Банковская система РК на современном этапе развития экономики и перспективы ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Банковский сектор должен в максимальной степени отвечать задачам построения основ рыночной экономики. Иными словами, интересы банков должны способствовать и, во всяком случае, не препятствовать решению общенациональной задачи развитии экономики в целом, и финансового рынка, в частности.
Целью исследования является – изучение банковской системы Республики Казахстан в на современном этапе развития экономики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы формирования банковской системы в Республике Казахстан……………………………………………………………………..
4
1.1 Понятие и роль банковской системы в Республике Казахстан………
4
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие банковской системы
10
2 Анализ финансового состояния банковского сектора в Республике Казахстан……………………………………………………………………
22
2.1 Характеристика управленческой структуры в банковской системе РК………………………………………………………………………..
22
2.2 Анализ качества портфеля активных и пассивных операций коммерческих банков в Казахстане………………………………………
26
3. Мероприятия, направленные на повышение финансовой стабильности банковского сектора ………………………………………………………...

36
Заключение……………………………………………………………………..
46
Список использованных источников…………………………………………
48

Файлы: 1 файл

курсовая банковская система.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

Вместе с  тем, в случае открытия депозитором  в банке-участнике нескольких гарантируемых  депозитов, различных по видам и  по валюте, организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, выплачивает по ним совокупное гарантийное возмещение в сумме, не превышающей семисот тысяч тенге.

При этом, основным источником финансирования системы  страхования депозитов являются обязательные календарные, чрезвычайные и дополнительные взносы, уплачиваемые банками-участниками.

Фонд гарантирования депозитов должен обеспечить свою способность  оперативно выплачивать возмещение по гарантированным депозитам в  случае несостоятельности банка.

Недостаточное финансирование может приводить к ухудшению финансового состояния системы и порождать утрату доверия к ней. В качестве источников финансирования системы страхования депозитов могут выступать взносы банков-участников, финансовые ресурсы государства, Национального банка Республики Казахстан, заимствования на рынке, а также поступления от реализации активов ликвидируемых банков и от размещения временно свободных средств фонда гарантирования.

Основным источником финансирования являются, как правило, взносы банков - участников системы гарантирования депозитов, так как именно банки и их клиенты выигрывают от страховой защиты депозитов.

В связи с  этим при установлении размера взносов, которые должны уплачиваться банками, необходимо оценить их влияние на финансовую устойчивость банковской системы, определиться с базой, к которой будет применяться установленная ставка взносов. Следует отметить, что использование в качестве базы общего размера обязательств может приводить к тому, что банки, ориентированные в большей мере на привлечение не подлежащих гарантированию депозитов, в этой ситуации будут платить непропорционально высокие взносы, что представляется несправедливым.

Системы, в которых  взносы, уплачиваемые банками, дифференцируются по степени риска, напротив, могут  стимулировать проведение банками более взвешенной политики и повышение качества управления рисками.

Вместе с  тем введение такой системы взносов  требует получения и обработки  Фондом гарантирования депозитов значительного  объема детальной информации о банках, разработки адекватных методик оценки рисков, которые берет на себя каждый из них, и индивидуального расчета размера взносов. При введении системы взносов, учитывающей риски, необходимо также оценить, насколько может ухудшить финансовое состояние банков, испытывающих определенные финансовые трудности, взимание с них повышенных взносов.

Важным вопросом, связанным с применением такой  системы взносов, является вопрос о  раскрытии информации об оценке рисков, ассоциирующихся с конкретными  банками, или ограничении доступа  к этой информации.

В заключение хотелось бы отметить, что принятие нормативно-правовых актов, нацеленных на защиту интересов  депозиторов банков, позволило в  значительной степени поднять доверие  населения к банковской системе  Казахстана. Так, за 1 полугодие 2007 года было привлечено на депозитные счета физических лиц банков второго уровня 1287,2 млрд. тенге, что на 81 % больше, чем в аналогичном периоде 2006 года.

 

3 Мероприятия, направленные на повышение финансовой стабильности банковского сектора

 

 

Эффект реализации принятого в конце 2008 года пакета антикризисных мер заключался в преодолении недостатка финансирования реального сектора экономики вследствие резкого снижения кредитной активности банков и дефицита фондирования банковской системы. В настоящее время основной задачей регуляторной политики становится стимулирование кредитной активности банков, которые предпочитают ограничивать вложение своих средств в экономику, поддерживая высокий уровень ликвидности.

Все мероприятия, на наш взгляд следует разделить на несколько подходов.

Во-первых, это  те меры, которые могут быть применимы  НБ РК.

