Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа
Цель работы – анализ проведения аудита основных средств. Задачами работы являются:
анализ основных средств как объектов бухгалтерского учета и аудита;
изучение целей аудита основных средств;
выявление основных этапов аудиторской проверки основных средств;
анализ типичных ошибок при аудите основных средств;
изучение действий аудитора по окончании аудиторской проверки основных средств.
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретические основы аудита основных средств_________6
1.1. Понятие и классификация объектов основных средств___________6
1.2. Основные средства как объект учета и аудита _________________14
ГЛАВА 2. Организация аудита основных средств__________________25
2.1. План и программа проведения аудита основных средств________25
2.2. Типичные ошибки, выявляемые при аудите основных средств__36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ________________46
- проверка результатов
переоценки инвентарных
- проверка действующего
порядка учета затрат на
- проверка обоснованности
произведенных затрат на
Для проведения независимой аудиторской проверки блока учета инвентарных объектов основных средств аудитору необходима инвентаризационная опись объектов на дату проведения аудита. В инвентаризационную опись должны быть включены объекты основных средств, находящиеся в головном предприятии и в распоряжении всех обособленных структурных подразделений, филиалов, представительств. Инвентаризационная опись объектов основных средств включает наименование объекта, дату приобретения, краткую характеристику объекта, балансовую стоимость, норму амортизации, срок службы, сумму начисленной амортизации.
В ходе проверки аудитор изучает состав и структуру основных средств. Аудитор, проверяя первичные бухгалтерские документы, отражающие поступление основных средств: коммерческие (хозяйственные) договоры, акты приемки, накладные, счета-фактуры, технические паспорта, уточняющие записи характеристик инвентарных объектов в индивидуальных карточках по учету основных средств -- должен определить правильность разделения основных средств по:
- классификации, так как
неправильное разделение может
привести к неправильному
- принадлежности, так как
неправильное их разделение
- характеру участия в
производстве, так как их неправильное
разделение может привести к
неправильному начислению
- назначению, так как неправильное
их разделение может привести
к неправильному начислению
Кроме того, неправильная классификация
основных средств и разделение их
по назначению и классам может
привести к неправильному отражению
в учете результатов
Особое внимание аудитору необходимо обратить на правильность отнесения предметов к основным средствам.
При проверке правильности
формирования первоначальной стоимости
основных средств на счетах синтетического
учета, на объект, поступивших основных
средств комиссия, назначаемая директором,
в состав которой входят соответствующие
должностные лица, в т.ч. главный
бухгалтер, составлялся акт приемки-
При проведении аудита поступления основных средств было установлено следующее:
- Принятый к учету объект
основных средств был
- На предприятии были
правильно оформлены все
- Приобретенное оборудование было правильно отражено в учете и представляет собой стоимость реального объекта, введенного в эксплуатацию.
- Первоначальная стоимость объекта основных средств сформирована правильно.
Проверка Правильности оценки инвентарных объектов основных средств занимает в аудиторской проверке особое место, так как от правильности оценки основных средств в конечном итоге зависит:
- достоверность отражения финансовых результатов;
- правильность расчетов с бюджетом по налогу на имущество (стоимость основных средств является одним из источников начисления налога на имущество);
- достоверность составления бухгалтерской отчетности по основным средствам.
На основании первичных бухгалтерских документов по приходу инвентарных объектов основных средств аудитору необходимо проверить правильность оценки основных средств.
При аудите оценки основных средств аудитору необходимо особое внимание обратить на:
- наличие на предприятии комиссии по приемке объектов основных средств и оформлению соответствующих результатов;
- наличие договоров на поступление объектов основных средств с указанием стоимости объекта;
- наличие протоколов договорной
цены, как неотъемлемой части
соответствующих договоров,
- соответствие первоначальной
стоимости объектов основных
средств в актах приемки-
- правильность и
- правильность отражения
первоначальной стоимости
Особое внимание в ходе проверки аудитору следует обратить на наличие раздельного учета затрат, формирующих инвентарную стоимость основных средств и увеличивающих таковую в случае осуществления капитального ремонта.
Учет движения основных средств
на предприятии должен оформляться
документами унифицированных
Особое внимание при аудите поступления объектов основных средств аудитор вынужден уделять объектам, принятым в эксплуатацию на условиях текущей и долгосрочной аренды.
При выбытии объектов основных средств аудитор должен тщательно проанализировать формы выбытия, так как в зависимости от этого приемы и методы аудиторской проверки строго дифференцируются. Например, при продаже объектов основных средств должна быть установлена рыночная стоимость, которая (как правило) не должна быть ниже балансовой стоимости. В случае реализации основных средств ниже рыночной стоимости соответственно увеличивается налогооблагаемая прибыль.
При безвозмездной передаче объекты основных средств подлежат обложению НДС за исключением безвозмездной передачи основных средств для непроизводственной сферы. Плательщиком НДС является передающая сторона.
Для определения непригодности объектов основных средств или невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Аудитор проверяет наличие такого приказа, состав комиссии и порядок списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных документов.
Если в ходе аудиторской проверки выяснилось, что на предприятии произошло списание объектов основных средств в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в Плане расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.
Особое внимание аудитор должен уделить правильности списания и оприходования в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, годных для ремонта других машин, а также других материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств. При этом следует помнить, что детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат учету и сдаче в государственный фонд.
Программа аудиторской проверки
№ |
Перечень проверяемых процедур и вопросов |
Рабочие документы |
Примечание |
1 |
Аудит наличия и сохранности основных фондов |
||
Получение полного списка ОС (с указанием количества и стоимости), сверка полученных данных с данными картотеки ОС, остатков ведомости по сч.01 «Основные средства», на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», на счете 01 Главной книги, оборотной ведомости, бухгалтерского баланса (с учетом износа) |
Справка о наличии ОС (инвентарная опись ОС по местам их эксплу- атации), договоры аренды, ФОС -6, ведомость по счету 01, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс. |
Сальдо должны совпадать | |
Ознакомление с инвентарным составом ОС |
Инвентарная опись ОС по подразделениям, договоры аренды |
Выявить наличие арендованных ОС, ОС сданных в аренду | |
Выборка объектов ОС по данным инвентарной описи по подразделениям |
Инвентарная опись ОС по подразделениям, договоры аренды |
По ОС арендованным и сданным в аренду - применяется сплошная проверка | |
Ознакомление с порядком ведения картотеки ОС и инвентарных списков по конкретным МОЛ |
ФОС-6, ФОС-9, инвентарные списки, приказы о назначении МОЛ |
Формальная проверка | |
Проверка физического наличия ОС: осмотр объектов ОС |
Наблюдения аудитора при посещении мест стоянки, ремонта, хранения и мест работы ОС | ||
Проверка правильности отнесения предметов к основным средствам |
Учетная политика, ФОС-6, ФОС-9 |
||
Проверка правильности классификации ОС |
ФОС-6, ФОС-9 |
||
Проверка правильности оформления прав собственности на объекты ОС |
Договоры аренды, купли-продажи ОС, свидетельства о регистрации транспортных средств в ГИБДД, органах Гостехнадзора |
||
Проверка первичной учетной документации по поступлению, переме щению и выбытию ОС |
Акты приема - передачи, технический паспорт и др. |
||
Правильность оценки и переоценки основных средств |
ФОС-1, ФОС-6, счет -фактуры, накладные и |
||
1.11 |
Проверка обеспечения сохранности основных средств: проверка результатов инвентаризации |
сличительная ведомость решения руководства по итогам проведения инвентаризации |
|
2 |
Аудит поступления основных средств |
||
2.1 |
Получение списка (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов по счету 01, главной книги, оборотно-сальдовой ведомости |
Ведомость наличия и движения ОС, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость по счету «01» |
Суммы оборотов по счетам должны
совпадать с данными |
Проверка физического наличия вновь приобретенных объектов ОС |
при посещении аудитором мест стоянки, ремонта и эксплуатации ОС | ||
Проверка создания комиссии по приемке основных фондов |
Приказы, распоряжения |
||
Проверка оформления первичных учетных документов |
ФОС-1, ФОС-6, ФОС-9 |
Наличие, заполнение реквизитов, установление источников приобретения ОС | |
Проверка документов по поступлению ОС |
Договоры купли-продажи, поставки, счет - фактуры, расходные накладные, платежные поручения и др. |
Проверка наличия, оформление договоров, счет-фактур, накладных и др. | |
Проверка правильности формирования первоначальной стоимости основных средств на счетах синтетического учета |
Регистры бухгалтерского учета по счетам: 01, 08 |
Проверяется обоснованность
и правомерность включения | |
Проверка надлежащего отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи ОС, инвентарных карточках ОС |
Акты-приемки передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ведомость по счету 01,08 |
Данные ведомости по счету 01 должны совпадать с первоначальной стоимостью объекта ОС в ФОС-1 | |
Анализ расчета и возмещения НДС по поступлению ОС |
Договоры купли-продажи, счет - фактуры, журналы-ордера и ведомости по счетам 08, 01, 19, 68, 76 |
