Формы Бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 03:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение форм ведения бухгалтерского учета на предприятии и осознание необходимости ведения именно той или иной формы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность форм бухгалтерского учета и их историческое развитие 5
1.1 Регистры бухгалтерского учета 5
1.2 Исправление ошибок в документах и учетных регистрах 14
1.3 Понятие форм бухгалтерского учета 16
2 Классификация форм бухгалтерского учета 17
2.1 Мемориально-ордерная форма 17
2.2 Журнально-ордерная форма 19
2.3 Автоматизированные формы учета 23
2.4 Упрощенная форма для малых предприятий 27
2.4.1 Упрощенная форма бухгалтерского учета 27
2.4.2 Развернутая форма 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Курсовая на сдачу(27 стр).docx

— 76.07 Кб (Скачать)

В систематических  бухгалтерских регистрах оформляется  группировка хозяйственных фактов по однородному содержанию в соответствии с определенными признаками. Группировка  осуществляется по счетам синтетического и аналитического учета. Примером является кассовая книга, которая ведется  в бухгалтерии при мемориально-ордерной форме учета для группировки  операций по синтетическим счетам.  Образец листа главной книги  изображен в виде таблицы 3.

 

Таблица 3 - Образец листа Главной книги по счету "Касса" (в руб.)

 

Месяцы                              

Обороты по дебет с кредита счетов

 

Обороты по кредиту

Остаток

 
 

Расчетного счета

Расчетов с подотчетными лицами

прочих

итого по дебету

Дт

Кт

Январь…

17081

25

26

на 1 января 200_г.

   
       

17132

17125

12

-

Февраль

             

ит.д.

             

 

Комбинированные регистры сочетают хронологические и систематические записи, т.е. они одновременно содержат и журнал хронологической записи и счета Главной книги, на которых ведутся. Примером такого регистра может служить таблица 4.

 

Таблица 4 - Ведомость №1 – по дебету счета  «Касса» с кредита счетов за январь 200_ г.

 

Дата 

90 «Продажи»

91 «Прочие доходы и расходы

51 «Расчетные счета

57 Переводы в пути

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Итого

1

             

2

             

             

 

По внешнему виду учетные регистры делятся на книги, свободные листы, карточки и  машинограммы.

Книга представляет собой пронумерованный и прошнурованный регистр, скрепленный печатью предприятия и подписями руководителя и главного бухгалтера. Страницы книги разграфлены в зависимости от специфики отражаемых объектов наблюдения. Книги используются в тех случаях, когда перечень учитываемых объектов незначителен.

Свободные листы - это учетные регистры, изготовленные типографским способом на отдельных листках бумаги. Листы  находятся в специальных регистраторах (папках). В любой момент каждый лист может быть вынут из регистратора для записей, подсчета, выборок и  т.п. Отдельные листы применяются  для ведения журналов, ведомостей и машинограмм.

Карточки являются разновидностью свободных листов. Они изготавливаются  типографским способом, но из более  плотной бумаги и небольшого формата.

Карточки бывают контокоррентные, многографной формы и  количественного  учета.

Контокоррентные карточки используются для учета расчетов с разными  дебиторами и кредиторами, отдельными банками с персоналом предприятия  по прочим операциям. Пример такой карточки изображен в таблице 5.

 

Таблица 5 - Учетная карточка контокоррентной  формы

 

Дата 

Содержание хозяйственной операции.

Дебет

Кредит 

Отметки.

   

Сальдо на начало периода

     
 

1

       
 

2

       
   

Оборот за месяц

     
   

Сальдо на конец периода

     



 

Карточки многографной формы используются для аналитического учета затрат в постатейном разрезе, связанных с выпуском продукции, выполнением конкретных видов работ или оказания услуг. Общий вид карточки многографной формы к счету 20 «Основное производство» представлен в таблице 6.

 

Таблица 6 - Учетный регистр многографной формы

 

№ п/п

содержание

Дебет счета 20 «Основное производство»

Итого по кредиту

отметки

Сырье и материалы

Основная заработная плата производственных рабочих

Дополнительная заработная плата  производственных рабочих

И т. д.

Итого по дебету

                 

 

Карточки количественного учета  предназначены для учета товарно-материальных ценностей на складе. Пример такой карточки изображен в таблице 7.

 

Таблица 7 - Карточка количественного  учета

 

№ п/п

Дата 

Содержание

Приход 

Расход 

Остаток

Контроль (дата, подпись)

             

 

Машинограммы - бумажные регистры, изготовленные с применением средств вычислительной техники (таблично-текстовых машин или ЭВМ) и распечатанные на устройствах вывода информации. Информация может быть сгруппирована как в разрезе аналитических счетов, так и в целом по синтетическим счетам.

По строению (формы графления) регистры подразделяются на односторонние, двусторонние и многографные.

Односторонние регистры - это различные карточки для учета материальных ценностей, расчетов и других операций. В них объединены отдельные графы дебетовых и кредитовых записей. Учет ведется на одном листе в денежных, натуральных или одновременно в обоих измерителях. Односторонние регистры применяются в синтетическом и аналитическом учете. Пример одностороннего регистра изображен в виде таблицы 8.

