Банковская система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система – это система функционирования совокупности банков в стране, сложившаяся исторически, закрепленная национальными законами и основанная на единых правилах. Она действует на основании законов и соответствующих подзаконных актов, образующих в совокупности правовую инфраструктуру. Так же, как денежная и финансовая системы, банковская система имеет национальные черты, она формируется и преобразуется под влиянием комплекса факторов, характерных для данного региона.

Оглавление

Введение
Глава 1. Историческое развитие банковской системы в России
§ 1. Возникновение банков
§ 2. Банковская система царской России
§ 3. Советская банковская система
Глава 2. Современная банковская система России и ее структура
§ 1. Состав банковской системы
§ 2. Банковские операции
§ 3. Кредитные организации небанковского типа
Глава 3. Центральный банк России
§ 1. Экономические принципы деятельности Банка России
§ 2. Органы управления и организационная структура Центрального банка
§ 3. Функции Центрального банка
Глава 4. Коммерческие банки
§ 1. Коммерческие банки
§ 2. Структура управления коммерческого банка
§ 3. Операции коммерческих банков
Глава 5. Денежно-кредитная политика государства
§ 1. Задачи денежно-кредитной политики
§ 2. Инструменты денежно-кредитной политики
Глава 6. Проблемы банковской системы России
§1. Финансовая и банковская системы после кризиса 1998 г.
§ 2. Проблемы развития банковской системы
§ 3. Развитие банковского сектора на современном этапе
Библиографический список

Файлы: 1 файл

банковская сисетма в россии курсовик.docx

— 67.46 Кб (Скачать)

 Любое правительство  обязано проводить политику, направленную  на улучшение экономической ситуации  в обществе. Без этого оно просто  не получит поддержки в различных  общественных слоях. Воздействие  на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу)  осуществляется посредством денежно-кредитного  регулирования – совокупность  конкретных мероприятий, направленных  на изменение денежной массы  в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного  обращения и рынков ссудных  капиталов. 

 Денежно-кредитная  политика является составной  частью единой государственной  экономической политики. Часть проблем  экономики контролируется государством  посредством проведения структурной,  налогово-бюджетной, денежно-кредитной,  внешнеэкономической политики. Остальные  решаются путем рыночного саморегулирования. 

 Государственная  экономическая политика должна  предусматривать меры по решению  проблем в каждом блоке. Центральный  банк выполняет свою часть  денежно-кредитной политики –  отвечает за ее проведение. Однако  она будет эффективной только  в том случае, если согласованно  будут работать остальные блоки.  Центральный банк вынужден изменять, корректировать денежно-кредитную  политику, чтоб сгладить неблагоприятное  воздействие других блоков экономической  политики.

§ 2. Инструменты денежно-кредитной  политики

 Проведение единой  государственной денежно-кредитной  политики – одна из важнейших  функций Центрального банка России. Главной ее задачей в условиях  перехода к рынку является  сокращение уровня инфляции, стабилизация  покупательной силы рубля и  ликвидация цепочки неплатежей. Центральный банк проводит денежно-кредитную  политику с помощью набора  специальных инструментов, которые  закреплены за ним в законодательном  порядке. Основными инструментами  являются: процентные ставки по  операциям Банка России, нормативы  обязательных резервов, депонируемых  в Банке России, операции на  открытом рынке, валютное регулирование,  установление ориентиров роста  денежной массы, прямые количественные  ограничения, рефинансирование коммерческих  банков.

 Денежно-кредитная  политика Центрального банка  России направлена на обеспечение  стабильности банковской системы.  В ее основу положен механизм  рефинансирования коммерческих  банков. Первоначально политика  рефинансирования коммерческих  банков использовалась исключительно  для воздействия на состояние  денежно-кредитного обращения. В  дальнейшем рефинансирование стало  использоваться как инструмент  оказания финансовой помощи коммерческим  банкам. В частности, после 1998г.  в ходе реструктуризации банковской  системы Российской Федерации  коммерческим банкам предоставлялись  кредиты на поддержание ликвидности,  повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты  на срок до одного года. По  мере нормализации ситуации в  банковском секторе предоставление  указанных кредитов прекратилось.

