Анализ безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть теоретические и методические вопросы по анализу безубыточности продаж. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия «безубыточности продаж»;
2) описать различные методы анализа безубыточности;
3) определить роль и значение маржинального анализа для принятия управленческих решений;

Файлы: 1 файл

Анализ безубыточности.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

В этом случае используется следующая формула:

                                                                                (12)

 

где Хн.р. — точка  наличного (денежного) равновесия;

т — сумма  амортизационных отчислений; остальные составляющие из формулы 1.

Если, например, величина амортизационных отчислений составляет 1,5 млн. д. е., то точка наличного равновесия:

 

Хр = (15 - 1,5) : (0,2 - 0,05) = 13,5:0,15 = 90 единиц.

 

Таким образом, при существующем соотношении затрат и выручки предприятию необходимо продать 90 единиц продукции, чтобы компенсировать все постоянные расходы, осуществленные в денежной форме.

Если необходимо выяснить, какой объем продаж необходим для достижения определенной величины прибыли после налогообложения (чистой прибыли), используется формула:

                                                                      (13)

 

где Хп.ч. — объем продаж, необходимый для получения заданной при­были после налогообложения (чистой прибыли); Пч — заданная чистая прибыль; С — ставка налога на прибыль.

Так, если прибыль после  налогообложения должна составить 7 млн. д. е., а ставка налога — 30%, то

                                                                           (14)

 

Анализ безубыточности позволяет, кроме того, решать задачи выбора варианта технологии производства (капитальных вложений). Анализ проводится в случае, если имеются как минимум два варианта тех­нологии производства, один из которых характеризуется низкими переменными затратами на единицу продукции и высокими постоянными затратами, а второй — более высокими переменными, но более низкими постоянными затратами [3].

В этом случае находится  точка равновесия (безубыточности), в которой по обоим вариантам обеспечивается получение одинаковой при­были. Если объем производства меньше этой точки, то более прибыльным является вариант, характеризующийся меньшими постоянными затратами. Превышение точки равновесия обеспечивает большую прибыльность варианту с меньшими переменными затратами. Например, рассматриваются два варианта технологии производства нового изделия, экономические показатели которых следующие (табл. 1).

Таблица 1- Характеристики вариантов технологии производства, д. е

№ 
 
п/п

 
Показатели

 
Вариант I

 
Вариант II

 
1

 
Продажная цена 1-го изделия

 
60

 
60

 
2

 
Переменные затраты на 1 изделие

 
46

 
37

 
3

 
Удельный маржинальный доход

 
14

 
23

 
4

 
Постоянные затраты

 
80080

 
142945

 
5

 
Точка равновесия (безубыточности) (п. 4 : п. 3)

 
5720

 
6215


 

 

Таким образом, при объеме производства до 6985 изделий более прибыльным будет вариант I, а в случае превышения этой величины — вариант II.

В рассмотренных задачах анализа безубыточности объем продаж измерялся в натуральных единицах. Соответственно этому перемен­ные затраты, выручка и маржинальный доход были представлены в виде удельных показателей, т. е. в расчете на единицу изделия (работ, услуг). Однако в большинстве случаев объем продаж представлен в стоимостном выражении, поэтому при проведении анализа используется так называемый “коэффициент валовой прибыли”. Этот коэффициент определяется отношением валовой прибыли (маржинального дохода) к выручке и называется также “отношение доход—выручка”.

Точка равновесия при этом выражается в денежной оценке и определяется по формуле:

                                                                                                            (15)

где R — коэффициент валовой прибыли (% или долей).

Например, производство продукции предприятия характеризуется  следующим соотношением выручки, переменных и постоянных затрат:

 

• выручка — 30 млн. д. е.;

• переменные затраты  — 7,5 млн. д. е.;

• валовая прибыль (маржинальный доход) — 22,5 млн. д. е.;

• постоянные затраты  — 15 млн. д. е.

 

Коэффициент валовой  прибыли в этом случае равняется:

22,5:30 = 0,75.

Точка безубыточности составляет:

15 :0,75 = 20 млн.  д. е.

