Аудит расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и совершенствование аудита расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описание целей, задач и источников аудиторской проверки;
2. рассмотрение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
3. изучение аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
4. изложение аудита расчетов по претензиям;
5. изучение аудита расчетов с учредителями;
6. рассмотрение аудита расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Оглавление

Введение.
1. Нормативно-правовая база аудита расчетных операций.
1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки.
1.2. Порядок проведения аудиторской проверки расчетных операций. Типичные ошибки.
2. Аудит расчетных операций.
2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
2.3. Аудит расчетов с бюджетом.
2.4. Аудит расчетов с персоналом.
2.4.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами.
2.4.2. Аудит расчетов по оплате труда.
2.4.3. Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям.
2.5. Аудит расчетов с учредителями.
2.6. Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение.

1. Нормативно-правовая  база аудита расчетных операций.

1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки.

1.2. Порядок проведения аудиторской проверки расчетных операций. Типичные ошибки.

2. Аудит расчетных  операций.

2.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

2.2. Аудит расчетов  с покупателями и заказчиками.

2.3. Аудит расчетов  с бюджетом.

2.4. Аудит расчетов  с персоналом.

2.4.1. Аудит расчетов  с подотчетными лицами.

2.4.2. Аудит расчетов  по оплате труда.

2.4.3. Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям.

2.5. Аудит расчетов  с учредителями.

2.6. Аудит расчетов  с прочими дебиторами и кредиторами.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту .

Аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Она осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на то государственными органами.

Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета законодательству России.

Мнение аудитора о  достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к  этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей.

Экономическая обусловленность  аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для принятия управленческих решений. Все те, кто желал взаимодействовать с экономическим субъектом, а также уже принимал участие в его деятельности, были заинтересованы в получении качественной информации. Пользователи финансовой отчетности самостоятельно не могут проверить достоверность ее показателей в связи с отсутствием доступа к соответствующим сведениям, специальных знаний, однако зависимость последствий принятых решений от качества используемой информации может быть значительна. Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов.

Каждое предприятие  в своей хозяйственной деятельности ведет расчеты с поставщиками и подрядчиками. В зависимости от масштабов и характера деятельности предприятия количество партнеров-организаций может достигать несколько сотен, формы расчетов также могут быть разнообразны, вследствие чего проверка расчетных операций занимает у аудитора значительное время и нередко связана с определенными сложностями в ее проведении.

В зависимости от количества участвующих в расчетах организаций  аудитор сам определяет метод  проведения проверки – сплошной или  выборочный.

В большинстве случаев  проверяющий использует выборочный метод, но если учет расчетов находится  в запущенном состоянии, целесообразно  принимать сплошной метод проверки. Этот метод используется и при  незначительном количестве участвующих  в расчетах организаций.

Объектами аудита по учету  расчетов с поставщиками и подрядчиками являются показатели кредиторской и  дебиторской задолженности.

Целью аудита расчетов с  поставщиками и подрядчиками является проверка законности возникновения  задолженности, своевременности ее погашения, правильности организации учета и мероприятий, проводимых руководством для устранения причин возникновения просроченной задолженности и ее последствий.

Рациональная организация  контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что  в современных условиях своевременное  обращение денежных средств, а также  тщательно поставленный учет расчетных  операций с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами, а также учредителями оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с поставщиками и покупателями, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим и возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

Целью данной курсовой работы является изучение  и совершенствование аудита расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. описание целей, задач  и источников аудиторской проверки;

2. рассмотрение аудита  расчетов с поставщиками и подрядчиками;

3. изучение аудита  расчетов с покупателями и  заказчиками;

4. изложение аудита  расчетов по претензиям;

5. изучение аудита  расчетов с учредителями;

6. рассмотрение аудита  расчетов с разными дебиторами  и кредиторами.

 

 

 

 

 

1. Нормативно-правовая база аудита расчетных операций.

1.1. Цель, задачи и источники аудиторской  проверки.

Проверка  правильности отражения в бухгалтерской  отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской  проверки. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с поставщиками и покупателями имеют место практически на любом предприятии. К ним можно отнести следующие расходы:

- приобретение товарно-материальных  ценностей для дальнейшей перепродажи  или для собственного потребления;

- оплата услуг оказанных другими организациями;

- оказание услуг сторонним организациям.

Целью аудита расчетных операций с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами  является выражение мнения о достоверности  отражения в учете и отчетности показателей дебиторской, кредиторской задолженности.

Основными задачами при аудите расчетов с поставщиками и покупателями являются:

- установление реальности дебиторской  и кредиторской задолженности;

- проверка наличия просроченной  дебиторской и кредиторской задолженности;

- установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;

- проверка списания задолженности,  срок позывной давности, по которой  прошел;

- проверка правильности учета  дебиторской и кредиторской задолженности  в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;

- проверка правильности и обоснованности  списания задолженности.

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать  суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.

При учете и аудите расчетов необходимо руководствоваться следующими законодательно-нормативными документами:

Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

Планом  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкцией  по его применению;

Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» и «Расходы организации»;

Порядком  ведения кассовых операций в Российской Федерации и пр.

Аудитору  предоставляются следующие документы: договоры поставки продукции, накладные, счета-фактуры, приказ об учетной политике организации, акты сверок, авансовые  отчеты, акты о зачете взаимных требований, учетные регистры по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», Главная книга, бухгалтерская отчетность.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Порядок проведения аудиторской  проверки расчетных операций. Типичные  ошибки.

При проведении аудита расчетов необходимо подготовить план и программу проверки.

Составляя программу проверки расчетов, аудитор  направляет свои усилия на проверку тех  участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

Составляя программу, аудитор определяет, какие  приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

При разработке общего плана аудитор  должен принимать во внимание: деятельность аудируемого лица и ее влияние на системы бухгалтерского и внутреннего контроля в целом и в частности в отношении расчетов; риск и существенность; характер, временные рамки, объем аудиторских процедур; значимость операций с дебиторами, кредиторами для проведения аудита; наличие внутреннего аудита и его функции в отношении этих операций; необходимость координации направления, текущего контроля работы аудиторского персонала; форму и сроки предоставления аудиторского заключения.Программа может быть подготовлена в форме тестов средств контроля расчетов с дебиторами, кредиторами, тестов групп однотипных операций, остатков на бухгалтерских счетах.

Важным  шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей  группы в зависимости от целей  проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов. Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ, бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

Общее руководство проверкой, координация  деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика  использования рабочего времени  должны осуществляться руководителем  аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.

Существенные  недостатки, выявленные по результатам  проверки расчетов, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и  представлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность финансовой отчетности.

В учете расчетов встречаются следующие  типичные ошибки, которые могут быть выявлены в результате аудиторской  проверки:

- отсутствие договоров на поставку продукции, первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской (кредиторской) задолженности;

- нарушение порядка составления  бухгалтерской отчетности в части  формирования показателей о размере  дебиторской (кредиторской) задолженности, нарушения в части составления первичных документов, подтверждающих формирование показателей о дебиторской (кредиторской) задолженности;

- отсутствие или ненадлежащее  ведение аналитического учета  инвентаризация дебиторской (кредиторской) задолженности; несоблюдение порядка оформления и предъявления претензий по договорам;

- выдача денежных средств под  отчет лицам, не отчитавшимся  за ранее выданные суммы;

- отсутствие первичных документов, подтверждающих расходы подотчетных  лиц;

Информация о работе Аудит расчетных операций в организации в условиях рыночной экономике