Банковская система: структура и роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Оглавление

Введение......................................................................................................... 4

1 Общая характеристика банковской системы........................................... 7

1.1.Понятие и сущность банковской системы............................................ 7

1.2. Центральный банк, его статус и функции……………………...……16

1.3. Национальный банк — центральный банк и государственный орган Республики Беларусь………………………………………………………………20

2 Банковская система Республики Беларусь…………………………….25

2.1. История развития банковской системы Республики Беларусь.....................................................................................................................25

2.2. Перспективы развития банковской системы Республики

Беларусь……………………………………………………………..……..27

Заключение …………..................................................................................30



Список использованных источников .......................................................32

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

В целях координации и согласованных действий, повышения эффективности работы формируются различные банковские, межбанковские и межхозяйственные объединения, основанные на системе взаимного участия в капитале либо на договорных отношениях. Создание объединений предотвращают от возможностей банкротства, укрепляет позиции на рынке, в конкуренции со стороны других финансово-кредитных учреждений, растет политическое и экономическое влияние групп. Классифицируются межбанковские объединения в зависимости от состава участников: на чисто банковские объединения; объединения смешанного типа с участием предприятий, организаций, других финансовых институтов. Исходя из целей, банковские объединения подразделяются по типам на коммерческие, деятельность которых ориентирована на извлечение и максимизацию прибыли и некоммерческие, основной целью которых является предоставление различных видов услуг своим членам (ассоциации, союзы, лиги),

Банковские холдинг-компании — представляют собой либо банки, либо самостоятельные корпорации, которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков, достаточной для того, чтобы осуществлять полный контроль над ними. Банковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках процесс управления целой группой банков или группой предприятий, занятых бизнесом, связанным с банковскими операциями. Банковские холдинг-компании способствуют банкам диверсифицировать свои операции за счет проникновения на новые рынки (как по территориям, так и по товарам и услугам), что снижает риск банкротства посредством стабилизации доходов, увеличивает прибыли за счет роста масштабов деятельности. Централизованный контроль над целой группой банков, входящих в холдинг-компании, приводит к снижению издержек. Центральная организация может эффективнее управлять рекламой, аудитом и инвестициями, чем, например, целая группа небольших банков.

Банковский консорциум (синдикат) — соглашение между несколькими национальными банками (или банками разных стран) для проведения совместных крупных финансовых, организационных операций и реализации иных возможностей банков (например, размещение ценных бумаг, в том числе государственных; объединение финансовых ресурсов для финансирования крупных проектов) на временной основе.

Банковский картель — соглашение между банками (возможно и тайное) — о разделе сфер деятельности, согласования процентной политики, выплаты дивидендов, условий кредита и др. Картели в банковском деле предполагают сохранение самостоятельности его участников.

Банки могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.

Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции. Они имеют обычно специфическую клиентуру. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.

В Республике Беларусь этот уровень кредитной системы за исключением страховых компаний не получил широкого распространения. В настоящее время можно констатировать лишь о первоначальном варианте его развития.

Важным явлением в банковском капитале становится объединение его с промышленным (торговым) капиталом, создание финансово-промышленных групп. В финансово-промышленные группы входят предприятия различных отраслей народного хозяйства и кредитно-финансовые институты. Такая интеграция является взаимовыгодной. Она позволяет создавать реальные механизмы финансирования деятельности хозяйствующих субъектов, расширить границы инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств. Связь банковского, промышленного и торгового капиталов позволяют ускорить реализацию производимой продукции, в короткий срок с помощью банка мобилизовать финансовые ресурсы для их новых вложений в производство.

Участники групп имеют общие интересы, совместно формируют капитал, определяют перспективные направления деятельности, расширяются потенциальные возможности эффективности единой стратегии хозяйствования. Использование свободных средств для взаимофинансирования, участие всей группы в погашении задолженности каждого из структурных звеньев дают экономию платежных средств, улучшаются расчеты. При кредитном обслуживании предприятий, организаций, входящих в финансово-промышленную группу, собственным банком ликвидируется многократное встречное кредитование, улучшается оперативность в выдаче ссуд, снижаются издержки обращения. Усиливаются позиции в конкурентной борьбе, снижаются риски от колебаний рыночной конъюнктуры, в том числе и за счет роста капитала, его динамичности.

Создание финансово-промышленных групп особенно важно в условиях, когда возможности поддержки различных производств из средств государственного бюджета ограничены, особенно в области инвестиционной политики. К недостаткам ФПГ относится то, что ФПГ создаются для удовлетворения интересов олигархов, а не экономики в целом. В данном случае возникает необходимость а антимонопольном законодательстве.

 

 

 

 

 

 

1.2.  Центральный банк: его статус и функции

 

Деятельность центральных банков разных стран имеет различия, однако существуют и общие, основополагающие принципы их функционирования. Прежде всего, ЦБ – это эмиссионный банк, он осуществляет эмиссию банкнот, но вместе с тем занимает особое положение в экономике, является «банком банков» и по этой причине – центром кредитной системы. Такой банк имеет тесные связи с правительством, консультирует его, реализует  не практике денежно-кредитную политику государства. Будучи основным банком страны, он выступает банкиром правительства в самом широком смысле слова, занимает особое место в качестве органа государственного регулирования экономики, а также денежно-кредитной сферы, хранит официальные золотовалютные резервы и от имени государства управляет ими .

Какую бы специфику не имели ЦБ разных стран, функции, которые они выполняют, несмотря на определенную модификацию, на протяжении многих десятилетий остаются практически неизменными. Итак, центральный банк:

- имеет монополию на осуществление эмиссии наличных денег и организацию их обращения;

- является банкиром правительства;

- исполняет роль «банка банков»;

- осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор .

В Республике Беларусь правовой статус и функции Национального банка Республики Беларусь определены Конституцией Республики Беларусь и Банковским кодексом Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441–3 (с изменениями от 30.06.2006) .

Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;

- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения Национального банка - город Минск [кодекс, ст.24].

Национальный банк выполняет следующие функции:

- разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

- осуществляет эмиссию денег;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

- является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

- осуществляет валютное регулирование;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

- осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

- выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

- дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

- осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- осуществляет лицензирование банковской деятельности;

- регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

- устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;

- согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

- регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;

- осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;

- разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

- определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

- осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

- организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

- создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

- формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

- устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

Информация о работе Банковская система: структура и роль в современной экономике