Аудит бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в практической значимости составления финансовой отчётности и проведения аудита бухгалтерской финансовой отчетности.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ бухгалтерской отчетности, исследование организационно-методических основ аудита бухгалтерской финансовой отчётности, в частности, основ проведения внутреннего аудита для конкретной организации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы аудита бухгалтерской отчетности…..6
1.1. Бухгалтерская отчетность экономического субъекта как
информационная база аудита…………………………………6
1.3. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности…………..8
1.2. Этапы проведения аудита бухгалтерской отчетности……..9
1.4. Основополагающие принципы проведения аудита………14
1.5. Критерии аудита бухгалтерской отчетности
организации……………………………………………………16
Глава 2. Аудит бухгалтерской отчетности……………………………..22
2.1. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности………………22
2.2. Первичный аудит начальных и сравнительных
показателей бухгалтерской отчетности…………………….31
2.3. Аудит оценки статей бухгалтерского баланса……………...33
2.4. Проверка составления «Отчета о прибылях и убытках»…44
2.5. Письменная информация аудитора руководству по
результатам проведенного анализа………………………….46
Заключение………………………………………………………………….47
Список литературы ………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

АУДИТ.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

- аудитору - оптимально поставить задачу и определить временные рамки для получения достаточных гарантий и доказательств в отношении того, что содержащаяся в документах информация и прочие источники данных могут служить надежной основой для подготовки финансовой отчетности;

- клиенту - сформировать сознательное отношение к возможностям и специфике аудиторской деятельности, существующим ограничениям, познакомиться с понятиями риска и существенности, прочей терминологией и на этой базе определить степень своей готовности нести соответствующие затраты и выполнять соответствующие обязательства.

При планировании составляется вопросник по двум направлениям: по изучению бухгалтерского учета и по оценке внутреннего контроля.

После чего делается вывод о состоянии внутреннего контроля на предприятии.

Необходимым условием этапа планирования является расчет существенности и аудиторского риска. При этом используется стандарт «Существенность и аудиторский риск» .

С точки зрения аудита, под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. При этом под существенностью информации понимается свойство, которое делает ее (информацию) способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации. Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская фирма должна основываться на внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не устанавливают более жесткие требования.

Существенность тесно связана с аудиторским риском: между ними существует обратная зависимость, то есть чем выше существенность тем ниже аудиторский риск и наоборот.

Под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения, в случае когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.

Следующим этапом планирования является составление плана и программы аудита.

Общий план аудитора должен служить руководством при осуществлении аудита.

Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур. Программа служит подробной инструкцией и одновременно средством контроля качества аудита. При составлении плана и программы аудита необходимо руководствоваться стандартом «Планирование аудита» .

В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором в ходе проверки от клиента и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение по предмету проверки. Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, а также сведения из других источников. Таким образом все аудиторские доказательства можно разделить на три вида:

  1. Внутренние – информация, полученная от экономического субъекта
  2. Внешние – информация, полученная от третьей стороны
  3. Смешанные – информация, полученная от экономического субъекта и подтвержденная третьей стороной.

Наибольшую ценность и достоверность представляют внешние доказательства, затем смешанные и внутренние. По степени получения наиболее достоверны доказательства, полученные самим аудитором.

Собранные доказательства отражаются в рабочих документах аудитора в виде записей об оценке внутреннего контроля, бухгалтерского учета, а также соблюдения нормативных актов. Аудиторские доказательства используются при составлении аудиторского заключения.

Собирая аудиторские доказательства можно применять следующие процедуры:

- арифметический расчет

- инвентаризация

- проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных    операций 

- подтверждение

- запрос

- устный опрос персонала

- проверка документов

- прослеживание

- аналитические процедуры

В соответствии с законом об Аудиторской деятельности аудит должен сопровождаться обязательным документированием. Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией. Документация создается на всех этапах аудита. К моменту представления аудиторского заключения вся рабочая документация должна быть создана и завершена оформлением. Документы аудитора должны иметь обязательные реквизиты:

  1. Наименование документа
  2. Наименование экономического субъекта
  3. Период, за который проводится аудит
  4. Дату выполнения аудиторской процедуры
  5. Содержание
  6. Подпись

Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой отчетности. Принцип предполагает, что аудируемое лицо будет продолжать свою деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения ликвидироваться. Поэтому на данном этапе необходимо проанализировать существуют ли какие-либо события, которые дают сомнение в непрерывности деятельности.

На завершающем этапе работы аудитор оформляет полученные результаты в виде двух итоговых документов: письменной информации (отчета) и аудиторского заключения, которые передает экономическому субъекту. При этом используется правило стандарт «Аудиторское заключение».

Целью письменной информации (отчета) является доведение до заказчика сведений о методах, использованных при проведении проверки; о всех отмеченных аудитором ошибках, нарушениях, неточностях; о том, какие меры должны быть приняты для устранения отмеченных недостатков, об основных результатах аудиторской проверки (содержатся или нет существенные ошибки в бухгалтерской отчетности, осуществлялись финансово-хозяйственные операции в соответствии с установленным порядком или же с существующим отклонением от него).

Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта. Оно содержит выраженное установленным образом мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта и о соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РК. Форма, порядок и содержание аудиторского заключения определены  аудиторскими стандартами, согласно которым аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

По итогам проверки аудитор может выдать безусловно-положительное аудиторское заключение, условно-положительное, отрицательное или отказаться от выражения своего мнения.

В случае если после подписания аудиторского заключения возникают событи после отчетной даты , необходимо принять их во внимание, независимо от того благоприятные они или неблагоприятные.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Основополагающие принципы проведения аудита

 

Организация системы бухгалтерского учета и отчетности - важный момент в проведении аудита. Данная работа включается как в план, так и в программу аудиторской проверки.

В план включаются основные вопросы, необходимые для проверки, а программа содержит детальный перечень необходимых процедур и рабочую документацию аудитора.

Аудиторские процедуры аудитора по оценке состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в организации включают получение базовой информации о клиенте, в том числе данных о специфике его деятельности, системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, программном обеспечении и т.д.; исследование и оценка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля; определение уровня аудиторского риска и уровня существенности; изучение учетной политики организации, оценка ее полноты и соответствия принятых положений действующему законодательству, проверка раскрытия существенных способов ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке за отчетный год (п. 15, п. 23 ПБУ 1/98 [16]); формирование выводов.

Рабочие документы аудитора: порядок предварительной экспертизы; общие сведения об организации; состав бухгалтерии; оценка внутрихозяйственного риска; оценка эффективности бухгалтерского учета в организации; система внутреннего контроля и первичная оценка ее надежности; подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля; определение оценки эффективности системы бухгалтерского учета и достоверности системы внутреннего контроля; взаимосвязь между компонентами аудиторского риска; определение общего уровня существенности; распределение общего уровня существенности; опросный лист по планированию проверки учетной политики и системы бухгалтерского учета организации; анкета (контрольный лист) по проверке учетной политики и системы бухгалтерского учета организации; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита.

Аудиторские процедуры: проведение опроса; сбор исходных данных для проведения краткого анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; выполнение краткого анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; изучение результатов краткого анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и формирование выводов; при наличии серьезных сомнений в способности организации продолжать свою деятельность в обозримом будущем - проведение опроса и формирование выводов по вопросам, связанным с решением проблем, возникших в организации; формирование выводов.

Рабочие документы аудитора: опросный лист соблюдения принципа непрерывности деятельности; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности организации; анкета (контрольный лист) по проверке соблюдения принципа непрерывности деятельности; опросник-анкета по вопросам, связанным с решением проблем, возникших в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Критерии аудита бухгалтерской отчетности организации.

 

Правильная и рациональная организация процесса аудита, выбора необходимых и достаточных аудиторских процедур основана на четком понимании критериев бухгалтерской отчетности.

Как неоднократно отмечалось, согласно действующим законодательным и нормативным актам основная цель аудита бухгалтерской отчетности - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [6] под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности понимается степень точности содержащихся в ней данных, которая позволяет пользователю этой отчетности на их основании делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

В соответствии с п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [19] достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При этом важно не только «формальное» соблюдение правил, но и подготовка бухгалтерской отчетности таким образом, чтобы она давала достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации и его изменении, финансовых результатах ее деятельности.

На аудитора возлагается ответственность за формирование объективного мнения о степени достоверности представленной аудируемым лицом отчетности и составления соответствующего заключения, которое должно служить ориентиром для пользователей бухгалтерской отчетности при определении степени объективности представленных в отчетности данных и предупреждать о существующих или вероятных отклонениях в этой отчетности.

Мнение аудитора о достоверности, или недостоверности, или недостаточной степени достоверности бухгалтерской отчетности должно основываться на собранных в ходе аудита необходимых и достаточных доказательствах. При этом сбор и анализ аудиторских доказательств должны осуществляться на систематизированной основе, обосновывая уверенность аудитора в определенном выводе относительно достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности. Такой подход реализуется путем применения так называемых предпосылок подготовок финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые представляют собой более «конкретные», «детализированные» подцели аудита.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности