Банковская конкуренция – основа рынка финансовых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить основные аспекты понятия «банковская конкуренция», рассмотреть современное состояние банков Российской Федерации, изучить их проблемы и выявить пути решения.
В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
1) Изучить, что включает в себя понятие «банковская конкуренция»;
2) Изучить современные особенности и закономерности банковской конкуренции;
3) Оценить современное состояние банков в Российской Федерации;
4) Выявить проблемы банковской конкуренции на современном этапе и пути их решения.

Оглавление

Введение 3
1 Современные особенности и закономерности банковской конкуренции 4
1.1 Возникновение и развитие банковской конкуренции 4
1.2 Понятие банковской конкуренции и сфера ее деятельности 7
1.3 Особенности банковской конкуренции 9
1.4 Виды банковской конкуренции 13
1.5 Уровни банковской конкуренции и формы банковских объединений 20
2 Аналитический обзор банковской конкуренции в РФ 23
2.1 Характеристика банковской конкуренции 23
2.2 Сравнительная характеристика российских банков с зарубежными 28
2.3 Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции 36
3 Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решения 47
Выводы и предложения 51
Список использованной литературы 52

Файлы: 1 файл

Банковская конкуренция основа рынка финансовых услуг.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

      способствовать развитию деловых связей;

      проводить аналитические исследования, связанные с содействием
внедрению новых операций и банковских услуг;

      изучать рыночную конъюнктуру;

      оказывать организационную и консультационную помощь клиентам.

Деятельность маркетинговых служб должна включать анализ рынка банковских услуг: маркетинговые исследования, разрабатывать рекомендации банка по принятию необходимых управленческих решений, разрабатывать планы маркетинга и осуществлять мероприятия по продвижению банковских услуг.

В целом банковская деятельность считается успешной, если извлекается максимум прибыли и учреждения банка и клиенты также достигают своих целей. В этой связи маркетинговая работа банков неразрывно связана с работой клиентов. От состава операций с клиентами зависит также решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе кредитно – расчетного обслуживания взаимозависимых сделок между хозяйствующими субъектами. Известно, что в коммерческих учреждениях банка наибольшая часть прибыли формируется за счет процентной политики по активным операциям и именно за счет процентов, которые взимаются с предоставляемых кредитов физическим и юридическим лицам.

По этой причине важно постоянно совершенствовать данный участок работы и в результате вполне реально заранее проводить маркетинговые исследования на предмет определения эффективности предоставляемых услуг клиентам.

Для того чтобы постоянно проводить работу не только по увеличению размеров кредитных операций, но и по повышению эффективности процесса кредитования необходимо организовать деловую группу специалистов банка для проведения предварительных маркетинговых исследований.

Требуется также улучшить консультационную работу среди клиентов. В результате можно установить график проведения таких консультаций по направлениям на платной основе и тем самым повысить уровень деловой квалификации работников банка.

В целом наши предложения в определенной степени повысят уровень эффективности маркетинга в банке.

 



7

 

3 Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их решения

 

Банковская конкуренция является одной из актуальных тем, обусловленная активным участием российских банков в основных сегментах финансового рынка, необходимостью научного обобщения накопленного опыта практической банковской деятельностью, а также отсутствием комплексных разработок этой проблемы с учетом мирового опыта.

К основным проблемам можно отнести:

                 Тенденции развития деятельности банков на финансовом рынке;

      Технология деятельности банков на финансовом рынке и ее совершенствование;

      Деятельность банков на рынке ссудных капиталов и ее роль в развитие инвестиций;

      Перспективы развития рынка облигаций и инвестиций банков в экономику;

      Деятельность российских банков на мировом финансовом рынке;

Характеризуя перспективы банковской системы России, можно выделить следующие сценарии развития:

1.      Уход мелких банков с финансового рынка, в том числе путем банкротств и поглощения другими банками;

2.      Превращение мелких (особенно региональных кредитных организаций в филиалы крупных банков;

3.      Универсализация двух-трех десятков ведущих банков;

4.      Специализация остальных банков.

Можно отметить возможность выхода банковских акций на вторичный рынок, открытий для широкого круга инвесторов, поскольку темп роста кредитования банками экономики обгоняет рост их собственных средств. Но в России разработана лишь технология размещения облигаций на финансовом рынке. В РФ наблюдается сложность размещения ценных бумаг банков, так как мало инвестиционных компаний, обеспечивающих этот процесс.

Необходимо совершенствовать конкурентоспособность инфраструктуры национального финансового рынка, в частности путем создания в течение двух-трех лет центрального депозитария для обслуживания всех торговых площадок, для работы с регистраторами, а также в качестве посредника между российским и мировым финансовыми рынками.

В целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка с учетом мирового опыта и его роли в возрождении национальной экономики на основе инновационной креативной модели развития. Выделены следующие направления:

      Дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, реальное снижение темпа инфляции, возрождение экономики;

      Укрепление позиций участников финансового рынка, в первую очередь банков;

      Обеспечение инвестиционной безопасности, стабильности законов, правовых гарантий для привлечения инвесторов – российских и иностранных – в банковскую сферу;

      Технологический прогресс в развитие его инфраструктуры с учетом мировых достижений;

      Повышение эффективности и координации деятельности многочисленных органов надзора и контроля за участниками разных сегментов банковской сферы;

      Формирование в стране и за рубежом к российским банкам;

      Целеустремленное повышение квалификации участников финансового рынка, в том числе руководящих кадров, которые должны иметь базовое образование; это требует усиления контроля за качеством преподавания в учебных центрах послевузовского образовании.