Следует обратить внимание на то, что удельный маржинальный до­ход и коэффициент валовой прибыли являются идентичными по свое­му экономическому содержанию показателями. При этом первый из них показывает, какой доход приносит каждая проданная единица про­дукции, а второй — сколько процентов (или долей) маржинального дохода содержится в каждой денежной единице продаж.

Коэффициент валовой  прибыли, характеризующий уровень  выгод­ности продукции, может использоваться в качестве самостоятельного инструмента  анализа управленческих решений  в ситуациях, когда сформировавшееся соотношение между объемом (ценой) продаж и переменными затратами не изменяется.

Можно выделить два варианта анализа, осуществляемого  посредством данного показателя.

1. Оцениваются  последствия предполагаемого роста  объема продаж исходя из необходимости увеличения операционной прибыли (прибы­ли от продаж) при том, что уровень постоянных затрат останется тем же. В этом случае величина дополнительной прибыли будет равна дополнительному маржинальному доходу, полученному в результате этого роста.

При этом, поскольку этот коэффициент представляет собой отношение маржинального дохода к объему продаж, величина дополнительного маржинального дохода определяется по формуле:

                                                                                                (16)

где МДд —  дополнительный маржинальный доход;

Vд — дополнительный объем продаж;

R — коэффициент  валовой прибыли.

 

Например, менеджеры  компании планируют увеличение прибыли  не менее чем на 70 тыс. д. е. Производственные возможности компании и потребности рынка позволяют увеличить объем продаж на 200 тыс. д. е. Коэффициент валовой прибыли 0,4.

Дополнительный  маржинальный доход будет получен  в сумме:

200 х 0,4 = 80 тыс.  д. е.

Таким образом, предполагаемое увеличение объема продаж при существующем уровне выгодности продукции с избытком обеспечит тре­буемые финансовые результаты.

2. Предполагается  увеличение объема продаж, для  чего необходимы дополнительные  постоянные затраты. В этом  случае величина дополни­тельной  прибыли будет равняться разнице между дополнительным маржинальным доходом и дополнительными постоянными затратами.

Основываясь на данных предыдущего примера, предположим, что увеличение объема продаж на 200 тыс. д. е. возможно только в результате проведения дополнительной рекламной кампании, которая обойдется в 85 тыс. д. е.

Поскольку маржинальный доход вырастет всего на 80 тыс. д. е., принятие рассматриваемого управленческого решения приведет к убытку в 5 тыс. д. е. Таким образом, от данного варианта следует отказаться.

Очевидно, что  любые аналитические задачи решаются при использовании как натуральных, так и стоимостных измерителей уровня де­ловой активности. Так, объем продаж, необходимый для получения прибыли в размере 7,5 млн. д. е„ находится следующим образом:

(15 + 7,5): 0,75 = 30 млн.  д. е.

Следует иметь  в виду, что при анализе безубыточности принимается ряд допущений. Основные из них:

• объем производства и объем продаж одинаковы (равны);

• продажная  цена единицы продукции не изменяется по мере изменения объема продаж;

• цены на потребляемые материалы, услуги, заработная плата не изменяются;

• затраты предприятия  можно точно разделить на постоянные и переменные. При этом постоянные затраты остаются одинаковы­ми при  всех объемах производства, а переменные изменяются пропорционально объему;

• имеется только одна точка равновесия (безубыточности);

• производится и продается один вид изделия  или, в случае много­номенклатурного  производства, сохраняется постоянная структура продаж;

• анализируется  только так называемый приемлемый диапазон объемов производства, т. е. такой интервал деловой активности предприятия, для которого действительно выявленное соотношение между затратами, объемом продаж и прибылью. Вне этого диапазона данная закономерность может быть нарушена, а принятые решения будут неверными.

В конкретной ситуации некоторые допущения могут не соблюдаться, что скажется на результатах анализа и, возможно, на принятии того или иного решения.