 Механизм рефинансирования  коммерческих банков включает, во-первых, предоставление коммерческим банкам  централизованных кредитов в  форме покупки у них векселей (переучетный кредит) по устанавливаемой  самим Центральным банком учетной  ставке. Во-вторых, предоставление коммерческим  банкам централизованных кредитов  в форме ссуды под ценные  бумаги (ломбардный кредит). По ним  устанавливается ломбардная ставка.

 Установление  ставки учетного процента и  ломбардной ставки представляет  основу процентной политики государственного  банка. Согласно Федеральному  закону «О Центральном банке»  Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных  ставок по различным видам  операций или проводить процентную  политику без фиксации процентной  ставки. Кроме того, он использует  процентную политику для воздействия  на рыночные процентные ставки.

 Центральный банк  предоставляет ссуды коммерческим  банкам. Ставка процента, по которой  выдаются эти ссуды, называется  учетной ставкой процента или  ставкой рефинансирования. Изменяя  эту ставку, Центральный банк  может воздействовать на общий  объем ресурсов коммерческих  банков, расширяя или сокращая  их возможности в предоставлении  кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины  учетного процента строится система  процентных ставок коммерческих  банков, происходит удорожание или  удешевление кредита населению  или предприятиям. Центральный банк  регулирует уровень процентных  ставок с помощью фиксации  ставок по предоставлению коммерческим  банкам кредитов, которые служат  определенным ориентиром для  рыночных ставок, и контроля над  ставками кредитных учреждений.

  Для регулирования  краткосрочных процентных ставок  применяются операции Центрального  банка с векселями и краткосрочными  государственными облигации. Их  продажа ограничивает наличность  денежного рынка и ведет к  повышению рыночных ставок процента. Если Центральный банк не желает  допускать увеличения рыночной  нормы процента, то он оказывает  поддержку банкам, покупая у них  краткосрочные ценные бумаги  и векселя по текущим рыночным  ставкам. 

 Традиционным  средством регулирования долгосрочных  процентных ставок служат операции  Центрального банка с государственными  долгосрочными облигациями. Если  Центральный банк их покупает, то происходит повышение их  рыночного курса в результате  расширения спроса на них. При  этом снижается их доходность, и снижаются долгосрочные процентные  ставки на рынке. Продажа государственных  долгосрочных облигаций Центральным  банком на открытом рынке вызывает  падение их курса и повышение  доходности, а значит и долгосрочных  процентных ставок.

 Процентная политика  Центрального банка в последнее  время заключается в таком  регулировании процентных ставок  по всем операциям на денежном  рынке, которое обеспечивало бы  их снижение в реальном выражении  с одновременным поддержанием  необходимого уровня ликвидности  банковской системы. Для Центрального  банка при этом важно поддерживать  такие соотношения между процентными  ставками по своим кредитам  и депозитным операциям коммерческих  банков, чтобы избежать арбитражной  игры коммерческих банков на  операциях с Центральным банком.

 Политика процентных  ставок предусматривает главным  образом три цели: благоприятствовать  росту экономики путем умеренно  низких процентов процентных  ставок на кредиты, сдерживать  инфляцию и обеспечивать стабильность  национальной валюты на валютных  рынках путем умеренно повышенных процентных ставок. Уровень и динамика процентных ставок отражают степень деловой активности в стране, темпы инфляции.

 Изменение ставок  на денежном рынке полностью  зависит от денежно-кредитной  политики правительства. Центральный  банк выступает на этом рынке  в качестве заемщика кредитных  ресурсов в объеме, необходимом  для того, чтобы оказать давление  на соотношение спроса и предложения  и повлиять, таким образом, на  уровень процентных ставок рынка. 

 Недостатком использования  рефинансирования при проведении  денежно-кредитной политики является  то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Ставка  рефинансирования – очень мощный  инструмент воздействия на нижний  уровень банковской системы. Именно  поэтому она относительно редко  изменяется, а ее изменения влекут  за собой значительные последствия  для банковской системы в целом.  Государство не должно допускать  резких изменений ставки рефинансирования. Колебания учетной ставки отражают  нестабильность российской экономики. 

