Аудит в кредитных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Российский банковский аудит, в данное время, находится на стадии развития и становления. Нахождение банковской аудиторской системы в такой ситуации подразумевает наличие множества проблем и нерешенных вопросов. Отсутствие сбалансированной законодательной среды тормозит развитие аудита в России. Правительством страны делаются решительные шаги для поддержания аудиторской деятельности, в частности банковского аудита, так как состояние банковской системы России напрямую зависит от состояния банковского аудита.

Оглавление

1 Этапы формирования и элементы банковского аудита.
1.1 История развития аудита.
1.2 Пример российской аудиторской фирмы.
1.3 Аудиторская фирма роль и задачи.
1.4 Банковский аудит.
1.5 Аудит кредитной политики банка.
1.6 Аудит расчетных отношений.
1.7 Аудит бухгалтерского учета.
1.8 Аудит кассы и кассовых операций.
2 Нормативная база банковского аудита.
2.1 Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ.
2.2 Порядок лицензирования банковского аудита.
2.3 Права и обязанности аудиторской фирмы.
2.4 Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам). Аннулирование лицензий.
3 Этика и способы улучшения банковского аудита.
3.1 Профессиональная этика аудиторов.
3.2 Способы повышения качества банковского аудита.

Файлы: 1 файл

Курсовая Аудит.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

      2 Нормативная база  банковского аудита.

 
  2.1 Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ. 
 1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. номер 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994г. номер 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации». 
 2. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имеющей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитных организаций. 
 3. Банковский аудит является одним из видов аудиторской деятельности. 
Основной целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству Российской Федерации. 
Основные показатели (содержание, объем и формы) бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

 
  2.2 Порядок лицензирования Банковского аудита.

  Аудит кредитных организаций могут осуществлять аудиторские фирмы и самостоятельно работающие аудиторы (далее аудиторская фирма (аудитор), имеющие лицензию Банка России. 
 Вопрос о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности (далее лицензия) аудитору, работающему самостоятельно, рассматривается Банком России при условии стажа работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти в качестве специалиста в банковской системе или аудитора, осуществляющего аудит кредитных организаций. 
 Рассмотрение вопроса о выдаче лицензии аудиторской фирме осуществляется Банком России при соблюдении следующих условий:

  - минимальный уставный капитал аудиторской фирмы, имеющей организационно-правовой статус «закрытое акционерное общество», должен составлять не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества; 
 - не менее двух аудиторов, имеющих квалификационный аттестат на право осуществления банковского аудита, состоят в штате фирмы или, занимая профессорско-преподавательские должности в высших учебных заведениях экономического профиля, работают в ней по совместительству. 
 В уставном капитале аудиторской фирмы доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторскими фирмами, составляет не мене 51 процента. 
 Для решения вопроса о выдаче лицензий в территориальное учреждение Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) представляются документы согласно приложению номер 4 к Положению об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации. 
 В случае представления документов, не соответствующих требованиям Банка России, они не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления возвращаются на переоформление. 
Представленные аудиторской фирмой (аудитором) документы проходят регистрацию в общем отделе (канцелярии, управлении делами) территориального Банка России. Срок рассмотрения документов аудиторской фирмы (аудитора) исчисляется от даты их регистрации. 
Исправленные и повторно направленные в территориальное учреждение Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленный срок в общем порядке. 
 По результатам рассмотрения документов территориальным учреждением Банка России подготавливается заключение о возможности предоставления аудиторской фирме (аудитору) лицензии. 
 При подготовке заключения территориальное учреждение Банка России может запросить территориальные учреждения Банка России по месту нахождения проаудированных фирмой (аудитором) кредитных организаций информацию об аудиторской деятельности фирмы в других регионах. 
 Заключение территориального учреждения Банка России о возможности предоставления лицензии и подлинный экземпляр пакета документов в соответствии с приложением номер 4 к настоящему Положению направляются Департаменту лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России письменно сообщает аудиторской фирме (аудитору) о направлении документов в Банк России. 
После получения сообщения от территориального учреждения Банка России о направлении документов аудиторская фирма (аудитор) представляет в Департамент лицензирования банковской деятельности Банка России копию квитанции (платежного поручения) об оплате сбора за выдачу лицензии. 
За выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита сроком на один год с аудиторской фирмы (аудитора) взимается сбор соответственно в 150-кратном и 30-кратном размере минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на дату представления в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России всех документов, необходимых для начала рассмотрения заявления о выдаче лицензии. При выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора за выдачу пропорционально увеличивается. 
 При отказе Ц.А.Л.А.К. Банка России в выдаче лицензии либо отказе аудиторской фирмы (аудитора) от получения такой лицензии сбор за ее выдачу не возвращается. 
 Заявление о выдаче лицензии рассматривается в течение 60 дней с даты представления в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России документов в соответствии с пунктами 33, 34 настоящего Положения. 
 Датой представления документов считается дата их регистрации в канцелярии Административного департамента Банка России. 
Исправленные и повторно направляемые в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленный срок в общем порядке. 
 Лицензия Ц.А.Л.А.К. Банка России на срок то одного года до пяти лет с учетом заявления аудиторской фирмы (аудитора). 
 После истечения срока действия лицензии аудиторская фирма (аудитор) может представить в Банк России документы для выдачи новой лицензии в порядке, установленном настоящим Положением. 
Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита оформляется протоколом Ц.А.Л.А.К. Банка России. 
 Лицензия выдается аудиторской фирме (аудитору) в течение недели со дня принятия решения по форме приложения номер 5 к настоящему Положению. 
 Датой выдачи лицензии считается день принятия Ц.А.Л.А.К. Банка России решения о выдаче аудиторской фирме (аудитору) лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита. 
Аудиторская фирма (аудитор), получившая лицензию, вносится в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию, ведение которого осуществляется Департаментом лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России. 
 Ц.А.Л.А.К. Банка России может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации и настоящим Положением, а также в случае, если в ходе рассмотрения вопроса о выдаче лицензии установлены факты нарушения аудиторской фирмой (аудитором) законодательства и нормативных актов Банка России при проведении аудиторских проверок. 
Аудиторская фирма (аудитор) вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд. 
Взамен утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению аудиторской фирмы (аудитора) может быть выдан дубликат лицензии. За выдачу дубликата лицензии взимается сбор в размере 50 процентов от сбора за выдачу лицензии, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату обращения в Банк России, с заявлением о выдаче дубликата лицензии. 
 Решение Ц.А.Л.А.К., Банка России о выдаче (отказе в выдаче) лицензии подлежит публикации в официальном издании Банка России («Вестник Банка России») и в 10-дневный срок доводится до сведения всех территориальных учреждений Банка России.