В условиях высокого уровня спекулятивного давления на рынок в октябре 2008 – январе 2009 года НБРК вынужден был поддерживать стабильность валютного курса за счёт проведения интенсивных интервенций на валютном рынке.

В этот период объем  продажи НБРК долларов США превысил объем покупки приблизительно на 6 млрд. долл. США.

Вследствие  этого было принято решение о  девальвации тенге, проведённой 4-го февраля 2009 года, и введении нового валютного коридора – 150±5 тенге за доллар. Спекулятивное давление на рынке наблюдалось на протяжении всего 1-го квартала: в феврале-марте НБРК израсходовал около 4 млрд.долл.США резервов при проведении интервенций на валютном рынке.

К апрелю ситуация нормализовалась, однако в июле НБРК вновь вынужден был прибегнуть к некоторому увеличению объёмов интервенций для противодействия спекулятивным всплескам, наблюдавшемуся на рынке в данном месяце на фоне иррациональных девальвационных ожиданий участников рынка. Спекулятивное давление ощущалось на валютном рынке на протяжении всего 3-го квартала, однако его интенсивность была заметно меньше, чем в 1-м квартале (см. Таблицу 16).

 

 

Таблица 16

Объёмы интервенций  НБРК на валютном рынке

 

Показатели

12.2008

06.2009

09.2009

Чистая покупка  доллара

-3,96

-0,49

1,26915242

Чистая покупка  доллара на КФБ

0,76

-0,10

0,586971

Чистая покупка  иностранной валюты

-3,80

-0,45

1,76129755

Чистая покупка  иностранной валюты на КФБ

0,76

-0,10

0,6898193

Среднемесячный  курс доллара

120,62

150,35

150,87

Продажа НБРК

1,8

0,1

0,6

Покупка НБРК

0,6

0,1

0,0

Чистая покупка  НБРК

-1,3

0,0

-0,6


Основной целью  участия НБРК на денежном рынке являлось создание условий для стабильного  функционирования денежного рынка  и сглаживание эффекта шоков.

Важнейшей задачей  этого аспекта деятельности НБРК стала поддержка на приемлемом уровне ликвидности Альянс Банка и БТА  Банка, испытывающих с начала года серьёзные  трудности. Так, в совокупном обороте  сделок за 3 квартала 2009 года сделки с  этими банками составляют 61%.

Кроме того, для  увеличения ликвидности банковской системы с 3 марта были снижены  нормативы МРТ (с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам банков и с 3% до 2,5% по внешним и иным обязательствам банков).

Другой причиной высокой активности НБРК на денежном рынке являлось стремление стимулировать кредитную активность. С этой целью НБРК начиная с 3-го квартала значительно увеличил объёмы проведения операций «обратное репо» на биржевом рынке.

Кроме того, в  течение 2009 года в общей сложности 6 раз снижалась ставка рефинансирования (с 10% в начале года до 7% с 4 сентября); а ставки вознаграждения по нотам НБРК были снижены с 6,5% в начале года до 2,5% в конце 3-го квартала 2009 года.

Однако проведённые  меры не способствовали росту кредитной  активности банков, которые предпочитают поддерживать высокий уровень ликвидности и ограничивать объёмы своих вложений в кредитование экономики. Так, к концу 3-го квартала резервные активы превышали уровень МРТ почти в 4 раза. Банки не стремятся в настоящее время принимать на себя риски реального сектора экономики и предпочитают вкладывать их в более ликвидные и менее рискованные активы, в том числе на счета в НБРК. Объём срочных депозитов БВУ в НБРК вырос с 33 млрд. тенге в конце 2008 года до 546 млрд. тенге в конце 3-го квартала, несмотря на значительное снижение ставок вознаграждения по ним, предпринятое для дестимулирования размещения вкладов БВУ в НБРК.

Так, ставки привлечения  снижены до 0,5% сроком на одну неделю и 1,0% - на 1 месяц по состоянию на 01.12.2009 года.

Во-вторых, это  регуляторные меры, принятые Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций/

В 4-м квартале 2008 года – 3 квартале 2009 года АФН был  принят комплекс мер пруденциального  регулирования, направленных на снижение рисков и рост устойчивости банковской системы:

1. Увеличение минимального размера  собственного капитала банков. С целью упрочнения потенциала банковского сектора и повышения его конкурентоспособности были увеличены требования к минимальному размеру собственного капитала функционирующих и вновь создаваемых банков с 1 октября 2009 года до 5 млрд. тенге, с 1 июля 2011 года – до 10 млрд. тенге. Минимальный размер собственного капитала для региональных банков, основной объём услуг, которых предоставляется в регионах Казахстана за исключением городов Алматы и Астаны, с 1 октября 2009 года составил 2 млрд. тенге (при соблюдении ряда условий); с 1 июля 2011 года он составит 4 млрд. тенге.

