Аудит малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы определить:
- организационные основы деятельности малых предприятий в РК;
- организацию аудита малых предприятий в РК;
- особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий.

Оглавление

Введение
1 Организационные основы аудиторской деятельности
1.1 Правовые основы функционирования малых предприятий в РК
1.2 Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям
1.3 Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
2. Организация аудита малых предприятий в РК
2.1 Особенности организации аудита малых предприятий
2.2 Планирование аудиторских проверок на малых предприятиях
2.3 Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий
2.4 Аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Аудиту.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

Для целей правил (стандартов) аудиторской деятельности и при  планировании соответствующих аудиторских  процедур аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь  соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями  организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких  экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации  к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и  средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Республики Казахстан.

Во время аудита малых  экономических субъектов особое внимание необходимо уделить следующим  потенциальным факторам риска:

а) учетные записи могут  вестись нерегулярно, без последовательного  соблюдения формальных требований, могут  не отражать реального положения  дел, что повышает риск искажений  бухгалтерской отчетности;

б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская  организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению  допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской  отчетности;

в) вследствие меньшего, чем  в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным  причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и  полномочий;

г) в условиях малых экономических  субъектов возможна ситуация, когда  сотрудники, ведущие бухгалтерский  учет, одновременно имеют доступ к  таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может  способствовать возникновению злоупотреблений;

д) если малый экономический  субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется  или занижается (с целью нарушения  требований налогового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);

е) при ограниченном числе  сотрудников, ведущих бухгалтерский  учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что  повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

 

 

2.3 Особенности  получения аудиторских доказательств  при аудите малых предприятий

 

   С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности.

   В ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта". Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.

   В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:

а) упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства;

б) упрощенный порядок представления  государственной статистической и  бухгалтерской отчетности;

в) допустимость использования (при соблюдении необходимых условий) субъектами малого предпринимательства  самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных  операций и представления форм бухгалтерской  отчетности на бланках, изготовленных  самостоятельно;

 

г) меры государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово-хозяйственную  деятельность;

д) влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических  субъектов.

   При получении аудиторских доказательств в ходе аудита субъекта малого предпринимательства, использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, аудиторской организации, в частности, следует рассмотреть:

а) обоснованность применения субъектом малого предпринимательства  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности исходя из нормативных  критериев, по которым субъекты малого предпринимательства подпадают  под действие такой системы;

б) соблюдение субъектом  малого предпринимательства порядка  отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и  расходов;

в) правильность исчисления валовой выручки или совокупного  дохода (исходя из соответствующего перечня  расходов).

   Использование компьютеров при аудиторской проверке малых экономических субъектов (в случае, когда такое использование имеет место) должно производиться в соответствии с разделом 8 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Проведение аудита с помощью компьютеров".[11]

   При формировании отчетности возникает необходимость изучения информации, относящейся ко всему периоду использования специального режима налогообложения.[12, С.36]

 

 

2.4 Аудит эффективности  системы «малое предпринимательство  региона»

 

    Устойчиво-воспроизводственный режим развития национальной экономики неразрывно связан с эффективным использованием ресурсов. При этом особую актуальность приобретает контрольная деятельность, осуществляемая аудиторами наряду с изучением законности совершаемых хозяйствующими субъектами (в том числе признаваемых малыми) финансово-хозяйственных операций.

   В систему государственного субсидирования вовлечено и малое предпринимательство, которое наряду с финансовыми потоками также получает право на освоение определенных объемов природных ресурсов, представляющих общенародное достояние. Система аудита эффективности представляет собой оценку экономичности, результативности и действенности использования государственных ресурсов при выполнении органами исполнительной власти и получателями бюджетных средств поставленных перед ними задач, касающихся стратегических социально-экономических программ и программ межведомственного характера.

В качестве составных элементов  оценки эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства  представляется логичным рассматривать  экономичность, продуктивность и результативность бизнеса.

Экономичность функционирования субъекта малого предпринимательства  может быть оценена с помощью  показателя относительной экономии (перерасхода) ресурсов, авансированных в бизнес:

- трудовых ресурсов;

- финансовых ресурсов;

- средств труда (среднегодовая  стоимость основных производственных  фондов);

- предметов труда (материальных  затрат).

