕСТО РЫНКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3
2. ПОНЯТИЯ «РЫНОК» И «ОТРАСЛЬ»: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ 5
3. «ФИРМА», «ПРЕДПРИЯТИЕ», «ОРГАНИЗАЦИЯ»- ТЕРМИНЫ ИДЕНТИЧНЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ? 6
4. ФИРМЕННАЯ СТРУКТУРА РЫНКА. ГРАНИЦЫ РЫНКА, КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ 8
5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА. ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ. ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ 13
6. ТИП РЫНКА И БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК И ВЫХОДА С РЫНКА 17
7. РЕЙТИНГ ФИРМ И ИНФОРМАЦИЯ НА РЫНКЕ 20
8. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ 25
9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА 26
10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ легк пром-ть.doc

— 1.03 Мб (Скачать)


7

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт права, экономики и управления

Кафедра математических методов, статистики и информационных технологий в экономике

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: «Анализ рынка легкой промышленности России»

По предмету: «Экономика отраслевых рынков»

 

 

 

 

 

 

                                  Выполнила:

                               студентка 4 курса

                               группы 25э803

                              

                               Проверил:

                               К.э.н., доцент

                              

 

 

 

Тюмень - 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ И МЕСТО РЫНКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2. ПОНЯТИЯ «РЫНОК» И «ОТРАСЛЬ»: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ

3. «ФИРМА», «ПРЕДПРИЯТИЕ», «ОРГАНИЗАЦИЯ»- ТЕРМИНЫ ИДЕНТИЧНЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ?

4. ФИРМЕННАЯ СТРУКТУРА РЫНКА. ГРАНИЦЫ РЫНКА, КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА. ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ. ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ

6. ТИП РЫНКА И БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК И ВЫХОДА С РЫНКА

7. РЕЙТИНГ ФИРМ И ИНФОРМАЦИЯ НА РЫНКЕ

8. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА

10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ И МЕСТО РЫНКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

Лёгкая промышленность - совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции.

    Легкая промышленность является важнейшей отраслью, специализирующейся на выпуске непродовольственных товаров народного потребления. Она обеспечивает население нашей страны обувью, одеждой, трикотажными изделиями, тканями, и другими предметами народного потребления. В условиях ориентации экономики страны на социальные нужды населения, именно этой отрасли принадлежит ведущая роль в повышении уровня жизни населения за счет его обеспечения непродовольственными товарами высокого качества.

Структура легкой промышленности достаточно сложна. Она отражает технологические стадии переработки натурального или химического сырья. В нее входят сырьевые производства (получение хлопка и хлопкового пуха из хлопка-сырца; шкур животных), полу продуктовые (прядильное, текстильное, кожевенное, меховое), дающие конечную продукцию (швейная, трикотажная, ковровая, обувная, галантерейная). Особый вид производства - изготовление разнообразной фурнитуры. Наряду с выпуском продукции для населения изготавливается специальная техническая продукция (фильтры, технические ткани, рыболовецкие сети, медицинские перевязочные материалы и т.д.).

Главное изменение в структуре легкой промышленности - резкое увеличение в ней доли продукции конечных, финишных производств, идущих непосредственно к потребителю (швейные, трикотажные, ковровые и меховые изделия, головные уборы, ковры, изделия из кожи - обувь и другие кожевенные товары). Эта продукция отрасли отличается гораздо более высокой стоимостью по сравнению с тканями, кожей или мехами. Внешняя торговля конечными изделиями является наиболее выгодной для их производителей.

Лёгкая промышленность объединяет несколько подотраслей:

      Текстильная

1.      Хлопчатобумажная

2.      Шерстяная

3.      Шёлковая

4.      Льняная

5.      Пенько-джутовая

6.      Трикотажная

7.      Валяльно-войлочная

8.      Сетевязальная

      Швейная

      Галантерейная

      Кожевенная

      Меховая

      Обувная


2. ПОНЯТИЯ «РЫНОК» И «ОТРАСЛЬ»: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ

 

Отрасль - это совокупность однородных предприятий, характеризующихся единством потребительского или экономического назначения производимой продукции, общностью перерабатываемого сырья, используемой материально-технической базы и профессионального состава кадров.

Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

Понятие «рынок» и «отрасль» близки по своему значению, но в то же время совершенно не идентичны. Если рынки объединяют продавцов и покупателей товаров, являющихся близкими субститутами с точки зрения их покупателей, то отрасли объединяют продавцов товаров, являющихся близкими субститутами в производстве, или "на стороне предложения". Рынок в определенном смысле больше отрасли, так как он включает не только продавцов близких (по спросу) субститутов, но и их покупателей.

Возникнув, отрасль может функционировать автономно, самостоятельно с наличием организационно-управленческих структур, в составе более сложных межотраслевых формирований с соответствующими общими организационно-управленческими структурами и вне их. От этого сущность отрасли, как объективно существующей специфической сферы материального производства, представленной совокупностью однородных первичных ячеек производства предприятий, субъектов рынка, хозяйствующих субъектов, не меняется. Меняются от этого только условия функционирования отрасли - благоприятные или неблагоприятные, привлекательные или нет, что, в конечном счете, определяют показатели эффективности функционирования отрасли. Экономическая эффективность функционирования отрасли, жестко оцениваемая конкурентным рынком, конкурентоспособностью продукции и услуг отрасли, определяет характер организационно-управленческой структуры отрасли как ее внешней оболочки.

3. «ФИРМА», «ПРЕДПРИЯТИЕ», «ОРГАНИЗАЦИЯ»- ТЕРМИНЫ ИДЕНТИЧНЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ?

 

Хозяйствующий субъект - юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство, осуществляющее те или иные экономические операции от своего имени.

Предприятие - особый объект гражданских прав, юридическое лицо, являющееся производственно-коммерческой организацией; самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства и сбыта продукции, выполнения работ и/или оказания услуг в целях удовлетворения общественных и частных потребностей и получения дохода с прибылью; производственный или коммерческий имущественно-земельный комплекс, созданный для осуществления предпринимательской деятельности.

Организация - совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения каких-либо задач на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры.

Фирма - экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования, имущественно, социально и организационно обособленный участник хозяйственной деятельности, имеющий свое наименование, а также общеизвестный и общепризнанный фирменный знак отличия.

Понятие «предприятие» по приведенным выше определениям формально подпадает под понятие «организация». Некоторые весьма немногие специалисты, в основном преподаватели, говоря об организациях имеют в виду и предприятия, но никому не придет в голову именовать организации предприятиями. Исторически предприятиями называют производственные, торговые и сервисные экономические объекты, основополагающей целью которых является получение нормального дохода и нормальной прибыли, а также всемерное неуклонное повышение текущей рыночной стоимости каждого из них. Нормальными доходами и прибылью считаются такие размеры этих показателей, которые достигаются при полном использовании всех имеющихся производственных, торговых и сервисных ресурсов.

Организации могут иметь собственные имущественно-земельные комплексы либо располагаться в арендуемых офисных помещениях. Наиболее распространенные разновидности организаций: международные, межгосударственные, правительственные и неправительственные, коммерциализированные и некоммерческие, общественные и политические, религиозные и благотворительные, союзы, центры, клубы по интересам, фонды, общества, ассоциации, партнерства и многие другие.

Принципиальное отличие организаций от предприятий состоит в том, что извлечение дохода и прибыли никогда не является основной целью их существования. Однако, те или иные денежные средства они могут зарабатывать для решения задачи частичного, либо полного самофинансирования своей деятельности. Обычно организации без цели перепрофилирования не продают, но они могут передаваться с баланса на баланс другой организации, и в таких случаях может возникать потребность в определении их рыночной стоимости.

Фирма - единица предпринимательства, понятие это более широкое, чем «предприятие». Предпринимательская фирма представляет собой организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность на одном или более предприятиях, то есть фирма может включать в себя несколько обособленных хозяйственных единиц. Понятие «фирма» и «предприятие» будут идентичны в том, случае, если фирма включает одно производственное предприятие. Современные фирмы обычно объединяют предприятия в группу.


