Банковская система и ее структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность банковской системы, механизма ее регулирования в Республике Беларусь.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие о структуре банковской системы Республики Беларусь;
- проанализировать теории, влияющие на кредитно-банковскую систему;
- рассмотреть механизм влияния банковской системы на экономику Республики Беларусь;
- провести анализ механизма банковского мультипликатора в современной белорусской экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕХАНИЗМ СОСЗДАНИЯ ДЕНЕГ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ 5
1.1 Банковская система и ее структура 5
1.2 Первичное предложение денег Центральным банком 10
1.3 Создание денег коммерческими банками 13
1.4. Депозитный, кредитный и денежный мультипликаторы 14
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЗДАНИЕ ДЕНЕГ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 18
2.2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) 21
2.3. Изменение нормы обязательных резервов 25
3. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА БАНКОВСКОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКЕ 28
3.1. Теории, влияющие на кредитно-банковскую систему 28
3.2 Взаимоотношения коммерческого банка с Национальным банком и влияние их на экономику 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

андрийчинко.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы курсовой работы. Современная банковская система – совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов.

Основную часть кредитной  системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений. Кредитно-банковская система Республике Беларусь начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов.

Эффективная устойчивая работа банковской системы Республики Беларусь – необходимое условие нормального функционирования экономики. Особые требования к банковской системе предъявляются в период рыночного типа. Опыт Беларуси в теоретическом и практическом освоении рыночной экономики во всей ее сложности и противоречивости показал, что механическое копирование достижение экономической науки развитых стран с традиционной рыночной экономикой не гарантирует успеха.

Из вышеизложенного можно  сделать вывод об актуальности темы курсовой работы. Проблема развития кредитно-банковской системы является актуальной для  любого государства в любое время. Данная проблема - развития кредитно-банковской система является особенно актуальной для Республики Беларусь.

Объектом исследования в курсовой работе является теоретическое и практическое применение банковской системы, изучение ее структуры.

Предметом исследования курсовой работы является банковская система Республики Беларусь.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность банковской системы, механизма ее регулирования в Республике Беларусь.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- дать понятие о структуре банковской системы Республики Беларусь;

- проанализировать  теории, влияющие на кредитно-банковскую  систему;

- рассмотреть  механизм влияния банковской  системы на экономику Республики  Беларусь;

- провести анализ механизма банковского мультипликатора в современной белорусской экономике.

Характеристика  источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, опубликованная экономическая практика в официальных изданиях; во-вторых, специальная экономическая литература. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три раздела с подразделами, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 37 страницах компьютерного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МЕХАНИЗМ СОСЗДАНИЯ ДЕНЕГ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ

1.1 Банковская система и ее структура

Кредитная система в широком смысле слова представляет собой совокупность банковских и иных кредитных учреждений, правовые формы организации и методы осуществления кредитных операций. Дальнейшее развитие кредита и банков проявляется в развертывании, расширении, обобществлении финансово-кредитных учреждений, появлений новых задач и функций кредитной системы. На этапе ее становления кредитной системе отводилась роль вытеснения старомодных ростовщиков. Она формировалась, во-первых, путем создания кредитных денег и, во-вторых, посредством возрастающего привлечения свободного денежного капитала предприятий, государства и населения.

Кредитно-банковская система в рыночной экономике  является двухуровневой и включает Национальный банк (далее НБ Республики Беларусь) Республики Беларусь и коммерческие банки различных видов.

НБ Республики Беларусь – Центральный банк Республики Беларусь, находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. НБ Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. НБ Республики Беларусь подотчетен парламенту Республики Беларусь. НБ является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности. Основными целями НБ Республики Беларусь как центрального органа управления являются: кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь; поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь; обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.

НБ Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах Республики Беларусь и городе Минске. Полномочия структурных подразделений НБ Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением НБ Республики Беларусь.

Органами управления НБ Республики Беларусь являются Правление НБ Республики Беларусь и Совет директоров НБ Республики Беларусь. Высший орган НБ Республики Беларусь – Правление НБ Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение функций НБ Республики Беларусь как центрального органа государственного управления. Правление НБ Республики Беларусь принимает решения в форме постановлений и приказов. Правление состоит из Председателя Правления НБ Республики Беларусь, заместителей Председателя правления НБ Республики Беларусь, включая первых заместителей. Кроме того, членами Правления НБ являются представители Совета Министров, председатель правления одного из коммерческих банков, официальный представитель уставных банковских объединений, избираемый совместным решением данных банковских объединений. Компетенция правления НБ Республики Беларусь и порядок созыва заседаний Правления НБ Республики Беларусь определяются в Уставе НБ Республики Беларусь. Совет директоров НБ Республики Беларусь – исполнительный орган НБ Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение банковских функций НБ Республики Беларусь как юридического лица. Совет директоров НБ Республики Беларусь выполняет следующие функции:

- организует  проведение единой государственной  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь;

- определяет возможность выдачи лицензий и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц;

- рассматривает  и утверждает смету расходов НБ Республики Беларусь на очередной год;

- устанавливает  формы и размеры оплаты труда  членов Совета директоров.

