Анализ и учет налогов на имущество физических и юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.
Для формирования обоснованной и правильной налоговой базы по конкретному виду налога государство предусмотрело специальную систему виде двух взаимосвязанных систем учета - налогового и бухгалтерского, который является его основой.

Файлы: 1 файл

КР Ращевский И Анализ и учет налогов на имущество.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

- полугодие - следует уплатить  не позднее 30 июня;

- девять месяцев - следует  уплатить не позднее 30 сентября;

- по итогам налогового  периода не позднее 30 января года, следующего за отчетным.

Отчетность по налогу на имущество организации

1. Налогоплательщики налога  на имущество обязаны представить  налоговую декларацию (по итогам  всего налогового периода) и налоговый расчет (по итогам каждого отчетного периода) в налоговый орган:

1) по месту своего нахождения (т.е. по месту, где организация  состоит на налоговом учете);

2) по месту нахождения  каждого из своих обособленных  подразделений (если последние  имеют отдельный баланс). При этом возможно, что обособленные подразделения организации расположены в разных субъектах РФ: В этом случае необходимо представлять налоговую декларацию (расчет) по форме, утвержденной в каждом из субъектов РФ (если они воспользовались правом утверждать формы отчетности по налогу на имущество, например Ставропольский край и Ростовская область);

3) по месту нахождения  каждого объекта недвижимости;

4) по месту нахождения  российской организации - в отношении  имущества, расположенного в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ (например, в Греции, в Армении);

5) по месту постановки (в российском налоговом органе) на налоговый учет постоянного  представительства иностранной организации (см. об этом также комментарий к ст. 375 НК) - в отношении имущества, расположенного в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ.

2. Налоговые декларации (упомянутые  в ст. 386 НК) необходимо представлять:

1) не позднее  30 марта после окончания соответствующего  налогового периода (если только  организация не была создана  после начала календарного года, в период с 1 по 31 декабря, по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 N СА3-3-21/224:

- формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам)(Приложение А);

- инструкция по заполнению указанной налоговой декларации и налогового расчета.

 

 

 

2 Организация учета расчетов по налогам и сборам

2.1 Налоговый учет организации, как часть системы учета налоговых обязательств предприятия

 Одним из проблемных вопросов налогообложения в РФ является необходимость ведения налогового учета в связи с вступлением в силу с 1 января 2002 года главы 25 «Налог на прибыль организаций» в части второй НК РФ.[1]

 Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка отражения в регистрах информации об объектах учета. Налогоплательщик может разработать регистры самостоятельно или взять за основу те, что разработаны МНС России. Последние представляют собой перечень основных показателей, необходимых для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными главой 25 НК РФ.

Налоговый учет представляет собой  систему обобщения информации с  целью определения налоговой  базы для исчисления налога на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с установленным  порядком. Согласно НК РФ налогоплательщик организует систему налогового учета самостоятельно, исходя из принципов последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок же ведения последнего устанавливается налогоплательщиком в учетной  политике для целей налогообложения, утвержденной соответствующим приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

Действовавший ранее порядок определения  налогооблагаемой прибыли предусматривал использование показателя балансовой прибыли, то есть прибыли по бухгалтерскому учету. Для целей налогообложения балансовую прибыль корректировали в «Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога (налоговой декларации) от фактической прибыли» без отражения в бухгалтерском учете. Новый порядок предусматривает исчисление налоговой базы по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета.

Цель налогового учета – формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей  налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного  (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов. Из данного определения видно, что цели налогового учета несколько иные, чем у бухгалтерского[8]. Оба учета должны: формировать полную и достоверную информацию, но бухгалтерский – о деятельности организации и его имущественном положении, а налоговый – о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода; обеспечивать информацией внутренних и внешних пользователей. Бухгалтерский – для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций, а налоговый – для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога [5].

Данные налогового учета  должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок  определения доли расходов, учитываемых  для целей налогообложения в  текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Законодательно установлено, что подтверждением данных налогового учета являются:  первичные документы (включая бухгалтерскую справку); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы. Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных документах, аналитических данных налогового учета, с тем, чтобы отразить ее в расчете налоговой базы. Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных  документов налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и включает в приложение к учетной политике для целей налогообложения.

В настоящее время  существуют различные варианты  организации налогового учета: 1) ведение  учета по правилам бухгалтерского учета  и по его данным получение данных налогового учета; 2) ведение учета по правилам налогового учета и по его данным получение бухгалтерского учета; 3) ведение параллельно бухгалтерского и налогового учета.

Первый подход фактически предполагает сохранение применяемой  ныне схемы расчета прибыли, подлежащей налогообложению. Он базируется на том, что в течение одного отчетного периода все хозяйственные операции отражаются только в регистрах бухгалтерского учета. В конце периода данные бухгалтерского трансформируются в данные налогового учета. Преимуществом такого подхода является сохранение устойчивой и контролируемой связи между бухгалтерским и налоговым учетом. Недостаток же заключается в невозможности получить отдельные данные налогового учета, учитываемые при расчете налоговой базы, например, о суммах  штрафных санкций за нарушение условий договоров и так далее.