4. ФИРМЕННАЯ СТРУКТУРА РЫНКА. ГРАНИЦЫ РЫНКА, КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Лёгкая промышленность является одной из важнейших отраслей российской экономики. В неё входит 17 подотраслей, 14 тыс. предприятий. В лёгкой промышленности на 2008 год были заняты 463 тыс. человек, из них 75 % - женщины. Доля лёгкой промышленности в общем объёме производства страны составляет менее 1,0 %.

Основными подотраслями лёгкой промышленности являются:

      текстильное производство (45 % объёма выпуска по отрасли);

      производство одежды, выделка и крашение меха (30 %);

      производство кожи, изделий из кожи и обувное производство (25 %).

Балансовая стоимость основных фондов в лёгкой промышленности на 2008 год составляла 26,6 млрд рублей

Оценивая состояние отечественной легкой промышленности, необходимо учитывать, что важнейшим фактором, определяющим эффективное функционирование отрасли, является рынок товаров конечного спроса. В денежном выражении данный сектор занимает 97% от общего объема потребления продукции отрасли на внутреннем рынке. Оборот розничной торговли продукцией легкой промышленности составил в 2008 г. 2,0 трлн руб., его доля в розничном товарообороте страны 14,5%, а в розничном товарообороте непродовольственных товаров - 26,3%. С 2005-го по 2008 г. розничный товарооборот товаров легкой промышленности увеличился в 1,6 раза.

Вместе с тем в 2008 г. доля легкой промышленности в объеме отгруженной продукции обрабатывающих отраслей была равна 1,1%, в объеме экспорта - 1,3%. В объеме промышленного производства страны доля отрасли менее 1,0% - против 11,9% в 1991 г., что соответствовало уровню таких развитых стран, как США, Германия и Италия. Эта ситуация контрастирует с тем объективным обстоятельством, что емкий рынок продукции легкой промышленности и динамично растущий внутренний спрос являются хорошими предпосылками для роста внутрироссийского производства товаров легкой промышленности.

В 2010 году индекс текстильного и швейного производства составил 112,1% по сравнению 2009 годом, производства кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 118,7 процента.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом текстильное производство в целом увеличилось на  14,8%, производство одежды и выделка меха - на 10 процентов.

В текстильном и швейном производстве за 2010 год отгружено товаров собственного производства по полному кругу организаций производителей на сумму 176,9 млрд. руб. (на 18,2% больше, чем за 2009 год), в т.ч. в текстильном производстве - 104,3 млрд. руб. (124,2%).

Обувное производство в целом увеличилось на 18,1%, в т.ч.  выпуск обуви с верхом из кожи увеличился на 15,2%; в дублении и отделке кожи производство возросло на 9,4 процента.

В кожевенно-обувном производстве за 2010 год отгружено товаров собственного производства по полному кругу организаций производителей на сумму 39,5 млрд. руб. (121,2% к 2009 году), в т.ч. обуви -  24 млрд. руб. (125,2%).

Тенденции роста объемов производства в легкой промышленности и объемов потребления свидетельствуют об оживлении покупательского спроса населения и промышленного сектора.

Индексы цен производителей промышленных товаров в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года составили: в текстильном и швейном производстве - 113,2%; в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 110,8 процента.

Индекс потребительских цен в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года составил на непродовольственные товары - 104,5%, в т.ч. на ткани (по видам) - 104-110%, одежда, белье постельное, трикотаж, обувь – 105-107 процентов.

Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям за 9 месяцев 2010 года по сравнению с соответствующим периодом 2009 года увеличились в текстильном и швейном производстве - с 3,0 млрд. руб. до 3,9 млрд. руб. (127,6%); в кожевенно-обувном производстве - с 0,3 млрд. руб. до 0,8 млрд. руб. (в 2,8 раза).

Предприятия отрасли по состоянию на конец ноября 2010 года имели просроченную кредиторскую задолженность: в текстильном и швейном производстве - 5,8 млрд.руб., 99,9% к ноябрю 2009 года и 102,6% к октябрю 2010 года; в кожевенно-обувном производстве - 0,5 млрд.руб., 78% и 100,4% соответственно.

Информация о работе Анализ рынка легкой промышленности России