Аудит малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение аудита малых предприятий. Задачи курсовой работы:
· рассмотрение понятия субъектов малого предпринимательства;
· исследование особенностей аудита малых предприятий;
· понятие аудиторской деятельности и аудиторского заключения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основы организации аудиторской деятельности…………………..…...4
1.1 Понятие аудиторской деятельности………….…………………………….4
1.2. Цели , задачи и этапы аудиторской проверки………………..……..…….8
1.3. Аудиторское заключение………………………………………….….……12
2. Методология аудита субъектов малого предпринимательства………15
2.1. Организационные основы функционирования малых предприятий…………….15
2.3. Особенности аудита малых предприятий……….………………………..17
2.2. Организация и планирование аудита малых предприятий………………20
2.4. Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий……………………………………………………………………..26
2.5. Аудит отчетности субъектов малого предпринимательства…………….30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая аудит на распечатку.docx

— 53.69 Кб (Скачать)

Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласовать  в договоре или письме-обязательстве  условия проведения аудита, права  и обязанности аудиторской организации  и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских  организаций и проверяемых экономических  субъектов", "Письмо - обязательство  аудиторской организации о согласии на проведение аудита" и "Порядок  заключения договоров на оказание аудиторских  услуг". Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п. п. 6.1 и 6.2 правила (стандарта) "Цели и основные принципы, связанные  с аудитом бухгалтерской отчетности", где указано, что ответственность  за подготовку, составление и своевременное  представление достоверной бухгалтерской  отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская  организация несет ответственность  за формирование и выражение профессионального  мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего  контроля как "низкой", если нет  явных доказательств противоположного. При этом следует руководствоваться  требованиями правила (стандарта) аудиторской  деятельности "Существенность и  аудиторский риск". Сотрудникам  аудиторской организации рекомендуется  в меньшей мере полагаться на средства контроля подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве основного способа сбора аудиторских  доказательств использовать аудиторские  процедуры по существу.

На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для  субъектов малого предпринимательства  значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних  и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска  необнаружения аудиторской организации  рекомендуется предусмотреть необходимое  увеличение объема аудиторских выборок.

Для целей правил (стандартов) аудиторской  деятельности и при планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторским организациям следует  выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями  возможности разделения ответственности  и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями  организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких  экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации  к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и  средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.

В малых экономических субъектах  дополнительный риск средств контроля возникает в области использования  систем компьютерной обработки данных. Если в таком экономическом субъекте применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

Преобладающее влияние владельца  и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь  как положительное, так и отрицательное  воздействие на систему внутреннего  контроля и достоверность бухгалтерской  отчетности такого субъекта. С одной  стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению  надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным  причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее  влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных  процедур, повышать риск нарушения  законодательства, способствовать появлению  преднамеренных существенных искажений  бухгалтерской отчетности.

Поскольку документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего  контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, для малых экономических субъектов  такое документирование может проводиться  в упрощенном виде по сравнению с  документированием иных экономических  субъектов.

Аудитор, осуществляя проверку субъекта малого предпринимательства и его  потенциальных партнеров, должен учитывать  следующее.

1. Роль аудита для субъектов  малого предпринимательства состоит  не только в том, чтобы выражать  мнение о достоверности финансовой  отчетности и соответствия порядка  ведения бухгалтерского учета  требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и в том (в большей степени), чтобы представлять интересы собственников во всех хозяйственных и финансовых взаимоотношениях с целью эффективности их функционирования и развития;

2. Содержание аудиторских процедур  должно соответствовать методике, трансформированной на малое  предпринимательство и закрепленной  в специальных стандартах (правилах) аудита, охватывающих основные аспекты  аудита и услуг, сопутствующих  аудиту;

3. Обоснованию в форме внутрифирменных  аудиторских стандартов подлежат  все виды сопутствующих аудиту  услуг, оказываемых субъектам  малого предпринимательства с  учетом региональных и отраслевых  особенностей бизнеса.

Особое место в инструментарии аудита малого предпринимательства  принадлежит финансовому анализу, который при сохранении основных принципов фундаментальной науки  о функционировании предприятия (в  том числе и малого) должен базироваться на определенных методических принципах.