 
  2.3 Права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов).

        Аудиторская фирма (аудитор), зарегистрированная в установленном порядке, имеющая лицензию Банка России, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. номер 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», нормативным актом Банка России, своим уставом, решениями Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, Ц.А.Л.А.К. Банка России. 
 Аудиторские фирмы (аудиторы) обязаны в недельный срок сообщать Департаменту лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России и в копии территориальному учреждению Банка России по месту нахождения об изменении в регистрационных данных для внесения соответствующих изменений в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию. Нарушение этого требования рассматривается как представление недостоверных сведений. 
Аудиторские фирмы (аудиторы) не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.  
 Аудиторские фирмы (аудиторы) помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов кредитной организации, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги кредитным организациям по профилю своей деятельности. 
 Аудиторские фирмы (аудиторы) не вправе передавать полученные в процессе аудита сведения третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. 
 Аудиторские фирмы (аудиторы) несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности. 
 Аудиторские фирмы (аудиторы) могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью. 
Аудиторская фирма имеет право открывать на территории Российской Федерации и за ее пределами филиалы, представительства в соответствии с действующим законодательством. 
 При открытии филиала (представительства) аудиторская фирма в 2-недельный срок направляет территориальному учреждению Банка России по месту своего нахождения: 
 - копию решения о создании филиала (представительства), принятого соответствующим органом управления аудиторской фирмы; 
 - сведения о руководителе филиала (представительства), сотрудниках филиала, осуществляющих банковский аудит, в том числе имеющих квалификационный аттестат аудитора на право осуществления банковского аудита; 
 - справку о почтовых реквизитах филиала (представительства), номерах телефонов и факсимильной связи. 
 Территориальное учреждение Банка России в 2-недельный срок направляет указанные данные территориальному учреждению Банка России по месту нахождения филиала (представительства) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России. 
Обо всех изменениях в представленных сведениях аудиторская фирма в2-недельный срок сообщает территориальному учреждению Банка России. 
Официальная переписка аудиторской фирмы (филиала, представительства) осуществляется на фирменном бланке, который содержит информацию о полном и сокращенном наименовании фирмы (филиала, представительства) и почтовом адресе, номерах телефонов и факсимильной связи. 
 Аудиторские фирмы (аудиторы), имеющие лицензии, представляют в территориальные учреждения Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России не позднее 15 августа текущего года отчеты о своей деятельности за период с 1 июля года, предшествующего текущему, до 1 июля текущего года, содержавшие информацию согласно приложению номер 6 к настоящему Приложению.

