Безналичные расчёты в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 02:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать применение безналичных расчётов в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
дать понятие сущности безналичных расчетов, определить их значение в денежном обороте страны;
раскрыть основные принципы организации безналичных расчетов и основные классификации безналичных платежей;
охарактеризовать основные формы безналичных расчетов;
проанализировать применение расчётов аккредитивами и пластиковых карточками в современных условиях;
раскрыть основные проблемы организации безналичных расчетов и перспективы развития отдельных форм платежей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты организации безналичных расчётов……………... 5
1.1Сущность и значение безналичного денежного оборота………………… 5
1.2 Безналичные расчёты и их роль в экономике…………………………….. 9
1.3 Формы безналичных расчётов, их характеристика………………………. 14
2 Исследование безналичных расчётов с использованием кредитных средств обращения в Республике Беларусь…………………………....…...
23
2.1 Организация расчётов с использованием аккредитивов...………………. 23
2.2 Организация и эффективность проведения безналичных расчётов с использованием банковских пластиковых карточек..……………………

29
2.3 Организация расчётов платежными поручениями………………………. 37
2.4 Организация расчётов чеками……………………………………………... 39
2.5 Организация расчётов по инкассо………………………………………… 43
2.6 Вексельная форма расчетов………………………………………………... 45
3 Направления развития безналичных расчётов с использованием кредитных средств обращения…………………………………………..…

49
Заключение……………………………………………………………………... 56
Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 144.93 Кб (Скачать)

     При оформлении аккредитива открывается  специальный счет, на который зачисляются денежные средства, списанные с текущего (специального, ссудного) счета приказодателя в банке-эмитенте.

     После открытия счета банк-эмитент отправляет авизующему банку (или бенефициару) сообщение об открытии аккредитива. Это происходит, как правило, на следующий  банковский день, но не позже чем  через 3 банковских дня после дня  приема аккредитива к исполнению. Экземпляр аккредитива (авизо для бенефициара) либо бумажная копия телетрансмиссионного сообщения банк-эмитент передает приказодателю.

     Исполнение  аккредитива начинается с передачи предварительно согласованного аккредитива. То есть, авизующий банк проверяет  по внешним признакам подлинность аккредитива и направляет извещение о его открытии с приложением экземпляра аккредитива, предназначенного для бенефициара, или копии телетрансмиссионного сообщения бенефициару не позднее второго банковского дня, следующего за днем получения аккредитива. Бенефициар, получив от банка аккредитив, должен проверить, соответствует ли он условиям основного договора, на основании которого открыт.

     При наличии возражений на принятие аккредитива бенефициар в течение 2 банковских дней с даты его получения должен сообщить авизующему банку (банку-эмитенту) замечания письмом или телетрансмиссионным сообщением. В случае отказа от принятия аккредитива бенефициар также направляет приказодателю требование об изменении условий аккредитива. Затем бенефициар в соответствии с условиями договора отгружает товар.

       После отгрузки бенефициар представляет  в исполняющий банк предусмотренные аккредитивом документы (инвойсы, транспортные накладные, страховые документы, упаковочную спецификацию, сертификат происхождения) с сопроводительным письмом.

     После проверки соответствия представленных документов условиям аккредитива и выполнения других его условий и оплаты исполняющий банк отправляет оплаченные документы банку-эмитенту. Документы по аккредитиву поступают в банк-эмитент, где проверяются уполномоченным работником банка-эмитента на их соответствие по внешним признакам условиям аккредитива (условия договора при этом в расчет не принимаются) и выдаются приказодателю (покупателю) в течение 5 банковских дней, следующих за днем их получения.

     Закрытие  аккредитива в исполняющем банке, подтвердившем аккредитив и (или) принявшем  обязательство платежа с отсрочкой  либо акцептовавшем переводной вексель, происходит не позднее банковского  дня, следующего за днём последнего платежа по аккредитиву [8, c.22-27].

     В последнее время интерес к такой банковской услуге, как документарный аккредитив, со стороны белорусских предприятий значительно вырос. Финансовый кризис стал катализатором роста ее популярности. Дело в том, что основной проблемой в осуществлении взаиморасчетов в периоды кризисов является кризис доверия. Когда, например, поставщик не хочет отгружать товар без предоплаты, поскольку не уверен в платежеспособности своего контрагента, а покупатель, в свою очередь, опасается платить вперед, так как не имеет гарантий своевременной и полной отгрузки товара[11,c.18].

     В таких ситуациях расчеты с  использованием документарных аккредитивов являются наиболее подходящим, а иногда и единственно возможным инструментом, устраивающим обе стороны. С одной  стороны, они позволяют соблюдать  требования действующего законодательства, с другой - обеспечивают безопасность участников сделки.

     Преимущества, которые даёт сторонам сделки использование  именно данной формы расчётов представлены в таблице 2.2[13,c.19]. 

     Таблица 2.2 - Преимущества при проведении расчётов по импорту  посредством документарного аккредитива, открытого банком.  

     Преимущества  для белорусских предприятий      Преимущества  для поставщиков
     1      2
     Повышение эффективности  использования оборотных средств, так как денежные средства не отвлекаются  до момента отгрузки      Гарантирование  получения оплаты за поставленную продукцию, поскольку оплата возлагается на исполняющий банк. При необходимости  возможно подтверждение аккредитива  другим банком
     Возможность открытия аккредитива без резервирования денежных средств      Аккредитив  не может быть отменён или изменён  без согласия клиента
 
 
 

Продолжение таблицы 2.2

     1      2
     Организация ритмичных  поставок сырья и материалов, возможность  оптимизировать структуру запасов      Возможность получения оплаты сразу по предъявлению представленных документов
     Условия поставки, ценовые  условия становятся более выгодными, что должно существенно покрыть  расходы, связанные с открытием  и сопровождением проекта

     Расчёты с использованием аккредитива — выгодное решение при модернизации производства. Аккредитивная форма расчетов является традиционной в международной торговле при поставках оборудования. Поэтому все вышеуказанные преимущества относятся и к сделкам, связанным с поставкой оборудования. Банки Республики Беларусь осуществляют финансирование инвестиционных проектов предприятий, в том числе, связанных с закупкой импортного оборудования с привлечением финансирования западных финансовых институтов. Это позволяет привлечь финансирование на более длительные сроки – до 5 лет зафиксированной процентной ставке на весь период действия кредитования.

       Из вышеизложенного следует, что  приоритетной сферой использования  аккредитивов в качестве платёжного  инструмента являются международные  расчёты. Законодательством Республики  Беларусь предусмотрены некоторые  особенности по осуществлению расчётов данным способом [15].

     Несмотря  на то, что работа с аккредитивами  осуществлялась белорусскими банками  всегда, даже сегодня не всем известны ее суть и преимущества. Секрет такой  «непопулярности» объясняется относительно высокой стоимостью операций по аккредитивам по сравнению с простыми банковскими  переводами. Однако в условиях мирового финансового кризиса участники  внешнеэкономической деятельности предпочитают применять в расчетах именно аккредитивы. 
 
 

    2.2 Организация и эффективность проведения расчётов банковскими пластиковыми карточками 
     

     Во  всем мире наблюдается бурный рост карточных технологий: если в конце XX века платежными карточками пользовались миллионы граждан, то в начале XXI века счет идет на миллиарды. Не стала исключением  и Республика Беларусь. Количество карточек в обращении в нашей  стране увеличилось с 43 тыс. штук на начало 2000 г. до более 7,7 млн. штук на 1 января 2010 г., или более чем в 180 раз.

     Банковская  пластиковая карточка стала одним  из самых популярных платёжных инструментов удалённого доступа к счёту. На постоянной основе банками  проводится работа по расширению передачи услуг, которые  можно оплатить с использованием банковских пластиковых карточек[25, c.18].

     Пластиковые карточки очень разнообразны. Их различают  по носителям информации, возможности  совершения определенных операций, механизмам расчетов с использованием карточек, владельцам карточек, содержащимся на карточке сведениям, операционным режимам, платежным системам, в рамках которых  происходит обслуживание карточек, и  классам  (категории клиентуры).

     Так, весь спектр пластиковых карточек можно ранжировать следующим образом[16].

    1 По области применения:

     Карточки  международных платежных  систем — карточки, с помощью которых возможно проведение операций в различных странах мира вне зависимости, в какой стране они были выпущены.

     Карточки  внутренних платежных  систем – карточки, выпускаемые банками-участниками таких систем для обращения внутри одной страны.