 Обязательные  резервы – еще один инструмент  денежно-кредитной политики. Они  представляют собой механизм  регулирования общей ликвидности  банковской системы. Размер обязательных  резервов к обязательствам банка,  а также порядок депонирования  обязательных резервов в Банке  России устанавливается советом  директоров. Законом также установлено,  что нормативы обязательных резервов  не могут превышать 20% обязательств  банка и могут быть разными для различных кредитных организаций. Но они не могут быть изменены единовременно более чем на 5%.

 В настоящее  время обязательные резервы –  это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все  кредитные организации. Согласно  сложившимся в мире правилам, обязательные резервы хранятся  в Центральном банке в форме  бессрочных вкладов. Данные средства  не лежат замороженными. Ими  могут пользоваться разные банки  на протяжении длительного времени,  но при этом в распоряжении  Центрального банка должна оставаться  определенная сумма так называемого  минимального резерва, необходимая  для работы делового банка  в течение определенного периода.  Обязательность выполнения резервных  требований возникает у коммерческого  банка с момента получения  лицензии Центрального банка  России на право совершения  соответствующих банковских операций  и является необходимым условием  их осуществления. Коммерческий  банк несет ответственность за  соблюдение порядка депонирования  обязательных резервов. В случае  невыполнения требований с коммерческих  банков взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере.

 Центральный банк  образует из обязательных резервов  резервный фонд кредитной системы  Российской Федерации, средства  которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций. Размер резервов во многом определяет кредитные возможности коммерческих банков. Они могут выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк регулирует кредитную активность коммерческих банков, тем самым контролирует предложение денег.

 Фонд обязательных  резервов создан для того, чтобы  при необходимости обеспечить  возможность коммерческому банку  своевременно выполнить перед  клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных средств, так как часть этих средств депонируется и не используется коммерческим банком в качестве кредитных ресурсов.

 Политика резервирования  является довольно грубым методом  и, если при этом не используются  другие инструменты, создается  определенная жесткость в экономическом  регулировании. 

 Политикой открытого  рынка называют куплю-продажу  Центральным банком государственных  ценных бумаг с целью оказать  влияние на денежный рынок.  Основная задача политики открытого  рынка состоит в том, чтобы,  регулируя спрос и предложение  на ценные бумаги, вызвать соответствующую  реакцию у коммерческих банков. Центральный банк, продавая коммерческим  банкам государственные ценные  бумаги, ограничивает кредитную  экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении,  ослабляет давление платежных  средств на рынок и повышает  курс рубля. 

 Операции на  открытом рынке – наиболее  важное средство контроля денежного  обращения. Этот механизм денежно-кредитного  регулирования обладает преимуществом  гибкости – государственные ценные  бумаги можно продавать или  покупать в больших или меньших  количествах, и его воздействие  на резервы банка осуществляется  достаточно быстро. Кроме того, по  сравнению с изменением резервных  требований операции на открытом  рынке воздействуют более тонко  и опосредованно. 

 Политика открытого  рынка представляет собой ориентированный  на гибкое регулирование процентных  ставок рыночный метод. Эта  политика может гармонично сочетаться  с набором «реальной» процентной  ставки в качестве индикатора  денежно-кредитной политики и  успешно включаться в традиционные  методы интервенции на денежном  рынке со стороны Центрального  банка, который всегда выбирает  для себя в качестве мишени  интервенции процентную ставку.

 Операции на  открытом рынке являются наиболее  значимым инструментом денежно-кредитной  политики. Это самый быстрый и  легкий путь решения проблемы  регулирования кредитных средств  и, следовательно, темпов развития  производства. Кроме того, здесь  возможен более точный расчет  – всегда четко определяется, сколько государственных облигаций  нужно продать или сколько  нужно скупить. 

 Три классических  инструмента денежно-кредитной политики  дополняются действием других  инструментов. Инструментарий денежно-кредитного  регулирования предполагает реализацию  не только стратегических целей  макроэкономики. Конкретно эти целее  реализуются через решение промежуточных  задач. Такими промежуточными  задачами являются изменение  объема и структуры денежной  массы, изменение ставок процента  на отдельных сегментах финансового  рынка, воздействие на обменный  курс национальной денежной единицы. 

 Выделяются два  основных типа денежно-кредитной  политики. Рестрикционная направлена на осуществление мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса. Данная политика может быть использована как для борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности. Второй тип – экспансионистская денежно-кредитная политика – характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

Информация о работе Банковская система России