    
  2.4 Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам), аннулирование лицензий.

      По заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора Банк России может назначить проверку качества аудиторского заключения, производимую соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. 
Установление неквалифицированного проведения аудиторской проверки, поведшей к убыткам государства или экономического субъекта, является основанием для применения к аудиторской фирме (аудитору)мер ответственности, установленных Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2263 ‘’Об аудиторской деятельности в Российской Федерации’’.  
В соответствии с пунктом 24 Временных правил аудиторской деятельности в РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2263, Банком России могут быть аннулированы лицензии в случаях:

  • неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг;
  • обнаружения после выдачи лицензии факта предоставления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;
  • осуществления аудиторской фирмой (аудитором) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ей лицензией;
  • предоставления аудиторской фирмой (аудитором) полученных ею в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения участников или руководителя кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами Банка России;
  • вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово - хозяйственных отношений;
  • умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки кредитной организации.

  Для рассмотрения ЦАЛАК Банка России вопроса об аннулировании лицензии у аудиторской фирмы (аудитора) территориальное учреждение БР по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора)направляет в Департамент банковской и аудиторской деятельности Банка России ходатайство, содержащие исчерпывающую информацию о допущенных аудиторской фирмой (аудитором)нарушений, а также об аттестованных аудиторах, проводивших аудит. 
 При этом аудиторская фирма (аудитор)письменно уведомляются в трехдневный срок о направлении в Банк России ходатайства об аннулировании лицензии. 
 Неоднократными считаются нарушения, допущенные два или более раз за период деятельности фирмы (аудитора). О неквалифицированном проведении аудиторской проверки может свидетельствовать установление фактов несоответствия заключения аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности и выводов о достоверности отчетности кредитной организации за тот же отчетный период, полученных в ходе инспекционных и других проверок Банка России, а также неполное выполнение требований законодательства РФ или нормативных актов Банка России к проведению аудиторской проверки и содержанию аудиторского заключения. 
 Решение об аннулировании лицензии принимается ЦАЛАК Банка России. О принятом решении сообщается аудиторской фирме (аудитору)в недельный срок. 
 Решение об аннулировании подлежит опубликованию в официальном издании Банка России (<<Вестник Банка России>>). 
Аудиторская фирма (аудитор)вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

 
  
 

     3. Этика и способы улучшения банковского аудита. 

     3.1 Профессиональная  этика аудиторов.

     Аудиторское дело в России продолжает активно  развиваться, как того требует рыночная экономика, а соответственно растет круг вопросов, нуждающихся в детальном уточнении. И один из них - профессиональная этика аудиторов. 
 Аудиторская деятельность направлена на удовлетворение общественной потребности в достоверной информации, необходимой для принятия обоснованных решений по управлению инвестиционной и кредитной деятельностью, а также для контроля за правильной организацией банковского дела и соблюдением законодательных и нормативных положений.  
 Нормы поведения, которым должен соответствовать аудитор, закреплены законодательно. Они изложены в кодексе профессиональной этики, одобренном Президиумом Аудиторской палаты России 3 октября 1996 года. Добровольное соблюдение аудиторами (и аудиторскими фирмами) норм профессиональной этики является высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. Люди нечестные, нарушающие этические нормы профессионального поведения, позорят профессию аудитора, наносят ей моральный и материальный ущерб. Их действия могут подрывать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. 
 Люди, принимающие решения, должны доверять заключению аудитора, высоко оценивать его профессиональное мастерство и моральные качества. Необходимо не только осуждать неэтичное поведение отдельных аудиторов и представителей аудиторских фирм, но и требовать их исключения из сообщества аудиторов, лишения лицензии на право проведения аудиторской деятельности. 
 Заслуживающий доверия аудитор - это прежде всего человек порядочный. Следовательно, главные ориентиры для него - это общечеловеческие моральные нормы и принципы. Каждый аудитор должен помнить, что на первый план ставятся интересы всех пользователей бухгалтерской отчетности (достоверность которой свидетельствует аудитор), а не клиента, заказавшего аудиторские услуги. 
 Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации. Не имеет морального оправдания аудитор, выдающий заключение без проверки или на основании поверхностной проверки и неполной информированности о делах клиента. К сожалению, такие нарушения профессиональной этики довольно часто бывают у наших аудиторов. Я думаю, что их нужно и можно изжить только общими и без компромиссными усилиями всех аудиторов и аудиторского общества. 
 В современной экономической ситуации, сложившейся в России, важным вопросом профессиональной этики является налоговые отношения с государственной казной. Дело профессиональной чести аудиторов и сохранения полного доверия к ним со стороны клиентов, общественности и государственных органов - неукоснительное соблюдение налогового законодательства во всех аспектах. 
 Но при оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор должен руководствоваться интересами клиента. Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к своим коллегам и воздерживаться от необоснованной критики их деятельности. 
 Отдельная статья Кодекса посвящена отношениям аудиторов с аудиторской фирмой. Прежде всего как требование профессиональной этики провозглашено положение: аудитор обязан стремиться осуществлять свою профессиональную деятельность в коллективе специалистов, организационно объединенных в аудиторскую фирму. 
 Сомнения в независимости аудиторской фирмы обоснованно возникают, если она участвует в финансово-промышленной или банковской группе и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям входящим в эту в финансово-промышленную или банковскую группу. 
 В Кодексе профессиональной этики аудиторов прямо записано, что аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан передать фирме всю имеющуюся у него документацию и иную профессиональную информацию о выполненной работе. 
 Нет смысла пересказывать все нормы профессиональной этики. Они многочисленны и справедливы, способствуют утверждению авторитетных квалифицированных аудиторов в России, поднимают роль и значение аудиторской профессии. Я считаю что при подготовки молодых аудиторов необходимо учитывать важность их изучения еще на студенческой скамье.

