Влияние СМИ на развитие агрессивности в подростковом и юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Особенности психологической сферы подростков.
1.1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы подростков.
1.2. Особенности психической сферы подростков и юношей.
1.3. Влияние внешних факторов на психологическую сферу подростков и юношей.
Глава 2. Роль средств массовой информации в формировании психологической сферы подростков и юношей.
2.1. Негативное влияние средств массовой информации на психику подростков и юношей.
2.2. Коррекция психического состояния подростков.
Практическая часть.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.03 Кб (Скачать)

Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов  сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив-любопытство, у девушек - нежные чувства.

Другой особенностью мотивационной  сферы подростков является возникновение  потребностей и мотивов, обусловливающих  различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Подростковый период очень важен  в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с низкой самооценкой  подвержены депрессивным тенденциям.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют  достаточную ограниченность в видах  деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется  самосознание, вырабатывается собственная  независимая система эталонов само оценивания и само отношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная  переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: пубертатным периодом - половым созреванием  подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его  организме, маргинальным периодом - социальным положением пребывание подростка на границе между двумя социальными  мирами — миром детей и миром  взрослых, а также сформировавшимися  у него к этому времени индивидуальными  особенностями. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением  эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем  у взрослых, физическая активность.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового  и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. В связи с особенностями переходного  возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с  учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей  в жизненном мире подростка, как  и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.

Актуализируется стремление подростка  к освобождению от опеки со стороны  взрослых - реакция эмансипации. Реакция  эмансипации представляет собой  «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства  старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к  учащению и углублению конфликтов с  ними. Однако полной свободы подростки  в действительности не хотят, поскольку  еще не готовы к ней, они хотят  всего лишь иметь право на собственный  выбор, на ответственность за свои слова  и поступки.

Общение в кругу сверстников  выполняет ряд специфических  функций:

• Во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола).

• Во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия.

• В-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.

Ведущими факторами развития в  этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

1.3. Влияние внешних факторов  на психологическую сферу подростков  и юношей.

В местах, где конфликтуют культурные стандарты, и быстро меняется население, родителям, даже если они сами законопослушные  граждане, трудно передать детям свои стандарты поведения.

При таких обстоятельствах родителям  трудно контролировать поведение своих  детей, хотя большинство и пытается это сделать. У родителей, лишенных поддержки соседей, связаны руки. В устойчивых сообществах каждая семья и дети на виду. Нужно поддерживать репутацию и поэтому поведение  членов сообщества определяется соседями и знакомыми в не меньшей степени, чем членами семьи. Именно такие стандарты поведения отсутствуют в неорганизованных сообществах.

Более того, такие районы в изобилии предоставляют подрастающему мальчику примеры агрессивного асоциального поведения; во многих семьях сам отец может служить таким примером. Социологический подход, однако, не объясняет, почему все-таки меньшая  часть детей, живущих в неблагополучных  районах, имеет приводы в полицию  или почему один ребенок в семье  склонен к агрессии, а его братья или сестры - нет. Такой подход также  не может объяснить и случаи агрессивного поведения среди детей, живущих  в более благополучных и стабильных районах. Не всякая агрессия обусловлена  дефектами в воспитании. Она возникает  по множеству причин и может проявляться  в самых разнообразных действиях. Гневные реакции выражаются как  в грубости и словесных оскорблениях, так и в росте количества преступлений, связанных с насилием, и массовых убийств.

Часть вины за широкое распространение агрессии относят на счет переизбытка сцен насилия, демонстрируемых с кино- и телеэкранов. Действительно, на зрителей с неиссякаемым изобилием буквально выплескиваются потоки сцен, связанных с драками и убийствами. Согласно статистическим данным, подросток к восемнадцати годам уже имеет возможность только по телевизору наблюдать 32 тысячи убийств и 40 тысяч попыток убийства. Преступления на телеэкранах значительно более жестоки и агрессивны, чем в реальном мире, и у телезрителя может сформироваться представление о жизни в современном обществе как о более опасной и брутальной по сравнению с действительностью. Если некоторые люди заимствуют с телеэкранов такое ложное представление о жизни, не повлияет ли это на то, как они будут обращаться с другими людьми? Телевидение представляет опасность не только в этом плане. Что можно сказать о бедности и возрастающей разнице между уровнями жизни богатых и бедных? Несомненно, есть немало людей, которых возмущает, что они не имеют возможности радоваться тем вещам, которые другие имеют, никак этого не заслужив.