В основе второго подхода  лежит принцип приоритета. В этом случае для налогоплательщиков более  важной задачей считается соблюдение норм и правил, изложенных в главе 25 НК РФ (по сравнению с нормами и правилами бухгалтерского учета). Он базируется на том, что в течении отчетного периода первичные документы и другие оправдательные документы отражаются в регистрах налогового учета, а по его завершении данные налогового учета трансформируются в данные бухгалтерского учета с отражением на счетах.

 Этот подход позволяет  наиболее полно учесть все  нюансы признания отдельных видов  доходов и расходов для целей  налогообложения. Однако при этом  бухгалтерскому учету отводится  второстепенная роль, что является  неприемлемым. Существенным недостатком подхода следует признать необходимость отражения в регистрах налогового учета той информации, которая не имеет отношения к определению налоговой базы,  например, о начислении дивидендов, получении наличных из банка, внутрихозяйственных расходах и т.д.

Третий подход базируется на том, что данные бухгалтерского и  налогового учета формируются параллельно  и независимо друг от друга. С точки  зрения достижения конечной цели обоих  видов учета этот подход представляется правильным, поскольку позволяет в каждой системе учета интерпретировать факт хозяйственной деятельности в соответствии с нормами и правилами, установленными для этой системы. Недостатком подхода является значительное увеличение объема учетной работы.

В налоговом учете  не предусмотрен специальный (налоговый) план счетов – он ведется в соответствии с системой налоговых регистров. При этом согласно НК РФ предприятия сами определяют, как эти регистры будут формироваться, однако вести их необходимо. На основании информации данных регистров в дальнейшем должны будут строиться показатели регистров формирования отчетных данных, которые затем переносятся в налоговую декларацию, то есть объем работы бухгалтера увеличился и усложнился.

Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание совершенствованию законодательства о налогах и сборах, в частности:  совершенствование налога на прибыль организаций; совершенствование налога на добавленную стоимость; индексация ставок акцизов; совершенствование налога на доходы физических лиц; введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц; совершенствование налога на добычу полезных ископаемых; совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов; международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговый  учет по налогу на имущество организации  формируется на предприятии с  целью обоснования расчета налоговых  платежей в бюджет по отчетным периодам, а также по результатам года(налогового периода).

Налоговый учет налога на имущество не ведется, однако предприятие обязано с помощью налоговых регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно формировать налоговую базу по данному налогу. Зачастую, для этого используются уже сформированные типовые формы, применяемые в таких программных продуктах для ведения бухгалтерского учета, как 1С бухгалтерия 7.7, 1С бухгалтерия 8.0, 1С предприятие и т.д.

В результате такого использования программных продуктов формируется уже заполненная декларация(или расчет за соответствующий отчетный период), а также формируется бухгалтерская запись, в соответствии с настройками программы, внесенными бухгалтером при утверждении учетной политики на очередной финансовый год.

 

2.2 Бухгалтерский учет налогов на предприятии

Бухгалтерский учет налогов  ведется на 68 счете. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с на доходы работников этой организации, по которым данное предприятие исполняет обязанности налогового агента.

Счет 68 «Расчеты по налогам  и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты в корреспонденции с соответсвующими счетами[18, с. 128].

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»  отражаются суммы, фактически перечисленные  в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные  со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». По своему строению счет 68 является активно- пассивным. Аналитический  учет  расчетов  по  налогам  и сборам ведется по каждому виду платежей.

В соответствии с утверждаемым в организации рабочим планом счетов, к   счету  68  «Расчеты  по налогам и сборам» могут быть открыты субсчета:

68-1 «Налог на прибыль организации»;

68-2 «Налог на доходы физических лиц»;

68-3 «Налог на добавленную стоимость»;

68-4 «Налог на имущество организации»;

68-5 «Налог на землю»

68- n  -«налоги уплачиваемые предприятием по видам налогов».

     В бухучете начисление и уплату налога на имущество также учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Порядок бухучета начисленных сумм налога на имущество законодательно не установлен. Письмом от 5 октября 2005 г. № 07-05-12/10 Минфин России порекомендовал включать эти суммы в состав расходов по обычным видам деятельности. Если согласиться с этой точкой зрения, то в бухучете начисление налога на имущество нужно отразить проводкой: 

Дебет 20 (23, 25, 26) 44 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» 
– начислен налог на имущество.

Однако такой  вариант повлечет за собой появление  разниц между данными бухгалтерского и налогового учета. Чтобы избежать их, суммы начисленного налога на имущество целесообразнее включать в состав прочих расходов: 
 
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» 
– начислен налог на имущество.

Информация о работе Анализ и учет налогов на имущество физических и юридических лиц