 

Таблица 8 - Односторонний регистр

 

Дата

Текст операций

Приход (дебет)

Расход (кредит)

Сальдо

Подпись

             

 

Двухсторонние регистры применяются в основном при ведении учета в книгах. Счет открывается на двух развернутых страницах книги (на левой странице — дебет, на правой — кредит). Двухсторонние регистры используются в синтетическом и аналитическом учете только при ручном способе учета. В них имеется место для записи текста операций. Пример двухстороннего регистра изображен на таблице 9.

 

Таблица 9 - Двухсторонний регистр

 

 

Многографные регистры используются для отражения дополнительных показателей внутри аналитического учета. Так, учет движения материалов отражается в целом по организации; в разрезе отдельных материально ответственных лиц, подразделениям и в разрезе статей затрат и т.д.

 

1.2   Исправление ошибок в документах и учетных регистрах

 

Существуют три способа исправления  ошибок:

1) корректурный;

2) дополнительной записи;

3) сторнировочной записи, или «красное  сторно».

Корректурный способ предполагает зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно  было прочесть зачеркнутое, и надписи  правильных сумм и текста. Одновременно делается оговорка о сделанном исправлении.

Например:

128

123  Исправлено «123» на «128»

        Бухгалтер                     (Трофимова А.Б.)

                           (подпись)

 

Дополнительные записи производятся в тех случаях, когда сумма  хозяйственной операции указана  меньше надлежащей (ошибочно занижена).

Например, за полученные товары с расчетного счета в банке перечислены 12 тыс. руб. Данная хозяйственная операция отражена правильной корреспонденцией счетов, но сумма ее занижена до 10 тыс. руб. Была сделана следующая бухгалтерская  запись: Д 10 К 51 - 10 тыс. руб. Но поскольку  за указанные товары следует перечислить 12 тыс. руб., то на недостающую сумму 2 тыс. руб. необходимо составить дополнительную проводку: Д 10 К 51  - 2 тыс. руб.

Сторнировочная запись предполагает корреспонденцию по счетам, но отрицательными (красными) числами. Сторнировки могут  иметь место при неправильной корреспонденции четов или при  записи преувеличенной суммы, если в  последнем случае уже нельзя применить  корректурный способ. Способ "красное  сторно" заключается в том, что  первоначальная ошибочная запись повторяется  в тех же счетах, но красными чернилами  в той же сумме. При суммировании результатов операций записи, сделанные  красными чернилами, вычитаются, и таким  образом первоначальная ошибочная  запись исключается из счетов бухгалтерского учета. После этого делается правильная запись учитываемых хозяйственных  операций.

Пример: допустим, что при проверке ведомости распределения расхода  материалов выяснилось, что в дебет  счета «Основного производства»  списано 450 руб. вспомогательных материалов, в действительности подлежащих отражению  по дебету счета «Общехозяйственных расходов».

Исправление допущенной ошибки методом  «красного сторно» производится двумя записями:

1. На сторнирование неправильно  произведенной записи (красными  чернилами):

Дебет счета «Основного производства»

Кредит счета «Материалов»……………………………… 450руб.

2. Для правильной записи обычными  чернилами:

Дебет счета «Общехозяйственных расходов

Кредит счета «Материалов»………………………………450руб.

 

1.3 Понятие форм бухгалтерского учета

 

Порядок сочетания различных видов  взаимосвязанных учетных регистров, а также последовательности и  способов производства учетных записей  образует форму бухгалтерского учета. Объединяет формы бухгалтерского учета  то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами  и отражаются в учетных регистрах  методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов. Но существуют также  и признаки отличий форм бухгалтерского учета.

Данными признаками являются:

  • количество, назначение, содержание, структура и внешний вид применяемых учетных регистров;
  • взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета;
  • последовательность и способы записей в учетные регистры;
  • степень автоматизации (компьютеризации).

Форма бухгалтерского учета выбирается предприятием самостоятельно и в течение отчетного периода  принятая форма учета не должна меняться.

Вопрос  о форме бухгалтерского учета  является одним из важнейших в  технике учета, так как от применения наиболее рациональной формы учета  зависит возможность его упрощения  и удешевления, применения вычислительной техники и особенно компьютеров.

В настоящее  время на предприятиях используются различные формы учета. Наиболее распространенные – это:

  • мемориально-ордерная форма;
  • журнально-ордерная форма;
  • автоматизированная форма;
  • упрощенная форма для малых предприятий.

 

 

2 Классификация форм бухгалтерского учета

 

2.1 Мемориально-ордерная форма

 

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета возникла в 1928-1930 годах. Ее создание происходило путем постепенного внедрения в учет наиболее рациональных технических средств и приемов.

Сущность мемориально-ордерной формы  заключается в следующем. По данным первичных учетных документов составляются мемориальные ордера, в которых указывается  корреспонденция счетов по данным операциям, что позволяет упорядочить записи в синтетическом учете. Мемориальным ордерам присваивается постоянный порядковый номер по однородным операциям (например, кассовые операции - № 1, расчетный  счет – № 2 и т. д.), что облегчает  поиск документов. В мемориальном ордере указывается: номер, дата содержание операции, наименование дебетуемых  и кредитуемых счетов, сумма операции.

Информация о работе Формы Бухгалтерского учета