||
3 |
Проверка операций по выбытию ОС |
||
Формирование списка ОС, выбывших в течение отчетного периода, сверка полученных данных с данными по кредиту счета 01, дебету счета 02, и данными счетов, на которых отражено списание ОС |
Ведомость наличия и движения основных фондов в разрезе видов, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, учетные регистры по счетам 01,02, 19,91, 79, 99 |
||
Проверка правильности оформления списания ОС в первичной учетной документации |
Приказы, акты распоряжения, приемки-передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ФОС-9 |
||
Проверка отражения на счетах бухгалтерского учета |
Учетные регистры по счетам 01,02,19,91,79,99 |
Полнота и правильность списания
первоначальной стоимости и суммы
износа со счетов их учета, правильность
определения финансового | |
4 |
Проверка правильности начисления износа |
||
Получение ведомости начисления износа |
Ведомость износа ОС по видам |
||
Получение перечня объектов ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения |
Договоры аренды, ведомость полностью изношенных основных средств |
Получить перечни ОС с истекшими нормативными сроками эксплуатации, ОС переданные организацией в аренду | |
Определение перечня проверяемых основных средств |
Ведомость износа ОС по видам |
||
Проверка правильности начисления износа |
Ведомость начисления износа |
Проверка по выбранным объектам детальная | |
Сверка данных по ведомости для начисления износа с данными первичных учетных документов |
ФОС-6, Ведомость износа ОС |
Все ли объекты ОС приняты в расчет; первоначальная стоимость ОС, норма амортизации, дата поступления ОС | |
Сверка данных аналитического учета начисления износа с данными синтетического учета |
Ведомость начисления износа, ведомость по сч. 02 |
Суммы должны совпадать | |
Правильность отнесения АО на соответствующие счета затрат |
Ведомость по счету 02, 20, 26 и др. |
||
Аудит арендованных ОС и ОС, сданных в аренду |
|||
5 |
Проверка отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной |
Договоры аренды |
Условия предоставления, срок аренды имущества |
проверка порядка приемки на учет арендованных ОС |
Договоры аренды, приемо-сдаточные акты |
Наличие и правильность оформления | |
Проверка учета таких ОС на предприятии |
Счет 001 |
При долгосрочной аренде и при текущей - на 001. | |
. |
Проверка учета арендной платы, др. затрат по использованию имущества арендованных ОС и ОС сданных в аренду |
договоры аренды, счет- фактуры, платежные документы, Ведомости по счетам 20, 60, 76, 91 |
Соответствие договору и проверить правильность отражения в учете арендной платы, затрат на ремонт (капитальный и текущий) |
Аудит восстановления ОС |
Учетная политика, |
||
Проверка и оценка порядка |
приказы, сметы, отчеты |
||
учета затрат на ремонт ОС и отражение этих сумм на соответствующих счетах |
2.2. Типичные ошибки, выявляемые при аудите основных средств
Ошибки, часто встречающиеся в бухгалтерском учете основных средств, подразделяются: неправильное отнесение объектов к основным средствам, нарушение лимита их стоимости, несоблюдение порядка документального оформления движения основных средств и др.
Достоверность бухгалтерского
учета основных средств
В соответствии с
п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому
учету активов в качестве
- использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- использование в течение
длительного времени,
- организацией не
- способность приносить
организации экономические
Пример 1. В ходе аудиторской проверки бухгалтерского учета основных средств в январе 2009 г. было установлено, что приобретенный в июле 2008 г. компьютер был принят к учету в составе товаров на счете 41 "Товары" по стоимости приобретения 70 800 руб., НДС - 10 800 руб. Услуги по техническому контролю и установке компьютера оказаны сторонней организацией. Стоимость услуг включена в расходы по обычным видам деятельности и списана на счет 44 "Расходы на продажу" - 2000 руб., НДС - 360 руб. НДС от стоимости объекта и услуг предъявлен к вычету. Срок полезного использования компьютера определен в целях бухгалтерского и налогового учета на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, равным 5 годам. Доходы и расходы исчисляются методом начисления.
Поскольку условия, перечисленные п. 4 ПБУ 6/01, единовременно выполнены, компьютер следовало принять к учету в составе основных средств. В соответствии с п. п. 7, 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая при приобретении за плату определяется как сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. К фактическим затратам на приобретение основных средств относятся, в частности, суммы, уплачиваемые по договору продавцу.
Информация о работе Аудит основных средств в торговых организациях