Совет директоров НБ Республики Беларусь принимает следующие решения:

а) о регулировании  кредитного рынка;

б) об изменении  процентных ставок НБ;

в) о регулировании  валютного рынка;

 г) о нормах - вывоза иностранной валюты;

д) о работе подразделений НБ на рынке наличной иностранной валюты;

е) о выпуске  банкнотов нового дизайна юбилейных  монет, монет из драгоценных металлов, банкнот в качестве объекта коллекционирования и тезаврации, об изъятии отдельных банкнотов, монет, о распоряжении резервными фондами банкнотов, монет, организации их эмиссии;

ж) о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций НБ;

з) о государственной регистрации и ликвидации банков, кредитных, финансовых и других учреждений, занимающихся банковскими операциями;

 и) о покупке,  продаже недвижимости для обеспечения  деятельности Национально банка,  его предприятий, учреждений, организаций; 

к) о выпуске  ценных бумаг НБ Республики Беларусь;

л) о предоставлении Совету Министров Республики Беларусь, местным органам исполнительной и распорядительной власти кредитов, обеспеченных долговыми обязательствами;

м) о получении  долговых обязательств от Министерства финансов Республики Беларусь;

н) о заключении контрактов на изготовление банкнотов  и монет;

о) о порядке  распоряжения резервными фондами. Коммерческие банки – юридические лица, созданные в определенной организационно-правовой форме и имеющие исключительное право на осуществление в установленном законодательстве порядке деятельности от своего имени по привлечению средств на вклады (депозиты), размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытии и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Организационное устройство банков обусловлено его  производственными функциями, потому организационная структура управления банками построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью выполнять стоящие перед ними задачи. Более крупный банк предлагает и более широкий спектр услуг своим клиентам. Размеры банка являются определяющим, но не единственным фактором при построении организационной структуры управления банка. Государственное регулирование деятельности банков также имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных институтов. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В тоже время организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов европейского сообщества.

Банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг. Влияние размеров банка на организационную структуру управления примерно одинаково во всем мире. Средние и мелкие банки Республики Беларусь, подобно сотням банков других государств, обслуживающих небольшие и средние по размерам предприятия, более всего озабочены привлечением недорогих депозитов от физических лиц и покупкой ресурсов на межбанковском рынке кредитных ресурсов. Спектр проведения активных операций таких банков ограничивается, как правило, предоставлением кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования, потребительского кредита населению.

Сервисные операции, оказываемые клиентам банка, обычно контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банке. Общий контроль осуществляет заместитель Председателя Правления банка, отвечающий за работу кредитного, депозитного отделов и бухгалтерии банка. Работники данных отделов подотчетны заместителю Председателя Правления банка, который, в свою очередь, отвечает перед Председателем Правления банка. Председатель Правления банка отвечает за перспективное, долгосрочное планирование развития банка и оказания помощи руководителям различных служб банка в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство, в свою очередь, периодически отчитывается перед Советом директоров банка руководящим органом банка. Совет директоров коммерческого банка - комитет, выбранный акционерами банка для разработки политики банка и контроля за его деятельностью.

Крупные банки  имеют безусловное преимущество перед мелкими и средними, поскольку они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразие финансовых услуг. Их деятельностью более диверсифицирована как графически, так и в отношении набора предоставляемых услуг, что снижает общий уровень риска в условиях нестабильной экономики.

Крупные банки  Республики Беларусь, такие, как АКБ  «Приорбанк», АКБ «Агропромбанк», менее  всего зависят от благополучия своих  клиентов, а большую половину своих  доходов получают, обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования, в том числе и государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримым преимуществом - они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами Республики Беларусь такие банки лучше приспособлены, поскольку обладают более высокой способностью брать на себя риск освоении новых рынков, и имеют больший допуск к мировому капиталу. Таким образом, коммерческие банки представляют собой кредитные учреждения, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий, организаций, а также граждан. Свои денежные ресурсы они привлекают в виде вкладов, депозитов или же полученных со стороны кредитов, на условиях платы за эти привлеченные заемные ресурсы и, кроме того, коммерческие банки используют собственные денежные средства.

1.2 Первичное предложение денег Центральным банком

В современной  рыночной экономике предложение денег обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег — количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.

Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, или так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие:

  1. Агрегаты М-1 — "деньги для сделок" — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.
  2. Агрегаты М-2 и М-3включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако, они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют "почти деньгами".
  3. Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L, наряду с М-3, включает прочие ликвидные (легкореализуемые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, поскольку без особых трудностей могут быть обращены в наличность. Агрегаты D включают как все ликвидные средства, так и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитает использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.

Каким образом  деньги поступают в экономику, позволяя ей функционировать и развиваться с наибольшей эффективностью, или другими словами, кто определяет денежное предложение? Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений:

Информация о работе Банковская система и ее структура