Аудит расходов на оплату труда в торговой организации ООО «Торговый дом СУРА»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы на ООО «Торговый дом СУРВ», рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
раскрыть методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;
рассмотреть методику проверки расчетов по единому социальному налогу с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Фондом обязательного медицинского страхования).

Оглавление

Введение 3

Бухгалтерский учет расходов на оплату труда на примере торговой организации ООО «Торговый дом СУРА» 6
Краткая характеристика предприятия 6
Учет численности персонала и отработанного времени 8
Порядок определения составляющих расходов на оплату труда 10
Состав расходов на оплату труда, порядок расчета и порядок учета 11
Отпускные. Порядок расчета среднего заработка для расчета отпускных и компенсации отпуска при увольнении 15
Начисление ЕСН с фонда оплаты труда 21
Аудит расходов на оплату труда в торговой организации ООО «Торговый дом СУРА» 24
Оценка системы внутреннего контроля на предприятии 24
Цели, задачи, источники и методы аудита расходов на оплату труда 27
Планирование аудита расходов на оплату труда персонала 30
Аудит расходов на оплату труда на предприятии 33
Подготовка аудиторского заключения по итогам аудита расчетов по оплате труда на предприятии 38
Заключение 42

Список используемых источников 45

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

     Затем изучаются достоверность первичных  документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных  документов по начислению и выплате  заработной платы и других видов  оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.

     При проверки табелей учета рабочего времени и других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо обратить внимание на факты начисления оплаты труда на вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует исследовать документы и сопоставить фамилии и инициалы работников с данными учета списочного состава.

     Необходимо  также установить, нет ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам (табелям, нарядам, накопительным учетным листам и разовым документам). Следует обратить особое внимание на расчеты по оплате труда с работниками, которые приняты на работу по договорам подряда. Часто такие договора носят фиктивный характер, а поэтому необходимо установить, за что и за какую работу или объем выполненной работы начислена заработная плата, какими документами подтверждается объем выполненной работы, размеры начисленной оплаты труда. Путем пересчетов и прослеживания определить наличие в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях  арифметических ошибок.

     Следует проверить также правильность обобщения  и группировки данных по учету  труда. Суммы начисленной заработной платы, отраженные в первичных документах, в дальнейшем учетном процессе должны быть накоплены и сгруппированы по двум направлениям:

  • по каждому работнику для расчетов по оплате труда;
  • по объектам учета затрат для отражения в издержках обращения.

     При проверке необходимо выяснить правильность удержаний из заработной платы, прежде всего налога с дохода, алиментов, а также обоснованность расчетов с депонентами. Проверяются платежные ведомости, дата возникновения и сумма депонентской задолженности, количество депонентов и сверяются суммы по расчетам с депонентами (на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

     На  следующем этапе проверки следует  выборочно проверять правильность начисления оплаты труда, а именно: правильность оплаты труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; обоснованность и правильность начисления премий по действующим на предприятии системам премирования; правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в выходные и праздничные дни, пособий по временной нетрудоспособности, ежегодных отпусков, вознаграждений по итогам работы за год. Начисление премий должно быть подтверждено приказом руководителя, указано в договоре, контракте или в решении учредителей (собственников, Совета директоров) организации.

     Особого внимания аудитора требует проверка: своевременности погашения сумм ранее выданных работнику авансов и переплат; правильность удержания из заработной платы задолженности по подотчетным суммам и по возмещению материального ущерба, а также за товары, купленные в кредит.

     Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не должна превышать 50 процентов месячного заработка.

     Необходимо  также убедиться в правильности организации и ведения аналитического и синтетического учета, заполнение форм бухгалтерской отчетности по фонду  оплаты труда.

     Аудитор должен поставить в известность руководство предприятия о выявленных фактах обмана или ошибок и дать рекомендации по исправлению недостоверной информации.

     По  окончании проверки аудитором составляется аудиторское заключение.

     В соответствии с российскими проектами  стандартов аудитору следует дать оценку состоянию бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. 

    1. Аудит расходов на оплату труда на предприятии
 

     При организации аудита расходов на оплату труда на торговом предприятии «Торговый  дом СУРА» использовался выборочный метод проверки, а также методы: документальной проверки, проверки соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, правильность обобщения и группировки данных по учету труда,  прослеживание.

     В ходе проверки установлено, что в  Учетной политике ООО «Торговый  дом СУРА» на 2009 год нашли отражение все основные положения, наличие которых обязательно при утверждении учетной политики по бухгалтерскому учету (пункт 5 ПБУ 1/98), а именно:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями (организация внутреннего контроля в организации);
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

     Состав  и учет затрат на оплату труда на предприятии в целом соответствует  требованиям законодательства Российской Федерации и учитывает особенности  учета на предприятиях торговли, изложенные в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания.

     В ходе проверки установлено, что по кредиту  счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:

  • оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
  • оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;
  • начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм - в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. - в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

     По  дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.

     Установлено также, что аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на предприятии ведется по каждому работнику организации.

