Аудит финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами курсовой работы являются:
теоретическое обоснование прибыли или убытка организации
рассмотрение характеристик финансовых результатов предприятия, их сущности и значения;
изучение классификации финансовых результатов
анализ формирования и распределения финансовых результатов от реализации продукции, прочих финансовых результатов:
анализ налогообложения и учета использования чистой прибыли

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….….....3
Глава 1. Бухгалтерский учёт финансовых результатов……………………………….…….5
1.1. Понятие финансовых результатов и их основная классификация…….…...….5
1.2. Учет формирования финансовых результатов………………………….………9
1.3. Налогообложение и учет использования и списания прибыли…………...….18
Глава 2. Аудит финансовых результатов…………………………………...………….…...26
2.1. Задачи, цели, источники и методы аудиторской проверки финансовых результатов ……………………………………………………………………….……….….26
2.2. Аудит формирования финансовых результатов ………………………….…..29
2.3. Аудит использования и списания прибыли ………………………...…….…..37
2.4. Аудиторские заключение по результатам проверки предприятия, его состав……………………………………………………………………………………..…....41
Заключение…………………………………………………………...…………………..…...46
Список используемой литературы …………….…………………….….…..…….…...……47
Приложения………………………………………………….……………………………….…48

Файлы: 1 файл

Аудит финансовых результатов.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

- «Нераспределенная прибыль»;

- «Непокрытый убыток».

Аудитор должен проверить правомерность использования прибыли. Показатели использования прибыли анализируются путем сопоставления записей в Главной книге, журналах-ордерах, других учетных регистрах,   а также данных первичных документов, смет с информацией, содержащейся в Отчете об изменениях капитала.

Чистая прибыль может быть использована на выплату дивидендов акционерам, создание и пополнение резервного капитала, погашение убытков прошлых лет.

 

Проверка правильности и обоснованности начисления дивидендов

Выплата дохода учредителям - одно из основных направлений расходования прибыли лет, учтенной на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Под дивидендами в бухгалтерском и налоговом учете понимается тa часть прибыли после налогообложения, которая распределяется между акционерами (участниками) предприятия пропорционально их доле в уставном (складочном) капитале. Величина прибыли, направляемой на выплату дивидендов определяется общим собранием акционеров. Решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются только общим собранием акционеров (собственников).

Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или  решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов. В акционерных обществах, если уставом общества срок выплаты дивидендов не определен, он не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов25.

Аудитору необходимо проверить  соблюдение организацией условий выплаты  дивидендов.

Аудитору необходимо проверить правильность отражения хозяйственных операций по выплате дивидендов на счетах бухгалтерского учёта:

Дебет 84 "Нераспределенная    прибыль (непокрытый     убыток)"    Кредит 75 "Расчеты с учредителями" субсчет 2 "Расчеты по выплате доходов" или 70 - начисление дивидендов       (доходов) по результатам      деятельности     

Дебет 75 "Расчеты  с учредителями" субсчет 2 "Расчеты  по выплате   

 доходов"  или 70  Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам"    - суммы налога на доходы от участия в организации      (налог на          прибыль, НДФЛ),    подлежащие удержанию у        источника выплаты  

Дебет 75 "Расчеты  с учредителями" субсчет 2 "Расчеты  по выплате     доходов" или 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (по    акциям трудового  коллектива)            Креит 50, 51, 52,  и др.    - выплата дивидендов (доходов)26.                  

Аудит   правомерности  и правильности произведенных отчислений в резервные фонды в соответствии учредительными документами и учетной  политикой

В процессе проверки операций по формированию и использованию средств резервных фондов, учтенных на счете 82 «Резервный капитал», аудиторы выясняют состав источников их создания и направления расходования. Устанавливается правильность документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета данных операций. Резервный капитал образуется за счет чистой прибыли, он имеет строго целевое назначение. В балансе отражается по соответствующей статье и включает резервный фонд, образованный в соответствии с законодательством, и резервы, образованные в соответствии с учредительными документами. Таким образом, резервный капитал подразделяется на резервный фонд, создаваемый предприятиями в обязательном порядке, и другие необязательные резервные фонды. Эти типы резервных фондов должны отражаться в балансе отдельно.

