Анализ безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть теоретические и методические вопросы по анализу безубыточности продаж. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия «безубыточности продаж»;
2) описать различные методы анализа безубыточности;
3) определить роль и значение маржинального анализа для принятия управленческих решений;

Файлы: 1 файл

Анализ безубыточности.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

В связи с  этим данный анализ было бы логично  называть “Постоянные затраты-переменные затраты - объем продаж - прибыль”. Очевид­но, что величина прибыли находится в прямой зависимости от продаж­ных цен и количества продаж и в обратной — от переменных затрат на единицу продукции и уровня постоянных затрат. В то же время значе­ние точки безубыточности, т. е. объем продаж, при котором затраты и выручка равны, зависит только от соотношения цены и переменных затрат, т. е. маржинального дохода, и суммы постоянных затрат, кото­рые должны этим доходом покрываться. Направленность воздействия указанных факторов на значение точки безубыточности и величину прибыли представлена в табл. 2.

Таблица 2 - Влияние изменения факторов на значение точки безубыточности и величину прибыли

 

Факторы

 
Влияние изменения фактора

 
на значение точки безубыточности

 
на величину прибыли

 
1. Постоянные затраты

 
прямое

 
обратное

 
2. Переменные затраты

 
прямое

 
обратное

 
3. Продажная цена

 
обратное

 
прямое

 
4. Количество продаж

 
отсутствует

 
прямое


 

Данная таблица  показывает изолированное воздействие изменения каждого из четырех факторов. Соответственно в случае одновремен­ного воздействия двух и более факторов направленность и степень их синтезирующего влияния может быть определена графическим или расчетным методом.

При использовании  графического метода анализа за основу берется первоначальный (базовый) график безубыточности, представленный на рис. 1, на котором зафиксировано исходное соотношение факто­ров и результирующих показателей (точки безубыточности и прибы­ли). Затем в зависимости от анализируемого варианта на график нано­сятся линии, соответствующие значениям тех или иных факторов, что позволяет получать так называемый “преобразованный” график безу­быточности, на котором видно влияние изменения этих факторов на значение точки безубыточности и величину прибыли.

Рассмотрим  условный пример анализа соотношения  “Постоянные затраты-переменные затраты-объем  продаж-прибыль”, используя неграфический (расчетный) метод.

Пример. Предприятие  производит изделие “Z”, продажная  цена единицы которого — 25 д. е., переменные затраты на единицу продук­ции составляют 9 д. е. Сметные постоянные затраты предприятия за год равняются 240 тыс. д. е., а операционная прибыль (прибыль от про­даж) при продаже 26 тыс. изделий составит 176 тыс. д. е. Руководство предприятия считает величину сметной операционной прибыли недо­статочно высокой, в связи с чем аналитикам предприятия предложено рассмотреть несколько ситуаций, смоделированных с учетом производ­ственных возможностей предприятия и потребностей рынка (таблица 3).

Таблица 3 - Значения факторов, влияющих на точку безубыточности и операционную прибыль

Факторы

 
Базисная

 
1

 
2

 
3

 
4

 
Постоянные затраты, д. е.

240000

240000

240000

240000

390000

 
Переменные затраты, д. е.

 
9

 
9

 
9

 
12

 
9

 
Продажная цена, д. е.

 
25

 
27

 
22,5

 
35

 
25

 
Количество продаж, изделий

26000

24440

29900

18720

35100


 

1. Продажная  цена увеличивается на 8%, что приведет  к снижению количества продаж на 6%.

2. Продажная  цена снижается на 10%, что обеспечит рост количества продаж на 15%.

3. Потребительские характеристики изделия улучшаются, что приведет к росту переменных затрат на 3 д. е. на одно изделие, позволит повысить цену на 40%, однако продажи снизятся на 28%.

4. Проводится  агрессивная рекламная кампания  по продвижению продукции предприятия, на что потребуется 150 тыс. д. е. и что позволит увеличить объем продаж на 35%.

В табл. 3 приведены  характеристики рассматриваемых ситуаций. Для каждой из ситуаций необходимо определить точку безубыточности и рассчитать величину операционной прибыли.

Определим точку  безубыточности для базисной ситуации :

Количество  продаж, которые обеспечивают прибыль :

26000 - 15000 = 11000 изделий.

В этом случае величина маржинального дохода составит:

27-9= 18 д. е.

Точка безубыточности, соответственно:

240000 : 18 = 13334 изделия.

Количество  продаж, которые обеспечат получение  прибыли:

24440 - 13334 = 11106 изделий,  а величина прибыли — 18 х  11106 = 199908 д. е.

Как показывает анализ, при реализации первой ситуации повышение цены на 8% обеспечит рост маржинального дохода на 12,5% (18 против 16 д. е.), что приведет к снижению значения точки безубыточности на 1666 изделий (15 000-13 334). Несмотря на снижение продаж на 6%, увеличение количества продаж, непосредственно приносящих прибыль, на 106 изделий и, главное, существенный рост маржинального дохода обеспечат увеличение прибыли почти на 24 000 д. е. или более чем на 13% (199 908 против 176 000 д. е.).

При реализации второй ситуации величина маржинального  дохода будет равняться:

22,5 - 9 = 13,5 д. е.

 

Точка безубыточности:

240000 : 13,5 = 17778 изделий.

Количество  изделий, непосредственно приносящих прибыль:

29900 - 17778 = 12122 изделия.

