Банковское кредитование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:30, дипломная работа

Краткое описание

В контексте вышесказанного цель дипломной работы – изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 10

1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО БИЗНЕСА……………………………………………………. 15

1.1 Государственная финансово-кредитная поддержка малого
бизнеса ………………………………………………………………… 15

1.2 Современное состояние системы кредитования малого бизнеса
в РФ…………………………………………………………………….. 32

2 КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАО «ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ
УСЛУГИ»)………………………………………………………………… 44

2.1 Краткая характеристика ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги».44

2.2 Виды кредитов и основные условия их предоставления…………... 47

2.3 Анализ практики кредитования малого бизнеса…………………… 50

2.4 методика оценки кредитоспособности заемщика на примере
ООО «РостовЮГ»…………………………………………………….. 58

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕР-
ШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕК-
ТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………………. 66

3.1 Проблемы банковского кредитования малого бизнеса…………..… 66

3.2 Направления совершенствования кредитования малого бизнеса…. 77

3.2.1. Изменение приоритетов по мерам государственной
поддержки………………………………………………………..77

3.2.2. Становление системы кредитных бюро………………………...79

3.2.3. Изменение нормативно-правовой базы Центробанка…………84

3.2.4. Развитие системы кредитования стартового бизнеса………….87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………..91

Файлы: 1 файл

Diplom2.doc

— 839.00 Кб (Скачать)


76

 

СОДЕРЖАНИЕ

              С.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...              10

1        ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………….              15

1.1    Государственная финансово-кредитная поддержка малого
бизнеса …………………………………………………………………              15

1.2    Современное состояние системы кредитования малого бизнеса
в РФ……………………………………………………………………..              32

2        КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАО «ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ
УСЛУГИ»)…………………………………………………………………              44

2.1    Краткая характеристика ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги».44

2.2    Виды кредитов и основные условия их предоставления…………...              47

2.3    Анализ практики кредитования малого бизнеса……………………              50

2.4    методика оценки кредитоспособности заемщика на примере
ООО «РостовЮГ»……………………………………………………..              58

3        ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕР-
ШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕК-
ТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………….              66

3.1    Проблемы банковского кредитования малого бизнеса…………..…              66

3.2    Направления совершенствования кредитования малого бизнеса….              77

3.2.1.     Изменение приоритетов по мерам государственной
поддержки………………………………………………………..77

3.2.2.     Становление системы кредитных бюро………………………...79

3.2.3.     Изменение нормативно-правовой базы Центробанка…………84

3.2.4.     Развитие системы кредитования стартового бизнеса………….87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………..91

СONCLUSION……………………………………………………………..95

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ
ТЕРМИНОВ………………………………………………………………..96

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..…………....97

ПРИЛОЖЕНИЕ А – БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги»………………………………102

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги»………………………………104

ПРИЛОЖЕНИЕ В – БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
ООО «РостовЮГ»…………………………………………………………106

ПРИЛОЖЕНИЕ Г – ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
ООО «РостовЮГ»……………………………………………………..…..107

ПРИЛОЖЕНИЕ В – РЕЙТИНГ БАНКОВ ПО ОБЪЁМУ
КРЕДИТОВ, ВЫДАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМ С ОБЪЁМОМ
ГОДОВОЙ ВЫРУЧКИ ДО 5 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ
ЗА 2005 ГОД………………………………………………………………..108

ВВЕДЕНИЕ

Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка /9/.

На Западе работа с небольшими компаниями считается обычной банковской практикой, поскольку именно малые и средние предприятия составляют социально-экономическую основу роста экономики этих стран /22/.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий /28/. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему /34, 41, 47/, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

Надо также отметить, что в части географии, отношение к малому бизнесу в стране неоднородно. В различных регионах суммы кредитов, предоставляемых фондами поддержки предпринимательства, различны, как и выделяемые министерством финансов квоты. С другой стороны, сам бизнес и финансовые организации также распределены по территории России весьма неоднородно /18/.

Стоит отметить, что в Ростовской области и других аналогичных областях, где действуют 25 тысяч малых предприятий, чьи темпы роста выше, чем у их более крупных и внушительных собратьев – доля малого бизнеса в общем объеме производства здесь достигает 22%. Растут объемы кредитов, выдаваемых малому бизнесу. Конечно, они по-прежнему небольшие и имеют некоторые недостатки – выдаваемые кредиты носят в основном краткосрочный характер. А вот доля долгосрочных кредитов недопустимо мала: препятствуют низкая прозрачность бизнеса, недостаточность залога. Но проблема все же решается. За счет средств областного бюджета Ростовский региональный фонд поддержки малого предпринимательства выделил 31 заем на сумму 5 миллионов рублей.

Очень неплохо на общероссийском фоне смотрится московский регион. Налоги, уплачиваемые малым и средним бизнесом в столице, достигают 50% всех налоговых поступлений в бюджет города. В Московской области с успехом действует целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства. Ныне она разработана на 2004-2007 годы. Результаты внедрения ее предшественницы в 2001-2002 годах обеспечили рост объема продукции, произведенной малыми предприятиями в 1,9 раза /37/.