ООО может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества. Поэтому аудитору необходимо выяснить, создается ли резервный фонд в ООО согласно уставу общества. Если формирование резерва предусмотрено, то должен быть предусмотрен и размер отчислений. Например, в уставе может быть написано, что ежегодные отчисления составляют 5% от прибыли, а может быть написано, что они составляют 5% от прибыли, но только до достижения размера фонда 20% от размера уставного капитала27. Назначение резервного фонда ООО определяет самостоятельно в Уставе. Аудитор должен проследить, чтобы этот порядок был зафиксирован в этом документе ООО.

В АО создается резервный фонд в  размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала. Этот фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Аудитору важно отследить, чтобы по достижении установленного размера отчисления в резервный фонд были прекращены28. Кроме того, в АО существует определенное назначение резервного фонда: он предназначен для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

Поскольку размер фонда и порядок  его создания определены законодательством  или уставом общества, решения  общего собрания для этого не требуется, однако для формирования фонда (как  для ООО, так и для АО) желательно иметь подтверждающий документ. В любом случае резервный фонд создается проводкой:

Дебет 84 "Нераспределенная    прибыль (непокрытый     убыток)"    Кредит 82 "Резервный капитал" – создание резервного фонда

Аудит отражения в  учете и отчетности операций по покрытию убытков прошлых лет

     В случае получения  убытка аудитор проверяет наличие  решения о том, за счет каких  средств он покрыт, принятого  собственниками (учредителями) организации.

Убыток может быть погашен за счет:

  • целевых взносов акционеров (участников) организации;
  • средств резервного капитала;
  • средств нераспределенной прибыли прошлых лет29.

Для погашения убытков прошлых  лет за счет прибыли текущего года необходимо соблюдение 3-х условий:

1) наличие убытков прошлых лет,  не покрытых из других источников;

2) наличие прибыли текущего года, не распределенной на иные  цели;

3) наличие решения собственников  (акционеров).

В бухгалтерском учете при этом делается запись:

Дебет 84 "Нераспределенная    прибыль (непокрытый     убыток)"     Кредит 84"Нераспределенная    прибыль (непокрытый     убыток)"   – погашен убыток прошлых лет прибылью отчетного года.

В ООО может быть создан специальный  фонд именно для покрытия убытков  прошлых лет. В него в соответствии с уставом ежегодно производятся отчисления в определенном размере, а при наличии убытка производится списание.

В АО погашение убытков производится за счет резервного фонда, создание которого в размере 5% от УК является для них  обязательным :

Дебет 82 "Резервный  капитал"  Кредит 84 "Нераспределенная    прибыль (непокрытый     убыток)"    – погашен убыток за счет ранее созданного резерва.

Но в любом случае для этого  необходимо решение собрания акционеров.

 

Аудит других направлений  использования прибыли

Организации могут создавать фонд накопления, фонд социальной сферы, фонд потребления и др.

Виды фондов, источники их образования  и пополнения, порядок расходования определены:

- в учредительных документах,

- в особых положениях о фондах, разрабатываемых и принимаемых  организациями, 

- а также в законах и иных правовых актах.

Кроме того, уставом АО может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства используются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых работниками-акционерами этого общества.

При указании в уставе какого-либо фонда распределения прибыли, аудитору необходимо проверить, соблюдаются  ли условия образования этого  фонда, с указанными в уставе.

 

 

2.4. Аудиторские заключение по  результатам проверки предприятия, его состав

 

Завершающий этап аудита (обобщение  и оформление результатов проверки) не менее важен, чем предыдущие этапы (планирование аудита и осуществление  аудита). На завершающем этапе аудитор  должен обобщить всю полученную в  ходе проверки и сосредоточенную в его рабочей документации информацию, обработать ее определенным образом и сформировать на этой базе свое профессиональное мнение о достоверности бухгалтерскй отчетности.

Результаты этой работы аудитор  должен оформить в виде двух итоговых документов: письменной информации (отчета) и аудиторского заключения, которые передаются экономическому субъекту.

