Аудит ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка научно обоснованной концепции системы экономического контроля хозяйствующих субъектов, объединяющей внешний и внутренний контроль разных аспектов внешнеэкономической деятельности, обоснование направлений совершенствования методологии учета, анализа и контроля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…4
Глава 1. Сущность аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций) и их нормативное регулирование……………………………………....7
1.1. Цель и информационная база аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………….........7
1.2. Нормативное правовое регулирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………...……..10
1.3. Этапы аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………………………………………………13
Глава 2. Планирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………..…………………………………..17
2.1. Понимание деятельности аудируемого лица………………...17
2.2. Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска……………………………………………19
2.3. Формирование плана и программы аудита экспортных и импортных операций………………………………………………………………29
Глава 3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки…………………………………………………………………………....38
3.1. Сбор аудиторских доказательств и их документирование…………………………………………………………………38
3.2. Обобщение результатов проверки…………………………38
Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованной литературы……………………………………..41
Приложения……………………………………………………………..….43

Файлы: 1 файл

аудит вэд.doc

— 310.50 Кб (Скачать)
 

      Первый (верхний) уровень включает Закон  об аудите (аудиторской деятельности), который принят 30 декабря 2008 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот Закон определяет место аудита в финансово - хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для Российской Федерации это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие Закона позволяет считать, что становление аудита в Российской Федерации состоялось.

      К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством Российской Федерации 11 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Кроме того, действуют российские правила (стандарты). Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

      Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу - хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм. 
 

    1.3. Этапы аудита ВЭД  (аудита экспортных и импортных операций) 

     Этапы аудита экспортных операций:

     Проверка  содержания статей расходов, связанных  с продажей продукции. При проверки экспортных операций необходимо убедится в правильности и обоснованности списания производственных затрат на себестоимость экспортных товаров. Фактическая себестоимость экспортной продукции включает производственную себестоимость продукции и коммерческие (накладные) расходы по экспорту. Накладные расходы представляют собой затраты, связанные с реализацией экспортных товаров и включают транспортные расходы, погрузку, разгрузку, перевалку, хранение экспортных товаров, оплату таможенных пошлин и сборов, комиссионного вознаграждения посредническим организациям и т.д.

     При проверке накладных расходов необходимо установить:

     должна  ли организация-экспортер нести  эти расходы в соответствии с  базисными условиями поставок;

     оправданно  ли возникли эти расходы или по вине участников сделки. В последнем случае произведенные затраты должны возмещается за счет виновной стороны;

     своевременность оплаты накладных расходов;

     правильность  распределения накладных расходов по отчетным периодам;

     нет ли случаев отнесения на накладные  расходы сумм, оплаченных авансом.

     Для выявления этих фактов нужно проверить  аналитический учет накладных расходов в разделе соответствующих статей данных расходов по периодам и фактического возникновения.

     Если  аудитор обнаружит списание на себестоимость  продукции непроизводственных затрат, то данные затраты необходимо отнести в состав прочих расходов, так как в данном случае может произойти искажение финансового результата от продажи экспортной продукции.

     Проверка  экспортером обязательств по поставке товара. В этом случае аудитор использует товарно-транспортные документы. Железнодорожные накладные либо другие транспортные документы международного сообщения выписываются при прямых отправках. На основании данных документов товары отражаются на субсчете "Экспортные товары по прямым отправкам". Если товар отгружается в порт или на пограничный железнодорожный пункт, то выписывается внутренняя железнодорожная накладная и товар учитывается на субсчете "Экспортные товары в пути в Российской Федерации".

     Снятия  товара с экспорта должно подтверждаться дополнением к контракту о его аннулировании, подписанным в установленном порядке.

     При обнаружении ошибок в учете аудитор  может сделать вывод о том, что в организации существует неэффективная система внутреннего  контроля за сохранностью и движением грузов. Причем экспортные товары должны учитываться по тем же ценам, по которым ведется учет выпущенной готовой продукции в соответствии с принятой учетной политикой.

     Контроль  правильности расчета конечного  финансового результата экспортных сделок и достоверность отражения в учете выручки от реализации. Согласно ПБУ 3/2006 при исчислении доходов организации в иностранной валюте принимается курс Банка России на дату признания доходов. Конечный финансовый результат от экспортной сделки представляет собой разницу между экспортной выручкой и фактической стоимостью экспортной продукции, включая накладные расходы по экспорту.

     Проверка  открытых субсчетов к счету 45 "Товары отгруженные". Каждая партия товара должна быть отгружена в учете по месту ее конкретного нахождения. При осуществлении экспорта товаров по договору комиссии с российским посредником такой учет должен вестись у комиссионера, так как он получает документы по местам конкретного местонахождения товара.

     Контроль  обоснованности оплаты расходов в иностранной валюте. Согласно гражданскому и валютному законодательству расчеты между резидентами осуществляются в рублях. Экспортеры могут использовать оплату в иностранной валюте в строго ограниченных случаях (транспортировка, страхование товара, если стоимость этих услуг входит в цену товара и оплачивается иностранным покупателем; расходы банков, посреднических внешнеэкономических организаций, если эти расходы производились этими организациями или предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте; комиссии банкам в инвалюте и т.д.).

     Проверка  правильности расчета конечного  финансового результата экспортных сделок и достоверность отражения  в учете выручки от реализации. Согласно ПБУ 3/2006, при исчислении доходов  организации в иностранной валюте принимается курс Банка Росси на дату признания доходов. Конечный финансовый результат от экспортной сделки представляет собой разницу между экспортной выручкой и фактической стоимостью экспортной продукции, включая накладные расходы по экспорту.