     Карточки  частных платежных  систем – карточки, выпускаемые одним банком для обслуживания, как правило, только в собственной сети.

     Локальные карточки – карточки внутренних платежных систем, частных платежных систем и разновидности карточек международных платежных систем, действующих только на территории одной страны.

     2 В зависимости от типа счета, к которому держатель карточки получает доступ:

     Дебетовая карточка – карточка, с использованием которой операции производятся в пределах остатка денежных средств на карт-счете, а также в пределах лимита овердрафта, если он предусмотрен договором карт-счета. Это наиболее распространенные в Беларуси карточки, используемые банками при зарплатном обслуживании предприятий.

     Кредитная карточка – карточка, с использованием которой держателем осуществляются операции в пределах суммы кредита, предоставляемого банком-эмитентом в соответствии с условиями кредитного договора.

    3 В зависимости от применяемых технологий:

     Эмбоссированные карточки – карточки, информация на которые наносится в виде выпуклых символов, позволяющих переносить данные с карточки на карт-чек механическим путем при помощи импринтера и самокопирующейся бумаги. Как правило, в настоящее время на таких карточках присутствует и магнитная полоса.

     Карточки  с магнитной полосой – это карточки, на которых в качестве носителя информации о держателе пластиковой карточки, номере самой карточки, сроке ее действия и др. используется магнитная полоса. Информация на карточку наносится банком в процессе персонализации и в дальнейшем не изменяется. Такие карточки в точке платежа обрабатываются при помощи электронных устройств.

     Карточки  с микропроцессором – это содержащие микросхему карточки, называемые также «чиповыми» или «смарт-картами». В памяти микросхемы хранится информация о состоянии счета, максимальном или минимальном размере суммы, которую можно использовать единовременно, об операциях, совершенных в течение дня, и многое другое. Это наиболее защищенные от подделок карточки. Благодаря наличию микросхемы, ряд операций могут быть выполнены без связи с банком в автономном режиме. Информация в памяти микросхемы на карточке может обновляться в процессе проведения операций по команде банка в фоновом режиме. Различают контактные и бесконтактные карточки с микропроцессором.

     4 Комбинированные карточки содержат и микросхему, и магнитную полосу.

    В зависимости от владельца  счета и держателя:

     Личные  карточки – карточки, выдаваемые физическим лицам. В данном случае владелец счета и держатель карточки - одно лицо. По желанию владельца счета могут быть выданы дополнительные, так называемые, «семейные» карточки. Операции с использованием таких карточек будут отражаться на одном счете, владелец которого может установить лимиты сумм для каждой дополнительной карточки.

     Корпоративные карточки – карточки, выдаваемые юридическим лицам. Держателями таких карточек являются уполномоченные представители данного юридического лица. Порядок использования средств юридического лица определяется законодательством.

     Персонифицированные карточки – это карточки, на которых нанесена фамилия ее держателя. Допускается выпуск и неперсонифицированных карточек, так называемых, карточек «на предъявителя».

    5 По режиму использования [17, с. 120]:

     Обычные карты (Visa Classic, MasterCard Mass) предназначены для рядового клиента.

     Золотыми (Visa Cold. MasterCard Gold) картами пользуются наиболее состоятельные клиенты[6,c.161].

     Корпоративные карты выдаются представителям фирм, организаций (Visa Business, MasterCard Business) для оплаты ими командировочных, представительских и хозяйственных расходов.

     Банковские  пластиковые карты по праву занимают положение промежуточного платежного инструмента, при расчетах, которыми могут применяться как дебетовые, так и кредитовые переводы.

     В основании отношений банк-эмитент-держатель   лежит   договор   карт-счета.   Договор карт-счета относится к разновидности договора банковского счета. Если речь идет о кредитных карточках, договор банковского счета осложняется элементами кредитного договора. Что же касается отдельных расчетных операций с использованием пластиковых карточек, то они являются лишь конкретными способами его исполнения[16].

     Существенными условиями договора карт-счета о  выдаче персонифицированной карточки являются:

  • вид карточки;
  • порядок пользования ею;
  • срок действия карточки;
  • порядок ее аннулирования и изъятия;
  • права, обязанности, ответственность сторон;
  • порядок рассмотрения споров.

Информация о работе Безналичные расчёты в РБ