Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

Процессуальные нормы бюджетного права находят свое отражение в специальном институте — бюджетном процессе. Значимость бюджетного процесса и необходимость его регламентации предопределены принципами бюджетной системы государства (единство, сбалансированность, достоверность, гласность и другие). Практически во всех странах вопросы, связанные с бюджетным процессом, регулируются конституционными положениями либо специальными законодательными актами. В Российской Федерации правовые основы бюджетного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………5
2. Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………13
3. Стадии бюджетного процесса…………………………………………20
Заключение………………………………………………………………..29
Литература………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 69.38 Кб (Скачать)

-Принцип иммунитета бюджета заключается в обеспечении за 
щиты бюджетных средств. Взыскание бюджетных средств может  
быть произведено только на основании судебного акта по искам к  
Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальным образованиям. Принцип ответственности за нарушение бюджетного процесса  
включает в себя ответственность органов государственной власти  
и персональную ответственность должностных лиц — участников  
бюджетного процесса. В частности, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство несут ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных  
Бюджетным кодексом, а в отношении министра финансов установлена персональная ответственность.

-Принцип единства системы бюджетного процесса, заключающийся в том, что бюджетный процесс регламентируется едиными нормативными правовыми актами, прежде всего Бюджетным кодексом РФ, состоит из одинаковых стадий на всех уровнях бюджетной системы, означает единство системы органов власти, участвующих в нем;

-Принцип самостоятельности публичных образований в осуществлении бюджетного процесса. Несмотря на единство бюджетного процесса, на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации он осуществляется самостоятельно. Федеральный бюджетный процесс осуществляется федеральными органами государственной власти, другими органами и организациями федерального уровня. При этом бюджетно-процессуальные правоотношения федерального уровня детально регулируются Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный процесс на региональном уровне осуществляется в порядке, который устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет лишь общие контуры регионального бюджетного процесса. Аналогично органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют муниципальный бюджетный процесс.

Самостоятельность осуществления  бюджетного процесса на субфедеральном (региональном и муниципальном уровнях) не безусловна и абсолютна. Ограничивающим условием этого принципа является требование единства бюджетного процесса, что  наиболее ярко проявляется на стадии исполнения бюджетов. Одним из важнейших  принципов исполнения бюджетов всех уровней является принцип единства кассы. Начиная с 1 января 2010 г. все  бюджеты бюджетной системы Российской Федерации обслуживаются органами Федерального казначейства. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации могут исполнять региональные и муниципальные бюджеты только по соглашению с Федеральным казначейством и лишь при наличии необходимых ресурсов. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что единое казначейское исполнение региональных и местных бюджетов не отражается на самостоятельности осуществления ими бюджетного процесса.

-Принцип периодичности бюджета означает, что бюджетный процесс строго определен по времени. После завершения бюджетного цикла бюджетный процесс начинается заново;

-Очень важен, принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего  валового  продукта,  национального  дохода,  курса рубля и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Участники бюджетного процесса и их полномочия

В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются:

1)  Президент РФ. Он разрабатывает бюджетное послание, в котором определяется бюджетная политика на очередной финансовый год. Кроме того, Президент РФ подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Следует отметить, что подобными полномочиями обладают главы субъектов РФ и муниципальных образований в отношении региональных и местных бюджетов;

2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

3)   законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления. Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.3

4) исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Данные органы обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов4.

5) органы денежно-кредитного регулирования. К указанным органам БК РФ относит Центральный Банк РФ (ст. 151 БК РФ), призванный совместно с Правительством РФ разрабатывать основные направления денежно-кредитной политики, которые используются при составлении и утверждении бюджетов. Кроме того, именно в ЦБ РФ открываются счета всех бюджетов; Кредитные организации могут выполнять функции Банка России в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

6) органы государственного и муниципального финансового контроля. К ним относятся Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, а также контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Данные органы в зависимости  от их компетенции осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

8) главные распорядители,  распорядители бюджетных средств.  Главные распорядители бюджетных  средств — органы государственной  власти и органы местного самоуправления, имеющие право распределять средства  соответствующего бюджета по  подведомственным распорядителям  и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимые федеральные бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Функции главного распорядителя указаны в ст. 158 БК РФ. Основная из них — распределение бюджетных средств по нижестоящим распорядителям и получателям (путем направления уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, а также путем их последующей корректировки). Кроме того, главному распорядителю принадлежат контрольные полномочия в отношении нижестоящих распорядителей и получателей, т.е. он осуществляет ведомственный финансовый контроль. Распорядители бюджетных средств — это органы государственной власти или органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель, как и главный распорядитель, осуществляет распределение средств по нижестоящим получателям, а также ведомственный финансовый контроль за расходами бюджетных средств. Отличие же заключается в том, что он распределяет лишь те суммы, которые получены им от главного распорядителя;

10) главные администраторы (администраторы) доходов бюджета:

Администратор доходов бюджета: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

11)главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. Администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и  выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;

обеспечивает поступления  в бюджет и выплаты из бюджета  по источникам финансирования дефицита бюджета;

формирует и представляет бюджетную отчетность;

в случае и порядке, установленных  соответствующим главным администратором  источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные  полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в  ведении которого находится5;

12) получатели бюджетных средств. Согласно ст. 162 БК РФ к ним относятся бюджетные учреждения и иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий финансовый год. Именно получатели бюджетных средств осуществляют непосредственное расходование бюджетных средств, соблюдая при этом их целевое назначение. Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета ведется Федеральным казначейством.

Таким образом, органы обладающие бюджетными полномочиями:

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов.

Исполнительные органы государственной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности.

Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета, представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный орган, организуют исполнение бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

2) формирует перечень подведомственных  ему распорядителей и получателей  бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах  утвержденных ему лимитов бюджетных  обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих  расходов бюджета, составляет  обоснования бюджетных ассигнований.

Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) формирует перечень подведомственных  ему администраторов доходов  бюджета;

представляет сведения, необходимые  для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта  бюджета;

2) представляет сведения для  составления и ведения кассового  плана;

Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет и исполняет бюджетную  смету;

2) принимает и исполняет в  пределах доведенных лимитов  бюджетных обязательств и бюджетных  ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования  предусмотренных ему бюджетных  ассигнований;

4) формирует и представляет бюджетную  отчетность получателя бюджетных  средств соответствующему главному  распорядителю (распорядителю) бюджетных  средств.

Информация о работе Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники