Анализ безубыточности. Задачи анализа безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объёма и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности – определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ.doc

— 83.00 Кб (Скачать)
  1. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ. ЗАДАЧИ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

 

1.1 Понятие анализа  безубыточности

 

Руководителю  любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объёма и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности – определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его  расходы.

Одним из мощных инструментов менеджеров в определение  точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства или анализа соотношения «затраты – объём – прибыль» (Cost – Volume – Profit; CVP – анализ).

Этот вид  анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования  и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям  предприятий выявить оптимальные  пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объёмом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Анализ безубыточности предполагает исследование взаимосвязи  затрат, объёма производства и прибыли. Указанные взаимосвязи формируют  основную модель финансовой деятельности, которая используется для краткосрочного финансового планирования и оценки альтернативных решений. Это – так называемое ресурсное или товарное планирование, когда анализируются и планируются не денежные потоки, а выручка и затраты предприятия. При помощи анализа безубыточности легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря анализ «затраты – объём – прибыль» позволяет получить ответ на вопрос, как повлияет на прибыль изменение какого-либо одного или нескольких параметров производственного процесса.

Цель анализа  безубыточности заключается в поиске таких условий работы предприятия, при которых  оно генерирует прибыль. Вопросы максимизации денежного  потока рассматриваются на следующем этапе планирования – при составление и контроле бюджета денежных средств.

Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли  предшествуют бюджетированию: если установлено, что предприятие способно генерировать прибыль, то можно переходить к планированию положительных денежных потоков. В противном случае следует основательно изучить причины убытков и добиться получения положительного финансового результата, а за тем снова вернуться к вопросам планирования денежных потоков.

К анализу безубыточности целесообразно обращаться в следующих ситуациях:

- создание нового  предприятия;

- анализ производственных  и маркетинговых стратегий;

-  принятие  комплекса решений, связанных  с внедрением нового продукта;

- модернизация  производственных мощностей;

- изучение последствий  снятия/постановки изделий из/на  производства;

- изменение  объёма производства и/или номенклатуры  выпускаемых изделий.

Этот метод  может использоваться и как вспомогательное  средство при управлении финансовыми  ресурсами предприятия. При этом преследуется цель изучения изменений следующих параметров, отражающихся на величине прибыли: цен, объёмов производства (продаж), постоянных и переменных затрат.

Как известно, существует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская.

Экономическая модель поведения затрат, объёма производства и прибыли представлена на рисунке  №1.

 

 

Рисунок 1. Диаграмма безубыточности по экономической модели

 

В соответствии с данной моделью предприятие может наращивать объемы продаж только путём уменьшения цены реализации единицы продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъём, а затем опускается вниз. Это связано с тем, что в определённый момент положительный эффект от увеличения объёма продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен.

 

Как видно из рисунка 1, линия  выручки от реализации пересекает линию  общих затрат в двух точках.

Это означает, что в экономической  модели безубыточности существует два  уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, то есть две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные издержки, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба.

При построении бухгалтерской  модели делается допущение о неизменности переменных издержек и цены реализации единицы продукции, в результате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от изменения объёма производства и реализации имеет линейный характер. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели отражена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели

 

Из рисунка 2 видно, что  в бухгалтерской модели, в отличии  от экономической, одна, а не две точки безубыточности. Поэтому с увеличением объёма производства, зона прибыли расширяется и наиболее прибыльным становится производство при максимальной загрузке производственных мощностей.

При анализе безубыточности по бухгалтерской модели используется не только графический, но и математический подход к отражению и обработке исходной информации о затратах и результатах деятельности предприятия. В соответствии с данной моделью математическая зависимость между прибылью, объёмом производства и затратами имеет следующий вид:

 

PR = pq - c – vq                                                                          (1)

 

где PR - прибыль от реализации продукции, денежных единиц; p - цена реализации единицы продукции, денежных единиц; q - количество проданных единиц продукции, натуральных единиц; c - совокупные постоянные затраты, денежных единиц; v - переменные затраты на единицу продукции, денежных единиц.

На основе формулы (1) легко  проводится решение основных задач  анализа безубыточности: определение  точки безубыточности; определение объёмов производства для получения целевой прибыли; определение цены в анализе безубыточности.