Кроме того, могут использоваться качественные индикаторы оценки:

- трудоемкость единицы  производства (продаж);

- коэффициент закрепления  оборотных активов;

- фондоемкость основных  производственных фондов;

- материалоемкость производства (продаж).

Указанные показатели за ряд  лет аккумулируются ниже; там же приводятся их относительные значения, характеризующие динамику за год:

Динамика  основных показателей оценки эффективности  малых предприятий

-классификационный признак; 

-содержание; 

-целевые установки; 

-расчет и оценка динамики экономичности, продуктивности и результативности использования ресурсов, авансированных в бизнес;  

-предмет аудирования; 

-деятельность хозяйствующего субъекта, обеспечиваемая привлечением и использованием ресурсов;  

-методы аудирования;  

-комплексный анализ хозяйственно-финансовой деятельности субъекта; ситуационный, сравнительный анализ; разработка критериев оценки исходя из отличительных особенностей бизнеса; предпочтение неформальным (эвристическим) методам обработки исследования  

-оформление результатов аудита 

-формулирование выводов на основе собранных доказательств, генерируемых на всю генеральную совокупность исследуемого хозяйствующего субъекта; аргументация заключений и доказательств, имеющих конструктивный характер; дискуссионный характер возможности управленческих решений по результатам аудита;  

-информационная база (обеспечение) аудита; 

-учетные и иные доступные источники по фактам хозяйственной деятельности; трансформация информационного массива для целей аудирования (субъективно, на уровне интуиции и квалификации аудитора).  

   Продуктивность представляет собой соотношение полученных результатов и ресурсов, использованных для их достижения. При этом степень использования ресурсов должна быть максимально возможной. В качестве эталона при сравнении должны быть взяты наилучшие результаты, достигаемые при использовании и переработке ресурсов. В качестве расчетного (эталонного) объема предлагается использовать максимально возможный "выход" продукции из единицы исходного сырья (без ущерба качества продукции) в соответствии с принятой технологией производства и объемом потребленных (направленных в переработку) сырья и материалов.

Коэффициент продуктивности использования ресурсов (Кп) вычисляется  по формуле: Кп = Рф: Рр, где Рф - фактический объем продаж (производства) продукции, соответствующей эталону; Рр - расчетный объем продаж (производства) продукции, соответствующей эталону.

   Оценка и анализ продуктивности представляются целесообразными в условиях разработки и использования методик, нацеленных на отраслевые особенности бизнеса. В любом случае в качестве эталона, выступающего в качестве базы для сравнения, должны быть использованы наилучшие результаты, достигаемые при использовании и переработке исходного сырья (ресурсов).

   Результативность - степень достижения запланированных результатов. Как правило, хозяйствующие субъекты малого предпринимательства в качестве целевой установки определяют получение прибыли как таковой. Однако встречаются и такие цели, как максимизация прибыли или капитализация стоимости. Учитывая интересы всех участников хозяйственных отношений, возникающих в процессе функционирования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, критерии оценки результативности бизнеса (его эффективности) должны быть построены на комбинациях различных относительных показателей прибыльности:

- прибыль на продажу;

- прибыль на  активов;

- прибыль на собственного капитала;

- доля капитализованной  прибыли.

   Для практической работы аудитора значения указанных показателей за ряд лет удобно расположить в таблице, в которой также можно привести соответствующие эталонные значения и отклонения от них фактических значений. За эталон принимается высшее значение показателя, вычисленное по результатам анализа функционирования малых предприятий, работающих в данной отрасли или сфере бизнеса. Конечный социально-экономический эффект от функционирования малого предпринимательства (в условиях привлечения всех видов доступных для него ресурсов) может быть оценен с помощью системы экономических и социальных индикаторов. Однако в рамках оказания аудиторских услуг конкретному хозяйствующему субъекту, являющемуся малым предприятием или индивидуальным предпринимателем, оценивать конечный результат достаточно сложно, поскольку для этого необходим значительный информационный массив, не всегда доступный для отдельного аудитора. Но для государственных органов, занимающихся организацией и координацией деятельности малого предпринимательства в регионе, получение соответствующего информационного поля вполне реально. Для оценки конечного эффекта использования ресурсов малым предпринимательством применимы экономические и социальные индикаторы. К экономическим индикаторам относятся следующие:

Информация о работе Аудит малых предприятий