2. Изменение механизмов расчёта  регуляторного капитала. С 1 июля 2011 года доля привилегированных акций, включаемых в капитал первого уровня, не должна будет превышать пятнадцати процентов капитала первого уровня. Данная мера носит контрциклический характер, так как, по сути, её введение приведёт к увеличению значений расчётных коэффициентов достаточности капитала БВУ. Кроме того, с целью улучшения качества регуляторного капитала с 1 июля 2011 года из расчета капитала первого уровня будут исключены бессрочные финансовые инструменты, которые будут использоваться при расчете капитала второго уровня.

3. Изменение нормативов достаточности  капитала. В соответствии со стандартами Базельского комитета по банковскому надзору был введён новый коэффициент достаточности капитала к1-2 (отношение капитала первого уровня к сумме активов и обязательств, взвешенных по степени риска):

  • для банка, участником которого является банковский холдинг или родительский банк, обладающий определенным рейтингом одного из рейтинговых агентств, для банка, акции которого приобретены Правительством Республики Казахстан либо национальным управляющим холдингом, в порядке, предусмотренном статьей 17-2 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», а также для банка, более пятидесяти процентов размещенных акций которого принадлежат государству, значение коэффициента достаточности собственного капитала к1-2 должен быть не менее 0,05, а с 1 июля 2011 года – не менее 0,08;
  • для банка, не имеющего крупного участника – физического лица к1-2 не должен быть менее 0,07, а с 1 июля 2011 года этот коэффициент должен быть не менее 0,10;
  • для остальных банков коэффициент достаточности собственного капитала к1-2 должен быть не менее 0,06, а с 1 июля 2011 года – не менее 0,09.

4. Изменение коэффициентов, ограничивающих уровень обязательств перед нерезидентами. Для повышения финансовой устойчивости банковского сектора страны максимальное значение коэффициента к9 (отношение обязательств перед нерезидентами к собственному капиталу) не должно превышать 3 с 1 июля 2009 года. Кроме того, в целях учёта особенностей функционирования банков с иностранным участием из расчёта коэффициентов к8 и к9 были исключены субординированные долговые обязательства перед родительским банком – нерезидентом.

С 1 октября 2009 года в рамках расчёта коэффициентов капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами к7, к8 и к9 из суммы обязательств перед нерезидентами Республики Казахстан были исключены неинвестированные остатки средств, принятые банком на основании кастодиального договора. С этой же даты при расчёте коэффициентов капитализации банков к8 и к9 в целях ограничения объёмов внешних заимствований, в том числе с учетом схем по привлечению внешних заимствований через аффилированные структуры банков, в обязательства перед нерезидентами стали включаться необеспеченные гарантии и поручительства банка.

5. Изменение коэффициентов ликвидности. В целях повышения финансовой устойчивости банковского сектора страны и защиты депозиторов банков был введён коэффициент текущей ликвидности к4 (отношение среднемесячных высоколиквидных активов банка к среднемесячному размеру обязательств до востребования с учетом начисленного вознаграждения), нормативное значение которого равно 0,3.

С 1 октября 2009 года в алгоритм расчёта коэффициента текущей ликвидности k-4 как часть обязательств до востребования были включены необеспеченные гарантии и поручительства банка, выданные при привлечении внешних займов дочерними организациями банка, аффилированными с банком юридическими лицами, а также в рамках сделок банка по секьюритизации, с правом кредитора требовать досрочного погашения обязательств. Большинство банков значительно превышали установленные нормативы, поэтому существенного эффекта на ликвидность банков это не оказало.

6. Ужесточение требований по  созданию провизий по отдельным видам кредитов. В целях регулирования кредитных рисков были ужесточены требования по формированию провизий по кредитам, предоставленным в иностранной валюте заемщикам, не имеющим соответствующей валютной выручки и (или) валютные риски которых не покрыты соответствующими инструментами хеджирования со стороны заемщика.

Кроме того, с 1 января 2010 года классификационная категория  кредита, представленная заемщику (должнику, созаёмщику), являющемуся лицом, зарегистрированным в оффшорной зоне, либо зависимым или дочерним по отношению к лицу, зарегистрированному в оффшорной зоне, изначально будет определяться как «безнадежная» (формирование провизий на уровне 100%).

Информация о работе Банковская система РК на современном этапе развития экономики и перспективы ее совершенствования