     Корреспонденция счетов по расчетам с персоналом по оплате труда на аудируемом предприятии представлена в табл. 5

     Таблица 5 – Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

     корреспондирует со счетами: 

по  дебету   по  кредиту
50 Касса 08 Вложения во внеоборотные активы
51 Расчетные счета 20 Основное производство
52 Валютные счета 23 Вспомогательные производства
55 Специальные счета  в банках 25 Общепроизводственные  расходы
68 Расчеты по налогам  и сборам 26 Общехозяйственные расходы
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 28 Брак в производстве
71 Расчеты с подотчетными лицами 29 Обслуживающие производства и хозяйства
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям 44 Расходы на продажу
76 Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами 69 Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению
79 Внутрихозяйственные расчеты 76 Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами
94 Недостачи и  потери от порчи ценностей 79 Внутрихозяйственные расчеты
    84 Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)
    91 Прочие доходы и расходы
    96 Резервы предстоящих  расходов
    97 Расходы будущих  периодов
    99 Прибыли и убытки
 

     Резервируемые затраты на предприятии носят  как текущий, так и капитальный  характер. В российском бухгалтерском  учете подобные резервы получили название резервов предстоящих расходов и платежей.

     Виды  резервов предстоящих расходов и  платежей:

  • на предстоящую оплату отпусков работникам;
  • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
  • ремонтный фонд или резерв на ремонт основных средств.

     То  есть три вида резервов относятся  к расходам на оплату труда.

     Так, целью создания резерва на предстоящую  оплату предусмотренных законодательством  очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам является равномерное включение расходов в издержки обращения и предотвращение резкого увеличения издержек в период массовых отпусков.

     Образование резерва отражается в бухгалтерском  учете торговой организации каждый месяц следующими записями:

     дебет счета 44 «Расходы на продажу» кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов и  платежей», субсчет «Резерв на оплату отпусков» - отражены отчисления на формирование резерва на оплату отпусков.

     В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49), резерв на оплату отпусков имеет в годовом балансе переходящий остаток. Перед составлением годовой отчетности организация торговли или общественного питания должна провести инвентаризацию данного резерва путем уточнения величины переходящего остатка.

     Проверка  порядка привлечения к ответственности  лиц, причинивших предприятию материальный ущерб, показала, что законодательство администрацией не нарушалось. В соответствии со статьей 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производилось по распоряжению работодателя, которое было сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

     Так, согласно распоряжению администрации  с работника, имеющего на иждивении  одного несовершеннолетнего ребенка, подлежали удержанию суммы в  возмещение ущерба, причиненного порчей товаров по небрежности на сумму в 3400 руб. (рыночные цены на товары на дату обнаружения порчи). Балансовая стоимость недостающих товаров - 2 800 руб.

     За  отчетный месяц работнику начислено  заработной платы в размере 6 400 руб.

     Из  начисленных сумм заработной платы  удержаны следующие суммы:

     1) налог на доходы физических  лиц - 741 руб. ((6 400 руб. - 400 руб. - 300 руб.) х 13%) (для целей примера совокупный  доход работника с начала года  не превысил 40000 руб.);

     2) удержания в погашение суммы  ущерба - 1131 руб. 80 коп. ((6 400 руб. - 741 руб.) х 20%).

     Всего удержаний за месяц - 1872 руб. 80 коп. (741 руб. + 1131 руб. 80 коп.).

     К выдаче на руки - 4527 руб. 20 коп. (6 400 руб. - 1872 руб. 80 коп.).

     Остаток к взысканию сумм в погашение  ущерба - 2268 руб. 20 коп. (3400 руб. - 1131 руб. 80 коп.).

     В бухгалтерском учете организации  отражены следующие записи:

  • дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 41 «Товары» - 2 800 руб. - балансовая стоимость испорченных товаров (по учетным ценам);
  • дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» кредит счета 94 - 2 800 руб. - сумма ущерба, подлежащего удержанию с работника, в пределах учетной стоимости испорченных товаров;
  • дебет счета 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» - 600 руб. (3 400 руб. - 2 800 руб.) - превышение рыночной стоимости испорченных товаров над их учетной стоимостью;
  • дебет счета 44 «Расходы на продажу» кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 6 400 руб. - сумма начисленной работнику заработной платы;
  • дебет счета 70 кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 741 руб. - сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию из заработной платы работника; 
  • дебет счетов 70 кредит счета 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» - 1131 руб. 80 коп. - из заработной платы работника удержаны суммы в возмещение причиненного им ущерба;
  • дебет счета 98, субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - 199 руб. 73 коп. (600 руб. Ѕ (1131 руб. 80 коп / 3400 руб.)) - по мере взыскания суммы причиненного ущерба на внереализационные доходы организации относится разница в стоимости испорченных товаров;
  • дебет счета 70 кредит счета 50 - 4527 руб. 20 коп. - выплата заработной платы работнику из кассы организации. 

Информация о работе Аудит расходов на оплату труда в торговой организации ООО «Торговый дом СУРА»