В остальной части России показатели далеко не так впечатляют: в Санкт-Петербурге доля поступлений от малого бизнеса равна всего 30 %, а в среднем по стране – и вовсе 12%.

Причем, нынешний подход к формированию и модификации системы законодательства фактически не стимулирует развитие малого бизнеса и мало учитывает его потребности.

Проблема развития малого бизнеса, по мнению российских предпринимателей, кроется в двух основных причинах, во-первых, это чрезмерное госрегулирование (бюрократизм). Вторая не менее важная проблема, которую необходимо решить для россиян – финансы: нехватка оборотных средств, долгосрочного финансирования и высокая стоимость кредитов /47/. Российские банки по-прежнему очень неохотно идут на кредитование малого бизнеса, считая его очень рискованным. Те программы финансирования, которые все же стали появляться в последнее время, не предполагают вкладывать средства на старте. Предприятие должно проработать, как минимум, полгода и представить убедительные доказательства своей надежности. Естественно, это существенно ограничивает возможности развития малого бизнеса /22/.

Вместе с тем конкуренция на рынке микро и малых кредитов несомненно присутствует в виде частных займов. Данный вид кредитования несет в себе значительные риски, как для кредитора, так и для заемщика, однако процентные ставки ненамного превышают банковские (2-3% в месяц для московского рынка), а главными преимуществами являются оперативность, отсутствие бумажной волокиты и залога. Инвестиционный потенциал частных лиц в нашей стране оценивается на уровне 30 миллиардов долларов США, что вполне соответствует уровню потребности малого бизнеса. При грамотной организации дела, в части тех же венчурных компаний, столь серьезный капитал вполне может потеснить на рынке банковский сектор. Суммарные ежегодные объемы кредитования измеряются единицами миллиардов рублей, в то время как общая потребность в кредитовании указанного сегмента в России составляет по различным оценкам 30-40 миллиардов долларов США, то есть в среднем около 6,5 тысячи долларов США на каждое предприятие или предпринимателя /35/.

Объемы выдаваемых банками кредитов малому бизнесу практически удвоились за последние несколько лет, однако банкам по-прежнему приходится тратить значительные средства на рекламу, чтобы привлечь заемщиков, несмотря на то, что, как уже отмечалось, потребности в кредитовании весьма высоки. Это происходит потому, что помимо нежелания банков работать со стартовым бизнесом, является то, что банки в принципе готовы кредитовать исключительно крепко стоящих на ногах клиентов под обеспечение твердым залогом с условием его страхования в пользу банка, что также повышает расходы клиента. Имеются также требования к структуре залога – банки не любят получать в залог товар в обороте на 100%. При этом бизнес заемщика оценивается с применением классических финансовых коэффициентов с установкой отсекающих параметров на уровне, рекомендуемом классической теорией кредитования, то есть зачастую не применяется ни отраслевая, ни сегментная дифференциация. Снижение таких параметров до интуитивных уровней может крайне негативно сказаться на качестве портфеля кредитов, поэтому банки выбирают заведомо консервативный подход, который практически гарантирует портфель с низкой просрочкой, но влечет за собой отсечение потенциально перспективных и качественных заемщиков /37/.

В настоящее время можно говорить о том, что базовые предпосылки для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов все же сформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков (как правило, своих акционеров) подтолкнула банки к осознанию необходимости диверсификации своих кредитных портфелей.

В контексте вышесказанного цель дипломной работы – изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

      выявить состояние и проблемы государственной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России;

      определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства;

      исследовать методы анализа кредитоспособности малого предприятия;

      выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендации их преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1          Особенности развития и современное состояние системы поддержки и кредитования субъектов
малого бизнеса

1.1         Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса

К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 человек, в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек/7/.

С 1991 года сложилась ситуация, при которой в сферах торговли, общественного питания и некоторых иных видах деятельности предпринимательство развивается достаточно быстро и не нуждается в специальной государственной поддержке. А в других сферах (производство, инновационная деятельность и других), предпринимательство может реализовать свои потенциалы лишь при условии целенаправленного содействия со стороны государственных структур.

Исходя из мирового опыта государственная поддержка малого бизнеса лишь там приносила ощутимые плоды, где главным условием ее предоставления являлись конкретные цели и результаты, к которым стремились и приходили малые предприятия, а не принадлежность к данной категории хозяйственных субъектов сама по себе. Например, отличительной чертой системы государственной поддержки малого предпринимательства в Японии является временный характер мер по развитию приоритетных направлений в бизнесе /46/.

Устанавливаемые на год и более приоритеты могут впоследствии изменяться. Подобная стратегия позволяет сконцентрировать внимание частного сектора на «точках роста» в экономике и быстрыми темпами достичь ощутимых результатов.

В России же в условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов для местной администрации крайне важно оценить, какие направления развития малого бизнеса действительно нуждаются в поддержке и льготах, а каким придется рассчитывать только на свои силы.

Согласно результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалась как хорошее или удовлетворительное шестая часть малых предприятий.

Информация о работе Банковское кредитование