      
  3.2 Способы повышения качества банковского аудита. 
          В системе контроля за подержанием финансовой устойчивости коммерческих банков важную роль играют аудиторские проверки. Однако эти проверки не всегда проводятся достаточно компетентно, а главное - добросовестно. Об этом свидетельствует возрастающие число банкротств банков, незадолго до этого получивших положительные аудиторские заключения. 
 Принципиально важными для улучшения качества аудиторской деятельности являются указы Президента России, постановления Правительства РФ и указания Центрального банка РФ, вышедшие в конце 1993 года, в 1994 и 1995 гг. (Имеются в виду Указ Президента РФ №2263 от 22 декабря 1993 года, который ввел в действие ‘’Временные правила аудиторской деятельности в РФ’’, утверждение Правительством ряда нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в России в постановлении №482 от 6 мая 1994 года и большая работа, проведенная ЦБ РФ совместно с Финансовой Академией при Правительстве РФ по определению содержания квалификационных экзаменов по банковскому аудиту, организации этих экзаменов и подготовке к ним). 
 Обширная программа проведения экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора банка, утвержденная решением ЦАЛАК ЦБ РФ 27 декабря 1994 года порядок проведения этих экзаменов создают необходимые предпосылки для теоретической подготовки высококомпетентных профессионалов по банковскому аудиту. 
Тем не менее следует иметь в виду, что ЦБ систематически совершенствует порядок проведения банковских операций и их отражения в учете, приближая их к международным стандартам. 
 Государственная налоговая служба также вносит ряд уточнений и изменений в требования к определению налогооблагаемой базы и расчетам налогов. 
 Посещение семинаров должно быть обязательным для всех лиц, получивших квалификационные аттестаты по банковскому аудиту, что требует Специального решения ЦБ об их организации с последующей выдачей дополнительного сертификата на 1 год. В настоящие время в связи с большим дефицитом квалифицированных кадров по банковскому аудиту главное внимание следует уделять повышению квалификации лиц, уже имеющих практический стаж аудиторской деятельности, путем прохождения ими краткосрочных курсов. 
 Специфика профессии аудиторов требует сочетания фундаментальной теоретической подготовки с разносторонним и достаточно длительным опытом успешной работы в коммерческих банках. В этой связи вызывает сомнение запрет, наложенный ЦБ на использование в аудиторских фирмах руководящих работников коммерческих банков, прежде всего главных бухгалтеров и их заместителей, при проведении аудиторских проверок и особенно консультаций, в то время как при проведении общего аудита такого рода ограничения отсутствуют. 
 К сожалению, даже самая блестящая сдача квалификационного экзамена не гарантирует, что аудитор полностью использует свои знания при проведении проверок. Это зависит не только от его квалификации, но и в немалой степени - от добросовестности. 
 Для обеспечения финансовой устойчивости коммерческих банков большое значение имеет не только высокий уровень банковского аудита, но и качество аудиторских проверок учредителей и клиентов банка, инвестиционных фондов, фондовых бирж и страховых обществ. Все это и многое другое, должно способствовать улучшению банковского аудита, а, следовательно, усиления финансовой устойчивости российских коммерческих банков и стабильности банковской системы страны в целом. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Аудит в кредитных организациях