Величина прибыли  в этом случае:

13,5 х 12122 =163647 д. е.

Снижение продажной  цены на 10% приводит к падению величины маржинального дохода на 15,6% (13,5 против 16 д. е.), росту значения точки безубыточности на 17,8% (17 778 против 15 000 изделий). В ре­зультате увеличения количества продаж на 15% на 10% выросли про­дажи, непосредственно обеспечивающие получение прибыли (12 122 против 110 00 изделий), что, однако, не компенсировало снижение мар­жинального дохода. В конечном итоге прибыль в случае реализации данного сценария снизится на 7% по сравнению с базисным значением (163 647 против 176 000 д. е.).

Маржинальный  доход в 3-й ситуации составит:

35 - 12 =23 д. е.

Точка безубыточности:

240000 : 23 = 10435 изделий.

Количество  изделий, непосредственно приносящих прибыль:

18720 - 10435 = 8285 изделий.  Величина прибыли:

23 х 8285 = 190555 д.  е.

В рассматриваемой  ситуации резкое повышение цены (на 40%), не­смотря на существенный рост переменных затрат (с 9 до 12 д. е., т. е. на 33%), приводит к увеличению маржинального дохода почти на 44% (23 против 16 д. е.). В результате этого значение точки безубыточности снижается на 30% (10 435 против 15 000 д. е.). Однако снижение количества продаж на 28% приводит к уменьшению количества изделий, реализация которых непосредственно приносит прибыль почти на 25% по сравнению с базисным значением (8285 против 11 000 д. е.).

 

В конечном итоге  прибыль составит 190 555 д. е., т. е. вырастет на 10,8% по сравнению с исходной величиной, но будет меньше, чем в первой ситуации, почти на 5%.

Анализ последней  из рассматриваемых ситуаций показывает, что, поскольку ни цена, ни переменные затраты не изменяются, величина маржинального дохода, как и в базисном варианте, равняется 16 д. е.

Постоянные  затраты увеличиваются на 150 тыс. д. е. и составляют 390000 д. е., а значение точки безубыточности:

390000 : 16 = 24 375 изделий.

Количество  изделий, реализация которых непосредственно прино­сит прибыль:

35100 - 24 375 = 10 725 изделий.

Величина прибыли  составит:

16 х 10725 =171600 д.  е.

Таким образом, резкое повышение уровня постоянных затрат (на 150 тыс. д. е., или на 62,5%) приведет к росту значения точки безубы­точности на эту же величину. Несмотря на значительное увеличение количества продаж, число изделий, непосредственно приносящих прибыль, снизилось по сравнению с базисным на 275 изделий (10 725 против 11 000), что при неизменном значении маржинального дохода привело к уменьшению прибыли на 4400 д. е. (16 д. е. х 275), т. е. 176000 - 171600 =4400 д. е.

В табл. 4 представлены результаты осуществленного ситуацион­ного моделирования.

Таблица 4 - Результаты анализа соотношения “Постоянные затраты-переменные затраты-объем продаж -прибыль”

 Ситуации  
 
Показатели

 
Базисная

 
1

 
2

 
3

 
4

 
Значение точки безубыточности, изделий

15000

13334

17778

10435

24375

 
Количество продаж, непосредственно  обеспечивающих получение прибыли, изделий

11000

11106

2122

8285

10725

 
Операционная прибыль (прибыль от продаж), д. е.

 
176000

199908 (199920)*

163647 (163650)*

190555 (190560)*

171600


 

В результате округления количества продаж, обеспечивающих достижение безубыточности, до целого числа значение операционной прибыли несколько отличается от ее величины, рассчитанной без выделения точки безубыточности.

Результаты  анализа соотношения “Постоянные затраты—переменные затраты - объем продаж - прибыль” показывают, что вторая и чет­вертая ситуации неприемлемы, так как в случае их реализации вели­чина прибыли будет меньше базисной. Прибыль, превышающая базисную, обеспечивается в ситуациях 1 и 2, т. е. в тех случаях, когда предприятие планирует повысить цены при одновременном снижении объема продаж.

При выборе одного из этих вариантов, результаты реализации кото­рых близки, следует проверить данные маркетинговых исследований для выяснения того, не окажется ли снижение продаж в результате роста цен более резким, чем это предполагается. В первую очередь это касается третьей ситуации, когда цена продаж вырастет на 40%.

Следует обратить внимание на то, что при анализе  рассматриваемо­го соотношения  снимаются некоторые допущения, принимаемые при анализе безубыточности. Речь в первую очередь идет о допущениях, согласно которым продажная цена и переменные затраты на единицу продукции не изменяются. Кроме того, снимается допущение относительно неизменности уровня постоянных затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует  экономически грамотного управления их деятельностью, которое во много определяется умением ее анализировать. С помощью метода маржинального анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, Мастерством системного и комплексного микроэкономического анализа. Благодаря знанию техники и технологии маржинального анализа они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы.

Таким образом, на основе информации о точке безубыточности производства и  продаж руководство  предприятия принимает решения  об объеме выпускаемой и реализуемой продукции, величине критических и предельных издержек, эффективном ассортименте продукции и т.д.

Маржинальный  метод определения точки безубыточности производства и продаж используется при составлении бизнес-плана  развития предприятия, когда необходимо определить минимальный объем производства и продаж с целью планирования оптимального размера производственной программы и мощностей.

Информация о работе Анализ безубыточности