Проблемы исчисления и взимания налога на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – проблема исчисления
и взимания налога на прибыль.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность налога на прибыль;
- Рассмотреть организацию исчисления и взимания налога на прибыль организации;
- выявить проблемы исчисления и взимания налога на прибыль организации.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы налогообложения
1.1 Сущность, функции и виды налогов. Роль налогов в рыночной экономике
1.2 Общая характеристика налоговой системы РФ
2 Анализ практики исчисления и взимания налога на прибыль организации
2.1 Налог на прибыль организации
2.2 Особенности проведения контроля ФНС за исчислением и взиманием налога на прибыль организации
3 Проблемы начисления и взимания налога на прибыль организации на современном этапе развития России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы исчисления и взимания налога на прибыль.doc

— 296.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

Введение

1              Теоретические основы налогообложения

1.1              Сущность, функции и виды налогов.   Роль налогов в рыночной экономике

1.2              Общая характеристика налоговой системы  РФ

2              Анализ практики исчисления и взимания налога на прибыль организации

2.1              Налог на прибыль организации

2.2              Особенности проведения контроля ФНС за исчислением и взиманием налога на прибыль организации

3              Проблемы начисления и взимания налога на прибыль организации на современном этапе развития России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресур­сов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обяза­тельных платежей. В соответствии с действующим налоговым законода­тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи­вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, на практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.

Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги. Поэтому выбранная тема исследования, касающаяся инструмента государственного контроля, позволяющего наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.

Проблематика настоящей работы, прежде всего, связана со сложностью и неоднозначностью трактования действующего законодательства по налогу на прибыль, а, как следствие, с вопросами возникающими при проведении контрольной деятельности ФНС по проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы исследования.

На основании изложенного можно выделить цель работы - опираясь на теоретические основы налогообложения, проанализировать систему контроля Федеральной налоговой службы (ФНС) за правильностью исчисления и уплаты налога на прибыль, выявить существующие проблемы и наметить пути их решения.

Объект исследования – налог на прибыль.

Предмет исследования – проблема исчисления
и взимания налога на прибыль.

Задачи работы:

-         Рассмотреть сущность налога на прибыль;

-         Рассмотреть организацию исчисления и взимания налога на прибыль организации;

- выявить проблемы исчисления и взимания налога на прибыль организации.

В работе были использованы законодательные акты, монографии и учебные пособия отечественных и зарубежных экономистов, публикации в прессе и данные официальных сайтов МФ РФ, ФНС РФ, инструктивные и методические материалы форм налоговой отчетности, формы 2-НМ, 2-НК, аналитические записки к отчетам, нормативные правовые акты, в качестве базы для исследования использовались законы (законодательные акты) РФ, в качестве практической основы - издания периодической печати: Российский налоговый курьер; Налоговый навигатор; Налоговый вестник; Главный бухгалтер; Финансы; Налоги и налогообложение.

Работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

1       Теоретические основы налогообложения

1.1   Сущность, функции и виды налогов. Роль налогов в рыночной экономике

 

Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо фондов.

Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства [7, с.92].

В теории налогообложения используются и другие определения налога:

-         налоги - обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя их реалий экономического базиса, но строго императивно [3, с.104].

-         налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законном порядке. Кроме того, налоги - основной источник доходов государства [11, с.48].

-         налог - это индивидуально безэквивалентное движение денежный средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций [10, с.76].

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

-         финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство в народном хозяйстве;

-         финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

-         обеспечивает свою оборону и безопасность;

-         содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для формирования государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налогообложение выполняет различные функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Дадашев, В.Г. Князев, В.П. Морозов рассматривают следующие функции [5, с. 12]: фискальную; экономическую; контрольную (рис. 1).

Рисунок 1 – Функции налогов [5, с.12]

Фискальная функция - основная, она означает формирование доходов посредством аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах средств для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики, безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Налоги, воздействуя на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Экономическая функция налогов отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.

Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики.

Социальная функция реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. С помощью данной функции доходы перераспределяются между различными категориями населения. Примерами реализации социальной функции являются налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши и тому подобное.

Регулирующая функция нацелена на достижение посредством налоговых механизмов различных задач налоговой политики государства. Она находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов - физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

-         стимулирующая подфункция подразумевает систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;

-         дестимулирующая подфункция имеет целью посредством повышения ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и так далее;

-         воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного   вмешательства,   а   путём   управления   потоками   инвестиций   в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако, между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности, действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной таможенной службы РФ, органы ГУВД - отдел по борьбе с экономическими преступлениями, Министерства финансов Российской Федерации государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Проблемы исчисления и взимания налога на прибыль