Анализ действующей практики предоставления услуг коммерческими банками в Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:33, доклад

Краткое описание

решены следующие задачи:
- ознакомится с теоретическими аспектами предоставления услуг коммерческими банками;
- провести анализ и оценку действующей практики предоставления услуг коммерческими банками;
- определить основные направления развития рынка банковских услуг;
- рассмотреть проблемы, возникающие на рынке банковских услуг и определить пути их решения:

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

ДОКЛАД.

Отношения банка с  клиентурой возникает в процессе покупки/продажи банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или  продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей и т.п.

Выполнение банковских операций с широкой клиентурой –  важная особенность современной  банковской деятельности во всех странах  мира, имеющих развитую кредитную  систему.

Известно, что ведущие коммерческие банки Казахстана стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.

Эффективная гибкая система  банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики.

Конкуренция на рынке банковских услуг  также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.

В век стремительно развивающихся  информационных технологий использование  концепции предоставления классических банковских услуг, не обращая внимание на новые технологии, может запросто привести к банкротству. Поэтому все банки большое внимание отводят внедрению новых услуг и совершенствование уже существующих.

К новым услугам относятся  пластиковые карточки, межбанковские  электронные расчеты, образование  финансового рынка в мировой  сети Интернет и т.д.

На ряду с выполнением  традиционных банковских услуг населению  – привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения  – современные банковские институты  в нашей стране начинают выполнять  электронные услуги, к ним относятся пластиковые карточки, межбанковские электронные расчеты, образование финансового рынка в мировой сети Интернет. Проводят маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.

Значение активизации  роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному  эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.

Выше изложенное, а  также тот факт, что современное  состояние и перспективы развития банковского обслуживания населения не было предметом специального исследования экономистов в нашей стране, подчеркивает новизну и актуальность темы моей дипломной работы в условиях перехода к рынку.

Теоретической и практической основой данной работы являются материалы  исследования экономистов по смежным проблемам, как в нашей стране, так и за рубежом, материалы, полученные  в процессе анализа работы коммерческих банков Казахстана и западных стран, статистические материалы и данные изданий  периодической печати.

        Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация.

Решение поставленной задачи возможно лишь на основе изучения практического осмысления функционирования казахстанских, а также зарубежных банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и методов работы на практике. Это подтверждает актуальность темы исследования.

Целью дипломной работы. Целью дипломной работы является анализ действующей практики предоставления услуг коммерческими банками в Республики Казахстан. Анализ депозитного рынка РК, кредитоспособности, анализ автоматизированных процессов в банках. Рассмотрены пути решения проблем, возникающих  на рынке банковских услуг.

Основные задачи работы. В соответствии с целью  дипломной работы поставлены и решены следующие задачи:

  • ознакомится с теоретическими  аспектами предоставления услуг коммерческими банками;
  • провести анализ и оценку  действующей практики предоставления услуг коммерческими банками;
  • определить основные направления развития рынка банковских услуг;
  • рассмотреть проблемы, возникающие на рынке банковских услуг и определить пути их решения:

           Методологической основой работы  явились законодательные и нормативные акты Правительства Республики Казахстан, Национального Банка РК, регулирующих деятельность банков, статистические материалы Агентства по статистики Республики Казахстан. В процессе работы применялись общенаучные, статистические и экономико-математические методы.

Практической  основой работы являются нормативные и финансовые документы Народного банка Казахстана.

1.ознакомится с теоретическими  аспектами предоставления услуг  коммерческими банками;

банки являются посредниками между производителем и потребителем, при этом они участвуют в двухстороннем обмене. Наглядно это можно продемонстрировать в виде следующей схемы: (схема 1.)

Эта схема отражает основной вид  банковской деятельности, связанный с привлечением денежных средств и размещением их на условиях платности, срочности и возвратности. Но банк является универсальным предприятием и оказывает широкий спектр финансовых услуг, где схема взаимодействия банка и клиентов будет представлена в виде аналогичной схемы: (схема 2.)

Определение сущности понятия "банк" и построение схемы клиент - банк - клиент было необходимо для выявления итогового результата деятельности такого предприятия как банк. Если в сфере материального производства итогом деятельности является готовый продукт, то в банковской сфере итогом деятельности -банковская услуга. Необходимо отметить, что экономическая наука под услугами понимает своеобразный полезный эффект труда, не создающего материальных благ, но полезного именно как процесс. Услуга - это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами, услуга - это нематериальные блага как особый вид результатов или продуктов труда. То есть, операции банков в их собственном качестве с точки зрения результата эффекта такой деятельности - это оказание услуг клиентам. Именно наличие клиента и предопределяет трансформацию операции банка в его услугу. Можно проследить направления банковской деятельности, где происходит такая трансформация. Все операции коммерческих банков можно подразделить на три группы:

  1. Пассивные (привлечение средств);
  2. Активные (размещение средств);
  3. Комиссионно-посреднические и доверительные (трастовые) операции.

Каждая из этих групп  операций предполагает определенную степень вовлечения в них клиента, а, следовательно, и определенную долю предлагаемых банком услуг. Значительная часть привлеченных средств банка формируется при непосредственном участии клиента, вносящего сумму денег в банк в виде депозита до востребования, а также срочного, сберегательного или же другого вклада. Это первый этап предложенной выше схемы, а именно, отношения "клиент - банк", в результате чего начинается процесс предоставления услуг. В зависимости от намерений клиента банк предоставляет ему ту или иную услугу, проводя при этом собственную операцию в пользу клиента. Степень участия самого клиента в пассивных операциях не велика, хотя роль его денежных средств, размещенных в банке, естественно, значительна для банка. Важную роль отводят банки предоставлению услуг клиентам при проведении активных операций, среди которых помимо кредитных выделяются операции с ценными бумагами (фондовые операции), проводимые банками, как в рамках самостоятельной политики, так и по поручению и за счет клиента. Практически, полное участие клиента предполагает следующая группа банковских операций: доверительных и комиссионно-посреднических, проводимых по поручению клиентов и на комиссионных началах. Все эти операции отвечают схеме "клиент - банк - клиент" и равнозначны понятию банковских услуг. Целью привлечения банком средств клиента является не только прямое извлечение прибыли, но и возможность аккумуляции данных средств с целью последующего их использования, выполняя общественно необходимую функцию платежей. При этом за услуги, предлагаемые своим клиентам, банк обычно взимает комиссию.

Таким образом, можно сделать вывод, что банк - это предприятие, оказывающее банковские услуги. А под банковской услугой понимаются операции банка, проводимые по поручению клиента и В соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" банки могут выполнять следующие услуги:

  • привлечение депозитов на платной основе;

- ведение счетов клиентов и  банков-корреспондентов, их кассовое   обслуживание;

-  предоставление юридическим  и физическим лицам краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности и платности;

-  финансирование капитальных  вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

-  выпуск собственных  ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, депозитных сертификатов, акций и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;

-  покупку, продажу  и хранение платежных документов  и иных ценных бумаг и другие  операции с ними;

-  выдачу поручительств,  гарантий и иных обязательств  за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

- приобретение права  требования поставок товара и  оказания услуг, принятие риска  исполнения таких требований  и инкассации этих требований (факторинг);

- оказание брокерских  услуг по банковским операциям,  выступать в качестве агента клиентов по их риску;

-  услуги по хранению  документов и ценностей для  клиентов (сейфовый бизнес);

- финансирование коммерческих  сделок, в т.ч. без права продажи  (форфейтинг);

- доверительные операции  по поручению клиентов (привлечение  и размещение средств, управление ценными бумагами);

-  оказание консультационных  услуг, связанных с банковской  деятельностью; 

  • осуществление лизинговых операций.

 в пользу последнего  за определенную плату.

2.провести анализ и оценку  действующей практики предоставления услуг коммерческими банками;

На основе статистических данных, опубликованных Национальным банком Республики Казахстан, а также собственных расчетных  данных проведем анализ депозитного рынка, дадим ему краткую характеристику.

 

Самый первый факт, который необходимо констатировать - это положительная динамика роста объема депозитов в период с января по октябрь 2004 года. С начала года прирост составил 111,87 млрд. тенге (65,6%) в «номинальном выражении» и 860,53 млн.$ (60,6%) - в реальном (т.е. в пересчете на средний официальный обменный курс Т/$).

Однако, несмотря на столь внушительный рост, в складывающейся ситуации можно выделить и неблагоприятные моменты. Обращает на себя внимание тенденция «непривлекательности» формирования сбережений в национальной валюте. И это, несмотря на то, что за рассматриваемый период у субъектов экономики фактически не было поводов сомневаться в адекватности прогнозов о сохранении низких темпов инфляции и девальвации тенге.

Четко прослеживается зависимость динамики объемов депозитов, структурированных по валюте, от динамики национальной валюты тенге.

Так, в течение  первой половины года практически не наблюдался рост депозитов в национальной валюте, (девальвация тенге за 5 первых месяцев года составила 2,87%) и лишь в июне удалось переломить этот «застой» и постепенно набрать устойчивый темп роста (девальвация тенге в период с июня по октябрь составила 0,15%). На конец рассматриваемого период прирост депозитов в национальной валюте составил 49,9% номинально и 45,3% реально по сравнению с началом года. В этот же самое время рынок валютных депозитов демонстрировал совершенно противоположную динамику: рост в первой половине и замедление во второй. В августе и в сентябре наблюдался даже некоторый спад, вызванный по всей видимости стабильностью тенге (ревальвация тенге в августе месяце составила 0,13%); однако, в октябре месяце внове произошел прирост на 14,1% по сравнению с сентябрем, и составил 82,8% по сравнению с началом года (77,3% в пересчете на американский доллар). Темп прироста депозитов в иностранной валюте превзошел аналогичный темп прироста по тенговым депозитам в 1,7 раз.

 

            Таким образом, подводя итоги анализа депозитного рынка Республики Казахстан можно сделать выводы о том, что этот рынок развивается в русле ряда противоречивых тенденций. С одной стороны - это повышение доверия населения к банковской системе, что было достигнуто благодаря целенаправленной денежно-кредитной политики Национального банка (стабилизация курса тенге, умеренные темпы инфляции, внедрение системы обязательного гарантирования депозитов населения), проведению более агрессивной депозитной политики со стороны банков второго уровня, усилению конкуренции среди них, увеличение банковских продуктов в депозитном секторе как для корпоративных клиентов, так и для населения, а также в целом благодаря благоприятной экономической ситуации в стране. С другой стороны - это процесс усиления долларизации экономики в целом и банковского сектора в частности. Это объясняется тем, что наученных на собственном опыте вкладчиков не могут переубедить в надежности национальной валюты ни относительно устойчивый курс тенге в последнее время, ни внушительное положительное сальдо внешнеторгового оборота, вызванного в первую очередь благоприятной конъюнктурой на рынке углеводородов, ни растущие резервы Национального банка страны, ни более низкая ставка вознаграждения по депозитам в иностранной валюте.

Информация о работе Анализ действующей практики предоставления услуг коммерческими банками в Республики Казахстан