Анализ качества и конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ТИОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции
Анализ качества продукции
Анализ конкурентоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая - 2.docx

— 131.57 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

    1. ТИОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
    1. Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции
    1. Анализ качества продукции
    2. Анализ конкурентоспособности

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема качества продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в  экономической и социальной жизни  страны. Объективный фактор, объясняющий  многие глубинные причины наших  экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины  повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах  Запада, с другой это качество создаваемой  и выпускаемой продукции. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при  совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит  на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.

    1. Теоретические основы анализа качества и конкурентоспособности продукции

 

1.1 Цель, задачи, этапы и  информационное обеспечение анализа  качества и конкурентоспособности  продукции

 

Цель анализа качества продукции:

  • оценить технический уровень продукции;
  • выявить отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
  • проанализировать структуру выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;
  • выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
  • обосновать возможности повышения качества.

Цель анализа конкурентоспособности  продукции:

- Изучение платежеспособного  спроса на продукцию, рынков  ее сбыта и обоснование плана  производства и реализации продукции  соответствующего объема и ассортимента;

- Анализ факторов, формирующих  эластичность спроса на продукцию,  и оценка степени риска невостребованной  продукции;

- Оценка конкурентоспособности  продукции и изыскание резервов  повышения ее уровня;

- Оценка эффективности  производства и сбыта продукции.

Задачи анализа конкурентоспособности  продукции:

- оценка и прогнозирование  конкурентоспособности продукции;

- изучение факторов, воздействующих  на уровень конкурентоспособности;

- разработка мер по  обеспечению необходимого уровня  конкурентоспособности продукции.

Задачи анализа качества продукции.

- изучение динамики перечисленных  показателей;

- выполнение плана по  их уровню;

- причины их изменения  и оценка выполнения плана  по уровню качества продукции;

- определение влияния  качества на стоимостные показатели  работы предприятия.

Этапы анализа качества:

Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция  по категориям:

  • Продукция 1-ой категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;
  • Продукция 2-ой категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.
  • Продукция, оцениваемая по 2-ой категории, подлежит снятию с производства;

Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.

Сортность - тоже характеризует качество, но для определенных отраслей.

При определении сортности  используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая  уровень качества.

По продукции, качество которой  характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются следующие показатели:

  • доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства;
  • средний коэффициент сортности;
  • средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности  можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости  продукции всех сортов к возможной  стоимости продукции по цене 1 сорта.

Этапы анализа конкурентоспособности  продукции:

  • необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, для этого достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
  • если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности  является изучение рыночных условий, которое  должно проводиться постоянно, как  до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей.

Информационное обеспечение  анализа качества и конкурентоспособности  продукции:

Для проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции  используются следующие источники  информационного обеспечения: международные  стандарты (ИСО); государственные и  межгосударственные стандарты (ГОСТы); отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты  научно-технических обществ (СТО); стандарты  предприятий (СТП) и технические  условия (ТУ); сертификаты сооответствия; технические требования;

прайс-листы; опросники (по вопросам предпочтения продукции); анкетирование.

Качество  продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале  объективно отражается уровень применяемой  техники, технологии и управления.

Качество продукции –  важнейшая экономическая категория  и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.

Повышение качества продукции  надо рассматривать в различных  аспектах, в том числе на макро  и микро уровнях.

Повышение качества продукции  позволяет:

  • увеличить повышение качества товаров и услуг;
  • улучшить структуру экспорта;
  • осуществить на практике НТП и др.

Таким образом, высокий уровень  качества продукции для государства: ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки  сбыта.

Следовательно, государственная  политика должна быть направлена на повышение  качества продукции. А для предприятий  в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего формирование имиджа предприятия .

Имидж высокого уровня –  это уверенность и популярность, устойчивое положительное отношение  покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.

В настоящее время мы видим  большое количество зарубежных фирм – производителей, которые успешно  держат лидирующие места на мировом  и российском рынках в разных отраслях деятельности.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии  – это высокий его имидж  у покупателей, это выход так  же на внешний рынок, это основа для  получения максимальной прибыли  устойчивого качества продукции.

Факторы, влияющие на качество продукции.

На каждом предприятии  на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы самым  существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой  технологии, применение новых материалов, более качественного сырья –  материальная основа для выпуска  конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы  связаны с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены  затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования  и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические  факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку  своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной  продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию  и т.д.

Все эти факторы связаны  между собой и влияют на качество продукции.

Качество продукции как  важнейший фактор повышения конкурентоспособности  товара.

Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик  продукта и сопутствующих его  продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным. Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.  Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду. В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д. При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека. Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности продукции