Точка безубыточности - это  такой объём продаж продукции, при  реализации которого выручка от продаж покрывает совокупные затраты. В  этой точке выручка не позволяет компании получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. В соответствии с чем согласно выражению (1) формула для определения точки безубыточности (Qk) примет следующий вид:

 

Qk = c / (p - v)                                                                            (2)

 

 Анализ безубыточности  позволяет определить количество  единиц продукции Qпл, которое  необходимо произвести и реализовать  для получения запланированной  прибыли PRпл. Исходя из формулы  (1) искомый объём продукции (Qпл) рассчитывается как:

 

Qпл = (PRпл + c) / (p - v)                                                            (3)

 

С помощью анализа безубыточности можно также принимать и ценовые  решения. На основе формулы (1) (учитывая, что в точке безубыточности PR=0) минимально допустимая цена за единицу продукции, обеспечивающая покрытие совокупных затрат, будет определяться следующим образом:

 

Рmin = (c + v q) / q                                                                         (4)

 

 Формула (4) служит отправной для расчёта цены, которую требуется установить для получения запланированного размера прибыли (Pпл):

 

Pпл = (c + v q + PRпл) / q                                                           (5)

 

Следует отметить, что математический аппарат для  проведения анализа безубыточности разработан лишь применительно к  бухгалтерской модели, на основе которой  и ведутся все практические расчёты. Вместе с тем допущения, положенные в основу данной модели могут искажать достоверность результатов проводимого анализа.

К числу наиболее существенных в бухгалтерской модели относится предположение о неизменности цены реализации единицы продукции. С точки зрения адекватности действительности такое допущение не всегда приемлемо для предприятий.

Для автоматизации  расчётов по формулам удобно воспользоваться  программой электронных таблиц. Для  этих целей может подойти, в частности, программа Excel.

 

    1. Задачи анализа безубыточности

 

Анализа безубыточности предусматривает следующие задачи:

- определение точки безубыточности, то есть определение такой минимальной величины дохода, при которой полностью окупаются все издержки (прибыль при этом равна нулю);

- определение количества единиц продукции, которое надо реализовать для получения запланированной прибыли;

- установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне;

- выбор наиболее эффективных технологий производства;

- принятие оптимального производственного плана.

Отсюда совершенно очевидно, что анализ безубыточности является одним из методов анализа спроса в условиях рыночной экономики.

 

    1. Основные стадии процесса планирования безубыточности

 

1. Изучение и  оценка ситуации на предприятии  и рынках сбыта. Подразумевается  анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами понимается анализ: затрат с учетом возможностей их минимизации, которая зависит не только от производственного и технического уровня, но и от уровня менеджмента на предприятии и деятельности служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются как объективные особенности рыночной среды, оказывающие положительное или отрицательное влияние на деятельность предприятия, К числу таких факторов относятся:

- доля рынка, контролируемая предприятием, и тенденций к ее изменению;

- деятельность  конкурентов;

- изменение  предпочтений потребителей;

- прочие внешние  факторы (измерение общей ситуации  в стране, непредвиденные обстоятельства).

2. Прогноз влияния  будущих цен на факторы производства и себестоимости готовой продукции. На основе информации, полученной на первом этапе, осуществляется прогнозирование ценовых факторов товарного рынка. Для этого рассматриваются статистические показатели, анализируется их динамика, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рывке. На этом же этапе определяются меры противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности, могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска посредством использования товарных фьючерсов и опционов.

3.  Расчет  переменных и постоянных затрат. Применяя различные методы исследования затрат, следует рассчитать себестоимость производимой продукции, а также спланировать объем незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, рассчитываются предположительные источники их формирования.

4.  Расчет  точки безубыточности. На основании  данных о постоянных и переменных  затратах, а также предположительной  цены реализации определятся  точка безубыточности. Оценивается  степень влияния операционного рычага для данного предприятия, запас финансовой прочности. Рассматриваемые величины, несомненно, зависят от воздействия внешней среды.

5. Определение  (корректировка) ценовой политики  предприятия. На основе анализа  будущего состояния рынка определяется уровень цен, при которых достигается необходимый (оптимальный) объем реализации. После этого вновь пересчитывается точка безубыточности. Если полученная величина не удовлетворяет требованиям безубыточности, цена корректируется и повторяется расчет точки безубыточности. Если не достигнута приемлемая величина маржинальной прибыли, необходимо повторить анализ затрат, обращая внимание на их снижение.

Реализация  подобного процесса приводит в конечном итоге к получению оптимальных  величин ключевых показателей.

6. Принятие окончательного  плана. На основе скорректированных  цен реализации и объемов производства  производится окончательный расчет  точки безубыточности и составляется  финансовый план с разбивкой  по периодам.

7.  Контроль  безубыточности. Включает контроль ряда показателей: производственных затрат, себестоимости, объема продаж, поступления доходов. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном наблюдении за полученными доходами и текущими затратами предприятия, определении положения его относительно точки безубыточности.

 

    1. Математический метод определения точки безубыточности

 

Анализ взаимосвязи  затрат объема деятельности и прибыли.

 

1. Цель и методы  анализа взаимосвязи: затраты  – объем – прибыль.

 

Каждый менеджер хотел бы знать:

Какой объем деятельности обеспечит компенсацию всех затрат?

Какое количество товаров следует продавать для  получения желаемой прибыли?

Информация о работе Анализ безубыточности. Задачи анализа безубыточности