Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

Процессуальные нормы бюджетного права находят свое отражение в специальном институте — бюджетном процессе. Значимость бюджетного процесса и необходимость его регламентации предопределены принципами бюджетной системы государства (единство, сбалансированность, достоверность, гласность и другие). Практически во всех странах вопросы, связанные с бюджетным процессом, регулируются конституционными положениями либо специальными законодательными актами. В Российской Федерации правовые основы бюджетного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………5
2. Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………13
3. Стадии бюджетного процесса…………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..29
Литература………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 69.38 Кб (Скачать)

Участниками бюджетного процесса, обладающими  бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете на очередной год, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

2. Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (БК РФ, НК РФ) и др.

3.  Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет выступает как координирующий центр управления финансами.

4.  Министерство финансов России, ответственный за составление и исполнение бюджета, обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство; представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и пр.

5.  Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, установленным БК РФ; открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ; устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стадии бюджетного процесса

Традиционно бюджетный процесс  делится на четыре стадии:

1)Стадия составления проекта бюджета. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства  Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и местных администраций муниципальных  образований.

Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований6.

Проект федерального бюджета и  проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты  территориальных государственных  внебюджетных фондов (проекты местных  бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной  финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным  правовым актом представительного  органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.

В случае, если проект бюджета субъекта Российской Федерации (проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа) составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального района, городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа)7.

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового  обеспечения расходных обязательств.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что проект федерального бюджета  и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта бюджета  основывается на:

-Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

-прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

-основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание президента РФ (губернатора субъекта РФ) - это документ, содержащий основные направления финансовой политики государства, ожидаемые величины бюджетных доходов, расходов, дефицита на предстоящий год, оценка исполнения бюджета предшествующего и текущего года.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период.8

 (Т.е. Одновременно с проектом бюджета разрабатывается перспективный финансовый план, который представляет собой документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Данный документ разрабатывается на три года, законодательно не утверждается и применяется в целях информирования участников бюджетного процесса о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, комплексного прогнозирования финансовых последствий планируемых реформ, программ и законов, оценки принимаемых мер в области финансовой политики, своевременного выявления долгосрочных негативных тенденций и принятия соответствующих мер.)

Последовательность:

1) послание Президента РФ Федеральному  Собранию; Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику очередного финансового года.

2)составлением бюджета занимается Правительство РФ и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

С 15 июля по 15 августа - согласование проекта  бюджета в Правительстве РФ совместно  с Министерством финансов и налоговыми органами. Далее утвержденный проект закона «О федеральном бюджете» вносится на рассмотрение в Государственную Думу:

-> Положительное заключения Комитета по бюджету, т.е. состав представленных к рассмотрению документов и материалов соответствует требованиям БК РФ -> 2 стадия

- > Проект не согласован Комитетом  по бюджету. Возвращается в  Правительство на доработку.

2)Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета. Здесь составленный финансовый план приобретает общеобязательную силу и обретает правовую форму. В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Правительство Российской Федерации  вносит на рассмотрение и утверждение  в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период не позднее 1 октября  текущего года9.

Федеральный бюджет рассматривается  Госдумой в трёх чтениях.

В первом чтении (20 дней) принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:

  • прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов и расходов;
  • приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;
  • верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;
  • нормативная величина резервного фонда;
  • дефицит или профицит федерального бюджета;

Второе чтение(25дней)  - первый этап распределения бюджетных расходов и межбюджетных трансфертов. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:

  • приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • бюджетные ассигнования по разделам;
  • программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • программа государственно внутренних и внешних заимствований;

В третьем чтении (10 дней) утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и первый и второй год планового периода. Направляется в Совет Федерации и на подпись Президенту РФ. При отклонении в согласительную комиссию и вновь в ГД (25 дней, 3 чтения).

После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ ->3 стадия.

Закон может быть отклонен как Советом  Федерации, так и Президентом  РФ -> Согласительная комиссия -> на повторное рассмотрение Гос. Думы, Совета Федерации и Президента РФ.

3) Стадия исполнения бюджета.

Цель стадии исполнения бюджета  – практическая реализация бюджета. Задачей данной стадии бюджетного процесса является обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других платежей, доходов в целом  и по каждому источнику, а так  же финансирование мероприятий в  пределах утвержденных в бюджете  сумм в течение того финансового  года на который утверждается бюджет. Стадия исполнения бюджета имеет  четкие сроки – с 1 января по 31 декабря, и заканчивается изданием распоряжения Министра финансов Российской Федерации  о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса ставит задачу выполнения доходной и расходной  частей бюджетов всех уровней.

В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить  изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной классификации расходов бюджетной  классификации РФ по каждому направлению расходования средств. Важнейшие задачи исполнения бюджета:

– обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику;

– финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет;

– правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке  Российской счета, через которые  все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным  казначейством либо органом государственной  власти субъекта Российской Федерации.10

 Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета.

Исполнение бюджета распадается  на два этапа: сбор доходов и осуществление  расходов.

При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в  бюджет и кассовых выплат из бюджета  в текущем финансовом году.

Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Информация о работе Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники