Вексельное обращение как инструмент коммерческого кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:14, курсовая работа

Краткое описание

В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты придают большое значение возможности максимально увеличить свой оборотный капитал. Одним из таких способов является коммерческий кредит, определяемый экономистами как форма краткосрочного кредитования. С другой стороны (то есть со стороны продавца), такое кредитование служит одним из важнейших инструментов конкурентной борьбы, позволяющих привлечь значительное число клиентов.

Файлы: 1 файл

курсовая по ДКБ Коммерческий кредит и вексельное обращение 2010.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

    Принятие  решения о предоставлении кредита имеет две стороны. Первая - надо ли предоставлять кредит потенциальному клиенту. В этом случае необходимо заняться кредитным анализом. Вторая сторона - если решение о предоставлении кредита принято, должен ли быть установлен лимит и если да, то какой?

    Кредитный анализ - это процесс принятия решения о предоставлении или не предоставлении коммерческого кредита данному потенциальному клиенту. При кредитном анализе сначала надо выяснить желание и возможность клиента платить за купленные товары или оказанные ему услуги. Индивидуальные характеристики клиента, изучаемые при кредитном анализе, получили жаргонное название «5С» кредита»:

  • customer’s character (характер клиента),
  • capacity to pаy (платежеспособность),
  • collateral (обеспечение),
  • capital (капитал),
  • current business condition (текущее деловое положение).

    Изучение  характера клиента помогает определить его желание платить. Чтобы получить эту информацию можно организовать личную встречу с клиентом одного из менеджеров фирмы или запросить справку в различных государственных или частных экономических учреждениях, обязательно включая банк клиента. Определение платежеспособности клиента, его реального капитала и обеспечения ссуды включает в себя, прежде всего, анализ финансовых отчетов (балансов), предоставленных клиентом или официально опубликованных. Состояние всей экономики тоже может играть свою роль. Так, если в экономике наблюдается спад, то фирма может себе позволить предоставление лишь ограниченного числа кредитов.

    Кроме финансовых отчетов клиента имеются другие многочисленные источники информации, доступные для использования при анализе. Банки, другие фирмы, предоставлявшие кредиты клиенту, местные кредитные организации, обычно входящие в состав Национальных ассоциаций кредитного управления США или аналогичные организации в других странах предоставляют, как правило, наиболее общую информацию, так как детали кредитных соглашений составляют коммерческую тайну и охраняются законом.

    Нужно особо подчеркнуть, что в течение  всего процесса анализа исследование кредитоспособности клиента вызвано не только необходимостью принятия мер предосторожности от предоставления кредита ненадежному клиенту, но в равной мере и желанием фирмы оказать максимум кредитных услуг уважаемому покупателю. В равной степени плохим считается решение о кредитовании не заслуживающих этого клиентов и решение не предоставлять кредит клиенту, который гарантированно заплатит. В обоих случаях продавец несет убытки.

    Корпорация  идет на определенные расходы для  предохранения себя от ошибочных кредитных решений. Такие расходы включают в себя зарплату и гонорары за консультации специалистов, оплату кредитных докладов, вступительные и членские взносы в кредитные ассоциации. Корпорация, также, должна нести и внутренние расходы для осуществления качественного кредитного анализа, разработки методик и материально-технического обеспечения анализа.

    Предел  кредита - максимальный объем кредита, который будет предоставлен клиенту единовременно. Этот объем обычно устанавливается на относительно низком уровне для новых, незнакомых клиентов и, затем, поднимается на основе положительной практики платежей и потребностей клиента. Кредитные лимиты (пределы) не должны быть стабильными, а всегда служить объектом пересмотра, основанного на опыте и изменении условий рынка. Устанавливая кредитный лимит, фирма отталкивается от информации, полученной в результате кредитного анализа и суммы планируемых закупок клиентами.

    Рассмотрим  пример.Потенциальный клиент обращается за кредитом. Кредитор выясняет, что клиент имеет хорошее финансовое положение, и что он собирается покупать ежегодно материалов на 360,0 тыс. рублей. Основываясь на этой информации и принятом кредитном решении кредитор может установить начальный лимит приблизительно 30,0 тыс. рублей в месяц (т.е. 360,0 тыс. рублей в год). Клиент должен будет оплатить закупки прошлого месяца перед тем, как выставить новую кредитную заявку. После практики нескольких месяцев работы с клиентом кредитор может поднять кредитный лимит и разрешить клиенту быть более свободным в кредитных заявках, если его платежи поступают в соответствии с графиком.

    Некоторые менеджеры ставят кредитный лимит  в зависимость от собственного капитала клиента. Например, кредитный лимит может быть установлен как определенный процент от собственного капитала покупателя (например, 5 или 10%). Наряду с собственным, оборотный капитал также может быть использован для установления лимита. Многие менеджеры даже предпочитают основываться на оборотном капитале, так как он более тесно связан с платежеспособностью клиента.

    Очень важной проблемой является оценка последствий  изменения кредитной политики. Прежде, чем корпорация меняет свою кредитную политику, ее специалисты должны установить связь предполагаемых изменений с современным объемом притока капитала корпорации. Изменение кредитной политики обычно связано с колебаниями объемов продажи, изменением доли клиентов, берущих денежные скидки, времени денежных поступлений и индекса изменяющейся себестоимости относительно объема проданных товаров.

    Как только корпорация начинает предоставлять  кредит своему клиенту, менеджер, ответственный за данную сделку, обязан тщательно контролировать итоги дебиторской задолженности. Если бы корпорация имела всего одного клиента, это было бы очень простой задачей. Но на практике типичная большая корпорация может иметь тысячи клиентов. Невозможно контролировать каждый индивидуальный счет, а поэтому система должна быть развита так, чтобы дать менеджеру возможность вычислить соответствие остатка дебиторской задолженности кредитным условиям корпорации.

    Важным  элементом всей системы мероприятий  по коммерческому кредитованию является процедура получения денег по счетам, подлежащим оплате. Специалисты в этой области советуют не позднее, чем за 10 дней до срока платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминается число и доля остатков, подлежащих оплате.

    Если  остаток остается неоплаченным в  срок, то полезно связаться или  лично встретиться с клиентом, чтобы точно выяснить причину такого нарушения. Как можно скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с поставкой товара (качество, ассортимент и т.д.), спорными вопросами по предоставленным платежным документам или финансовыми трудностями клиента.

    Нужно все время иметь в виду, что  процесс сбора средств может  дорого обойтись продавцу как из-за прямых расходов с ним связанных, так и из-за испорченных отношений  с клиентами. Тем не менее, для того, чтобы предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла и свести к нулю уровень несобранных средств с последующим списанием со счетов безнадежных долгов, менеджеру необходима твердость и хладнокровие.

Интересная  ситуация возникает, когда клиент, пользующийся скидкой, неожиданно не платит в льготный период. В таком случае не будет ошибкой не учитывать скидку в счете и ждать платежа на всю сумму счета. Можно даже, если это единичный случай, а клиент очень солидный, и вовсе не обратить на это внимание и не портить отношений. Наиболее же гибким путем решения проблемы неполученных скидок будет разрешение клиенту сохранить скидку даже в случае несвоевременного платежа в льготном периоде, если клиент согласится на досрочную оплату следующего счета. Квалифицированные менеджеры всегда ищут пути удовлетворения потребностей в кредите своих клиентов, достигая собственные цели и выполняя обязанности по поддержанию притока денежных средств.

 

Глава 2. Вексельное обращение  как инструмент коммерческого  кредита 

    2.1 Понятие, виды  и функции векселей 

    Вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное обязательство векселедателя или безусловное предложение иному плательщику, указанному в векселе, выплатить по наступлении предусмотренного срока указанную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Иными словами, вексель представляет собой составленное в строго установленном законом виде письменное безусловное, абстрактное, бесспорное обязательство или предложение уплатить определенную денежную сумму.

    Платеж  по векселю невозможно поставить в зависимость от наступления каких-либо событий, он осуществляется непременно, строго в установленный срок. В этом заключается безусловность вексельного обязательства.

    Вексель полностью отрешен от условий  сделки, в результате которой он возник, в установленной для него форме для каких-либо упоминаний для этого нет места. В этом и состоит его абстрактность: по нему должно платить вне зависимости от чего-либо, в том числе от причин его появления. Вексельное обязательство есть акт односторонний.

    Вексель может быть рассмотрен как одна из форм оформления кредита. С его помощью можно оформлять различные кредитные обязательства: оплатить купленный товар, предоставить кредит, возвратить полученную ссуду или предоставить услуги на условиях коммерческого кредита. В связи с возможностью подобных операций практика вексельного обращения породила множество широко используемых терминов: «финансовый вексель», «торговый вексель», «банковский вексель», «коммерческий вексель» и т.д., которые необходимо различать. Нужно, однако, отметить, что все они носят чисто хозяйственно-экономическую нагрузку и никоим образом не отражаются на самом вексельном правоотношении. Причиной их возникновения явилось стремление теоретиков классифицировать векселя по основаниям их выдачи.

    Так, финансовые векселя применяются для оформления финансовых сделок, нынешние векселя банков – это форма частной эмиссии расчетных средств, не обеспеченных конкретной сделкой по продаже товара или услуги. По сути дела – это частные банкноты, не обладающие силой законного платежного средства, но обеспеченные обязательством банка по их обмену на банкноты Центробанка. Коммерческий вексель – это вексель предприятия, оформляющий товарную сделку.

    Класс векселей достаточно многообразен, они  отличаются по эмитенту, обслуживаемым сделкам и субъекту, получающему оплату.

    По  признаку эмитента различают:

  • казначейские векселя – краткосрочные долговые обязательства, выпускаемые правительством страны обычно при посредничестве Центрального банка со сроком погашения, как правило, от 90 до 180 дней;
  • частные векселя – эмитируются корпорациями, финансовыми группами, коммерческими банками.

    Вексель может обслуживать чисто финансовые и товарные сделки. Финансовый вексель, упомянутый выше, отражает отношение  займа денег векселедателем у векселедержателя под определенные проценты. Посредством финансового векселя осуществляется выдача кредита, перечисление в бюджет налогов, получение бюджетного финансирования, заработной платы, обмен валюты и т.п.

    Разновидностями этого финансового векселя являются:

  • дружеский вексель – выдается одним лицом другому без намерения векселедателя произвести по нему платеж, а лишь с целью изыскания денежных средств путем взаимного учета этих векселей в банке. Обычно дружескими векселями (на равные суммы, сроки) встречно обмениваются два реальных лица, находящиеся в доверительных отношениях, для того, чтобы потом учесть или отдать под залог в банке, получив под него реальные деньги, или совершить платеж за товары.
  • бронзовый вексель – это вексель, за которым не стоит реальная сделка, нет никакого реального финансового обстоятельства, при этом хотя бы одно лицо, участвующее в сделке является вымышленным. Цель такого векселя – получить под  него деньги в банке либо использовать для погашения долгов по реальным товарным сделкам или финансовым обязательствам.

    Бронзовые и дружеские векселя возникают  при затруднительном финансовом положении кредитора или при  проведении им мошеннической операции. Такие векселя фальсифицируют денежный оборот, провоцируя налоговые неплатежи.

    В основе товарного векселя лежит  сделка по купле-продаже. В этом качестве может выступать, с одной стороны, как орудие кредита, а с другой стороны – выполнять функции расчетного средства, многократно переходя из рук в руки и обслуживая вместо денег многочисленные акты купли-продажи товаров.

    Простой вексель (собственный вексель, соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте векселедержателю или по его приказу другому лицу. В простом векселе с самого начала участвуют два лица: 1) векселедатель, который сам обязуется уплатить по выданному векселю; 2) векселедержатель, которому принадлежит право на получение платежа по векселю.

Информация о работе Вексельное обращение как инструмент коммерческого кредита