Поскольку анализ безубыточности основывается на разделении затрат на постоянные и переменные, то от точности разделения зависит уровень обоснованности принимаемых решений. Такое разделение в значительной степени затруднено существованием так называемых смешанных (полупеременных) затрат, включающих в себя как посто­янные, так и переменные составляющие. Как отмечают западные авторы, “заводские накладные расходы являются идеальным примером смешанных затрат”. Существует несколько методов разде­ления смешанных затрат, в том числе корреляционно-регрессионный анализ и метод “минимума и максимума” (“минимаксный”). Использование первого из них предполагает математико-статистическую обработку множества значений объемов производства и соответствующих значений определенной статьи накладных расходов. Свободный член в уравнении парной корреляции показывает величину постоян­ных затрат, а коэффициент при объеме производства — переменные затраты на единицу продукции. Например, по общепроизводственным расходам получено следующее уравнение:

Y = 231,87+0,0623Х,

где 231,87 — свободный  член корреляционного уравнения; X—  объем производства, единиц; 0,0623 — количество денежных единиц перемен­ных затрат на единицу продукции.

Среднее значение общепроизводственных расходов за анализируе­мый период составило 650,71 д. е. при среднем  значении объема произ­водства 6723 единицы.

Таким образом, доля постоянных затрат составит:

231,87:650,71=35,63%, а  переменных соответственно 64,37%.

Следует обратить внимание на то, что данное соотношение постоянных и переменных затрат характерно только для объема производ­ства, равного 6723 единицам. При увеличении объема производства доля (но не величина) постоянных затрат будет уменьшаться, а при уменьшении объема — увеличиваться.

Минимаксный метод  является более простым и заключается  в вы­боре минимального и максимального  объемов производства и сравне­нии затрат, соответствующих каждому из них [3]. При этом предполагает­ся, что, поскольку постоянные затраты не изменяются, увеличение совокупных затрат происходит исключительно за счет роста их пере­менной части. Исходя из этого предположения, величина переменных затрат на единицу продукции определяется следующим образом:

                                                                                              (17)

где    в  — переменные затраты на единицу продукции;

3макс и 3мин  — сово­купные смешанные затраты при максимальном и минимальном объ­емах производства;

Vмакс и Vмин  — максимальные и минимальные  объе­мы производства.

Например, минимальному объему производства в 100 единиц соот­ветствуют смешанные затраты в сумме 20 млн. д. е., а максимальному объему в 150 единиц — аналогичные затраты, составляющие 24 млн. д. е. Тогда переменные затраты на единицу продукции:

(24 - 20): (150 - 100) = 0,08 млн. д. е.

Величину постоянных затрат можно определить применительно  к любому (минимальному или максимальному) объему производства, вычитая из совокупных затрат их переменную часть. Так, для объема в 100 единиц величина переменных затрат составит 8 млн. д. е. (0,08 х 100), а постоянных — 12 млн. д. е. (20 - 8). Соответственно при объеме в 150 единиц переменные затраты составят 12 млн. д. е. (0,08 х 150), а постоянные — 12 млн. д. е. (24 -12).

Недостаток  метода заключается в том, что  учитываются только два крайних  значения из их множества, в результате чего полученные результаты могут оказаться неточными. Поэтому следует определить, являются ли выбранные значения характерными для обычной производственной деятельности предприятия, т. е. репрезентативными. В противном случае необходимо выбрать значения из других временных интервалов.

 

 

 

 

2.2. Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль”

 

На этом этапе  анализа, в отличие от предыдущего, рассматривается не какое-либо одно сложившееся, а любое возможное  соотношение меж­ду затратами, продажами  и прибылью [16]. Такой анализ представляет со­бой ситуационное моделирование, при котором исследуется влияние изменения тех или иных факторов на значение точки безубыточности и (или) величину прибыли с учетом того, что возможно как изолиро­ванное воздействие каждого фактора, так и одновременное изменение двух и более факторов. Западные специалисты в этом случае иногда говорят об анализе “Что, если...”. Например, что будет с прибылью, если переменные затраты на единицу продукции вырастут на опреде­ленную величину; что будет со значением точки безубыточности, если продажная цена будет снижена, и т. д. Очевидно, что анализироваться может любая реальная для конкретного предприятия ситуация. При таком анализе постоянные и переменные затраты рассматриваются в качестве самостоятельных факторов, причем уровень первых может также изменяться в результате осуществления определенного эконо­мического маневра, например усиления рекламной кампании или ее свертывания, увеличения или уменьшения расходов на научно-иссле­довательские работы и т. д.

Информация о работе Анализ безубыточности