Изменения в институциональной структуре российской банковской системы влияют на развитие кредитования российских предприятий скорее положительно, так как приход новых сильных игроков увеличит предложение ресурсов и усилит конкуренцию среди банков.

Другим не менее важным источником роста активов банковской системы в 2007 году останутся доходы от кредитования населения – на него банки будут направлять привлекаемые ресурсы в первую очередь. Кредитование предприятий будет расти более низкими темпами, исключение составит малый бизнес: здесь как ожидается, темпы роста будут сопоставимы с потребительским кредитованием.

Набор корпоративных банковских продуктов вряд ли заметно изменится, но, возможно, появятся целевые программы, рассчитанные на отдельные виды бизнеса.

Вероятно, что банки будут стараться упростить процедуру получения кредита, особенно в части требований к документации. Тем не менее, в ситуации возможного роста кредитных рисков не стоит ждать снижения требований по обеспечению кредитов. Ликвидность банковской системы останется на невысоком уровне, что может привлечь внимание ЦБ к проблеме рефинансирования коммерческих банков.

В 2007 году сохранится значимая роль государственных банков (на их долю приходится до 35% активов и капитала российской банковской системы), при этом опережающими темпами может расти инвестиционное и ипотечное кредитование. Вероятно, усилится роль государственного Банка Развития, который возьмет на себя финансирование секторов, не столь интересных бизнесу, но значимых для экономики - таких, например, как сельское хозяйство, тяжелая промышленность, ВПК.

По данным Бюллетеня банковской статистики, процентные ставки по кредитам физическим лицам в среднем в полтора раза выше, чем для юридических лиц. Кроме того, банки получают дополнительный доход от клиентов в виде комиссии за выдачу и сопровождение кредита. В результате по итогам 2006 года доля потребительского кредитования в банковских активах увеличилась с 11,5 до 16%, тогда как доля кредитов реальному сектору, напротив, снизилась с 43,5 до 42,5%. Положение ЦБ РФ от 26.03.04 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней деятельности.

К перспективам развития банковского сектора в целом можно отнести его консолидацию, повышение прозрачности структуры капитала средних игроков с целью выхода на международные рынки капитала или привлечения стратегических инвесторов, дальнейшую универсализацию банков (универсальные коммерческие банки с широким спектром услуг), взвешенный подход к целевым продуктам (внедрение системы подсчета доходности и эффективности), а также расширение продуктовой линейки.

 

 



7

 

Выводы и предложения

 

Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.

В целом, основными целями дальнейшего развития банковского сектора можно назвать:

1. Укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;

2. Повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;

3. Укрепления доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;

4. Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

5. Предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.

 



7

 

Список использованной литературы

 

1.      Баталов А.Г., Самойлов Г.О. – Банковская конкуренция //М.: Экзамен, 2002

2.      Братко А.Г. – Кто должен развивать банки? // Банковское дело, 2006 №2

3.      Воеводская Н. - Проблемы эволюции финансового рынка // Экономист, 2003 №8

4.      Доронин И.Г. Новые явления и тенденции в экономике и на финансовом рынке западных стран // Деньги и кредит – 2003 - №9

5.      Жуков Е.Ф. – Деньги, кредит, банки, М: ЮНИТИ, 2000

6.      Климанов В.В., Лавров А.М. – Проблемы экономико-георафического изучения банковской системы России // Вестник, 2000 №1

7.      Конкурентное право. – Пособие для работников антимонопольных органов // Под общей ред Фонаревой, 2001

8.      Красавина Л.Н., Валенцева Н.И. – Роль банков на финансовом рынке: мировой опыт и российская практика // Финансы и кредит, 2006 №8

9.      Мехряков В.Д. – История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России, Изд.: Феникс, Ростов-на-Дону, 2003

10.  Миронов В., Яковлев А., Зимогляд А., Российский монополизм и приватизация // Экономист, 2001 №6

11.  Миляков Н.В., Финансы // Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002

12.  Нешитой А.С., Финансы: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006

13.  Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика, М, 2003

14.  Общая теория денег и кредита: Учебник /Под ред. Е.Ф.Жукова, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004

15.  Овчинникова О.П., Самсонова Е.К. – Конкуренция на рынке банковских услуг: виды основных проблем и модель оценки конкурентной среды // Банковское дело, 2006 №29

16.  Парамонова Т.В. Основные цели денежно-кредитной политики Банка России и принципы регулирования банковской сферы // Деньги и кредит, 2000 № 6

17.  Петров В. - Российский финансовый рынок // Общество и экономика, 2004 №10

18.  Саркисянц А.Г. – Банки и реальный сектор на современном этапе // Банковское дело, 2006 №2

19.  Столяров А.И. - Российский финансовый рынок: современное состояние и перспективы развития // Финансы, 2004 №2

20.  Терентьева Т.М. – Банковские услуги: спрос и предложение // Деньги и кредит, 2005 №12

21.  Тосунян Г.Ш. – Повышать конкурентоспособность национальной  банковской системы // Финансовый бизнес, 2005 №3

22.  Усоскин В.М – Современный коммерческий банк. Управление и операции 3 е изд., дополненное и перераб. // М.: Финансы и статистика, 2003

23.  Шафиев М.М. – Проблемы развития и совершенствования банковской системы России // Банковское право,2006 №3

24.  Ширинская Е.Б. – Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт // М, 2000

25.  Финансовые рынки в России // Экономическое развитие России – 2006 – Т.13 - №12

26.  Энциклопедия банковского дела // М, 2005

 



Информация о работе Банковская конкуренция – основа рынка финансовых услуг