В Международном стандарте аудита «Особенности аудита малых предприятий» приводятся руководящие принципы и  правила аудита малых предприятий. Внимание аудитора обращается на повышенный аудиторский риск при проверке такого хозяйствующего субъекта. Факторами  риска выступают:

- высокая степень зависимости  принимаемых решений от одного  лица (учредителя или руководителя);

- низкий уровень качества внутренней  системы контроля из-за отсутствия  специализированной службы бухгалтерского  учета и ведения бухгалтерского  учета привлекаемыми специалистами  или лично руководителем;

- отсутствие необходимости подвергаться  обязательному аудиту;

- наличие стимулов к искажению  отчетности;

- низкий уровень менеджмента  в целом и финансового менеджмента,  в частности, а также экономического  образования ведущих специалистов.

В связи с применением МСА  «Существенность в аудите» рекомендуется  использовать показатели, наиболее подходящие для малого предприятия, – прибыль  до налогообложения, выручка от реализации, валюта баланса.

В связи с применением МСА  «Аудиторская выборка и другие процедуры  выборочного тестирования» у  малых предприятий рекомендовано  проверять:

- либо 100% элементов генеральной  совокупности;

- либо 100% определенной части генеральной  совокупности;

- либо 100% объектов с определенным  уровнем стоимости.

Как правило, малые предприятия  не производят переоценку основных средств  и не формируют резервы, источником которых являются либо финансовые результаты, либо чистая (реинвестированная) прибыль. В любом случае происходит лишь перераспределение  элементов, формирующих собственный  капитал, и некоторые отклонения в величинах данных показателей  не создадут каких-либо проблем для  аудитора при проверке правильности аналитических расчетов и подготовке последующих выводов, на которых  будут строиться принципалами (учредителями) управленческие решения.

Информация о наличии хозяйственных  средств и источниках их формирования позволяет и малым предприятиям, и индивидуальным предпринимателям:

- оценивать состояние своего  бизнеса (в определенный момент  времени) и его динамику (если  абсолютные показатели суммы  представить за ряд лет);

- описывать имущественное и  финансовое положение (экономический  потенциал) и на их основе  определять потенциал конкурентоспособности;

- осуществлять сравнительную (в  том числе и рейтинговую) оценку  в отраслевом сегменте региональной  экономики и экономической системы  «малое предпринимательство региона»;

- рассчитывать на возможность  привлечения государственных средств,  инвестируемых в ходе реализации  программ социально-экономического  развития регионов;

- привлекать кредитные ресурсы  на условиях объективной оценки  кредитоспособности;

- расширять масштабы своего  бизнеса на основе диверсификации  и различных вариантов комбинирования (в том числе посредством совместной  деятельности без образования  юридического лица).

Практика аудита малых предприятий, применяющих УСН и не ведущих  бухгалтерского учета, приводит к выводу, что порой акционеры годами пребывают  в глубоком заблуждении по поводу реальной картины финансового положения  своего предприятия и не представляют, как можно добиться его прозрачности. При этом проблема видится акционерам не в организации полноценного бухгалтерского учета, а в неправильности организации  служб учета, в уязвимости документарного обслуживания бизнес-процессов и  в отсутствии надлежаще оформленных  документарных единиц. Акционеры  в таком случае обращаются в аудиторские  организации не для проведения инициативного  аудита, а для оценки текущего состояния  документарного обеспечения компании и выработки рекомендаций по его  улучшению. По их мнению, финансовое положение  компании станет прозрачно, если будут  определены основные этапы по документированию управленческой отчетности и по организации  работы с документами, разработаны  служебные инструкции по документарному обеспечению для соответствующих  служб компании и положение по организации документооборота в  компании в целом. Между тем практика показывает, что работа в этой области  чаще всего не приводит к существенному  результату и представляется всего  лишь временной мерой, не способной  остановить общей тенденции.

 

2.4. Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий

 

С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических  субъектах аудиторской организации  следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности  бухгалтерской отчетности должно в  преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при  проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация  при сборе аудиторских доказательств  должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" и "Аналитические процедуры".

В ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое  внимание получению официальных  письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили  бы понимание своей ответственности  за организацию надлежащего ведения  бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской  отчетности, а также в необходимых  случаях привели бы свои аргументы  и высказали бы аудиторской организации  свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться  требованиями правила (стандарта) аудиторской  деятельности "Разъяснения, предоставляемые  руководством проверяемого экономического субъекта". Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских  доказательств, которой специалисты  аудиторской организации не должны доверять абсолютно.

В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной  базы таких субъектов, в том числе:

а) упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства;

б) упрощенный порядок представления  государственной статистической и  бухгалтерской отчетности;

в) допустимость использования (при  соблюдении необходимых условий) субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и представления  форм бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;

г) меры государственной поддержки  субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово-хозяйственную  деятельность;

д) влияние особенностей регионального  и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.

Информация о работе Аудит малых предприятий