Отчет — это документ, составляемый аудитором и предназначенный для заказчика аудиторской проверки. Целью этого документа является доведение до заказчика сведений о методах, использованных при проведении проверки, о всех отмеченных аудитором ошибках, нарушениях, неточностях, о том, какие меры должны быть приняты для устранения отмеченных недостатков, об основных результатах аудиторской проверки (содержатся или нет существенные ошибки в бухгалтерской отчетности, осуществлялись финансово-хозяйственные операции в соответствии с установленным порядком или же с существенным отклонением от него)30.

Согласно требованиям федерального стандарта «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» и по сложившейся практике в отчете должно быть представлено следующее:

  • реквизиты аудиторской организации (официальное наименование, юридический и почтовый адрес, номер и дата выдачи лицензии, перечень аудиторов, принимавших участие в проверке, с указанием номеров их квалификационных аттестатов);
  • реквизиты проверяемой организации (официальное наименование, юридический и почтовый адрес, перечень должностных лиц,   ответственных за составление бухгалтерской отчетности);
  • указание проверяемого периода времени;
  • результаты оценок, осуществленных в процессе планирования  аудита (оценка надежности системы внутреннего контроля, оценка составляющих и аудиторского риска в целом, оценка уровней   существенности выбранных базовых показателей);
  • описание использованных аудиторских процедур;
  • выявленные в ходе планирования и осуществления проверки недостатки в организации бухгалтерского учета и в системе внутреннего контроля, ошибки и нарушения при осуществлении финансово-хозяйственных операций, в ведении учета и при составлении отчетности;
  • количественная оценка (при наличии такой возможности) ожидаемых ошибок в отчетных данных;
  • сведения о проверках обособленных подразделений экономического субъекта;
  • рекомендации и предложения по устранению выявленных ошибок и нарушений, совершенствованию системы бухгалтерского учета и повышению надежности системы внутреннего контроля;
  • анализ выполнения рекомендаций аудитора, высказанных в письменной информации по результатам проверки предшествующего   периода;
  • анализ влияния высказанных аудитором замечаний на достоверность бухгалтерской отчетности и аргументация причин, обусловливающих подготовку аудиторского заключения данного вида (безусловно-положительного, условно-положительного, отрицательного, отказа от выражения мнения).

Отчет должен быть подписан аудиторами и привлеченными экспертами, непосредственно  проводившими проверку, либо, если проверку осуществляла значительная группа аудиторов, то руководителем этой группы. Конкретный порядок подписи отчета устанавливается внутрифирменным стандартом.

Аудиторское заключение содержит выраженное установленным образом мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта и о соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

Заключение представляет единый документ, который включает вводную, аналитическую  и итоговую части и  дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Вводная часть должна включать:

  • название документа в целом («Аудиторское заключение»);
  • юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы (фамилию,  имя, отчество аудитора, работающего самостоятельно, и его стаж  работы);
  • номер, дату выдачи и наименованием органа, выдавшего аудиторской фирме (аудитору) лицензию на осуществление аудиторской   деятельности, а также срок действия лицензии;
  • номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы (регистрационного свидетельства предпринимателя);
  • ИНН, номер расчетного счета аудиторской фирмы (аудитора);
  • фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите.

Аналитическая часть аудиторского заключения содержит информацию об общих результатах проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, надежности системы внутреннего контроля, соблюдении экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Аналитическая часть представляет собой отчет аудитора и адресуется администрации предприятия. В ней должны быть изложены результаты проверки состояния внутреннего контроля, организации и ведения бухучета и отчетности, данных о проверке соблюдения субъектом законодательных и нормативных актов при ведении производственно-хозяйственной деятельности.

Аналитическая должна включать:

  • свое название;                                            
  • указание, кому адресована аналитическая часть;
  • наименование экономического субъекта;
  • объект аудита (например, бухгалтерская отчетность за такой-то   год);
  • общие результаты оценки надежности системы внутреннего контроля, описание выявленных в ходе проверки существенных не  соответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности проверяемого предприятия;              
  • общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, описание выявленных в ходе проверки существенных   ошибок и нарушений в ведении учета и составлении бухгалтерской отчетности;
  • общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, описание выявленных в ходе проверки существенных несоответствий совершения этих операций требованиям действующего законодательства.

Информация о работе Аудит финансовых результатов