     Контроль  полноты и своевременности отражения в учете экспортной валютной выручки. Выручка должна быть отражена в учете на дату перехода права собственности на товар к иностранному покупателю. При проверки полноты и своевременности поступления экспортной выручки за реализованные иностранным покупателям товары следует установить, соблюдается ли порядок зачисления и списания валютной выручки на транзитный и текущий валютные счета.

     Проверка  своевременности расчетов с иностранными покупателями. Особенно тщательно следует  проверить расчеты с иностранными покупателями, а именно:

     Сопоставить сроки расчетов, вытекающие из контрактов, и фактическое поступление экспортной выручки;

     Выяснить  причины возникновения непогашенной дебиторской задолженности иностранных  покупателей;

     Выявить своевременность зачисления валютной выручки на счета в уполномоченном банке.

     Аудитор должен убедится, контролирует ли бухгалтерия  выписку счетов иностранным покупателям  и их оплату, а так же осуществляется ли в бухгалтерии контроль за сроками  отгрузки и поставки экспортных и импортных товаров. Суммы, указанные в выписках, сверяются с данными первичных документов.

     Проверка  соблюдения экспортером требований законодательства по обязательной продаже  части экспортной валютной выручки  и отражения в бухгалтерском  учете операций по обязательной продажи валюты.

     Контроль  правильности отражения в бухгалтерском  учете возникающих курсовых разниц.

     Проверка  правильности ведения налогового учета  и расчетов по налогу на прибыль. Аудитор  должен проконтролировать:

     показатели  прибыли и убытков от продажи на экспорт товаров;

     отнесения затрат по производству на себестоимость  для целей налогообложения прибыли;

     признание прочих доходов и расходов для  целей налогообложения;

     правильность  расчета налогооблагаемой прибыли;

     особенность предъявления к возмещению из бюджета НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам;

     особенность применения ставки НДС 0% и т.д. 

     Этапы аудита импортных операций:

  1. Соблюдение законности совершение сделки:
    1. Цель приобретения валюты, для текущих операций или операций по движению капитала.
    2. Валютные операция, связанная с движением капитала требует лицензии или нет.
    3. Открытие рублевого депозита при покупке валюты на оплату импортного товара до таможенного оформления.
    4. Соблюдение сроков списания валюты со специального валютного счета.
    5. Целевое назначение использования приобретенной валюты в соответствии с основанием указанным в поручение на покупку.
    6. Проверка операций по переводу приобретенной валюты со специального валютного счета на другие счета.
    7. Проверка операций по обратной продажи излишне приобретенной валюты или не использование по целевому назначению.
  2. Проверка полноты и достоверности отражения операций в учете.
    1. Соответствие рабочего плана счетов предприятия действующему законодательству, регулирующему порядок отражения покупки валюты в учете.
    2. Порядок отражения комиссионного вознаграждения банку в составе операционных (БУ) и внереализационных (НУ) расходов.
    3. Установление даты пересчета иностранной валюты в рубли при покупке валюты.
    4. Проверка правильности применения курсов котируемых ЦБ РФ при пересчете иностранной валюты в рубли.
    5. Соответствие корреспонденции счетов по отражению операций купле продажи иностранной валюты действующему законодательству, проверка полноты и подтверждение в учете операций с импортными материальными ценностями.
 

 

      Глава 2. Планирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций 

2.1. Понимание деятельности  аудируемого лица 

   Понимание деятельности аудируемого  лица и среды, в которой она  осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита.

   Аудитор использует профессиональное  суждение для определения требуемого  объема знаний о деятельности  аудируемого лица и его среде,  включая систему внутреннего  контроля. Первоочередной задачей аудитора является выяснение того, достаточно ли достигнутое понимание деятельности для оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур. Объем знаний деятельности аудируемого лица, необходимый аудитору, как правило, ниже объема знаний, которым обладает руководство аудируемого лица.

   Приобретение знаний о деятельности  аудируемого лица является непрерывным  динамичным процессом сбора, обновления  и анализа информации на всех  стадиях аудита.

  В случае если аудитор намеревается использовать информацию о деятельности аудируемого лица и его среде, собранную в предыдущие периоды, аудитор должен определить, не произошли ли изменения, которые могут оказать влияние на актуальность такой информации для текущего аудита. При повторяющихся аудитах опыт, полученный в ходе предыдущего аудита, способствует лучшему пониманию деятельности аудируемого лица.  Однако такая информация может стать неуместной для текущего аудита вследствие изменений, произошедших в деятельности аудируемого лица и его среде. Поэтому аудитор должен направить соответствующие запросы и выполнить прочие уместные аудиторские процедуры, в том числе сквозные проверки, с целью выявления возможных изменений, способных оказать влияние на актуальность такой информации.

  Аудитором  принимается во внимание и  прочая информация, если она уместна  для текущего аудита, в частности  та, которая была собрана при  решении вопроса о заключении  договора с аудируемым лицом  или продолжении сотрудничества  с ним, или информация, полученная из опыта оказания других аудиторских услуг для аудируемого лица, в частности работ по обзорной проверке промежуточной финансовой информации.

   Понимание аудитором деятельности  аудируемого лица и среды, в  которой она осуществляется, заключается в понимании следующих проблем:

Информация о работе Аудит ВЭД