В свободное от школьных занятий  время подростки реализуют различные  возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для  них коммуникационных каналов.

Приоритеты в выборе той или  иной формы досуга не совпадают у  жителей мегаполиса, небольшого города или села, но телевидение - почти  у всех на первом месте. Являясь доминирующим досуговым компонентом, оно заслуживает  особого внимания при анализе  его роли в освоении различной  информации подростками и юношеством, ведь для этого возрастного периода  характерны интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности, ее социализация.

Оценки роли телевидения в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бывают совершенно противоположными. Телевидение называют «окном в мир» и «ящиком для  дураков», средством стать культурным человеком и способом превратиться в обывателя , источником просвещения и одновременно отупления.

Действительно, функции телевидения  далеко неоднозначны. С одной стороны, оно расширяет общую информированность  граждан, углубляет их знания. Способствует духовному росту, обеспечивает причастность к культуре, искусству, литературе. Праву, формирует нравственные оценки. С другой - обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно - личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору.

Чем же оно является для современных  подростков - добрым или злым, развивающим  или подавляющим началом? Какие  факторы могут способствовать позитивному  взаимодействию формирующейся личности со столь сложным феноменом в  современной жизни общества?

Обратимся, прежде всего, к психологическому аспекту поставленной проблемы: механизмам выбора, восприятия и освоения личностью  информации. Выбор информации производится в соответствии с предпочтениями, потребностями человека, а говоря обобщенно - его личностными установками. В самом общем виде положение  было сформулировано более 20 лет назад: в условиях свободного выбора человек, сознает он это или нет, предпочитает обычно то, что ему хочется услышать или увидеть, в чем он надеется найти подтверждение своих ожидании.  Кроме такого "резонансного" восприятия срабатывает некий барьер, обусловленный сложившимися убеждениями человека, уровнем его духовности, который гасит интерес к информации, "не дотягивающей" до этой планки. Аналогичным образом он и воспринимает, интерпретирует полученные сведения, преобразовывая, "перекраивая" их под себя.

Вопрос об избирательном отношении  подростков к информации в силу несформированности их убеждений несколько иной и  может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, многое зависит от степени привлекательности  формы подачи материала, способов организации  воздействия на зрителя. С другой - от группового (семья, сверстники) опосредования  личностного восприятия или диктата  моды. Кроме того, механизм восприятия и освоения телеинформации подростками  сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленного воспитания: скажем, в семье ребенок воспринимает не вербализованные воспитательные формулы родителя, а модель его  реального поведения.

Указанный способ воздействия ТВ представляет собой явление глубоко неоднозначное: его положительные стороны связаны  с процессами социализации индивида, эффективными способами передачи социального  опыта; отрицательные касаются же возможностей манипулирования сознанием, навязывания  тех или иных стереотипов мышления и поведения. Здесь возникает  проблема поиска своего рода «противоядия»  против подобного манипулирования. Основой такого «противоядия» является воспитание и духовное развитие личности.

Специфика восприятия и освоения школьником информации в огромной степени зависит  от той среды, того круга общения и того социально-культурного и духовного контекста, в которых происходит его взаимодействие с информационным каналом. Кроме того, сам акт восприятия нередко сопровождается интенсивным межличностным общением по поводу воспринимаемою материала, чем в значительной мере определяется механизм его усвоения.

Социальное окружение индивида, воспринявшее поведенческие образцы  и определенные стереотипы мышления, содержащиеся в массовой информации, становятся для него как бы дополнительным, «вторичным» источником этой информации. При этом в данном случае многие ее компоненты поступают к индивиду уже в виде своеобразных культурных норм. Они могут восприниматься либо как неотъемлемые свойства социальной среды и вообще не осознаваться актуально  в каждом конкретном случае, либо осмысляться  в качестве культурных образцов - эталонов, подкрепленных тем или иным авторитетом.

Широкая общественность сомневается, что увиденное на экране действует  не только на психически больных людей, но все же считает, что следует  ограничить возможное вредное влияние  телевидения и кино для одной  категории зрителей - детей.  Высказываются опасения, что кино и телевидение учат детей тому, что агрессия выгодна, а применение насилия -прекрасный способ добиться цели.

Мы много слышим о преступлениях-имитациях, и социологи уже давно знают  о подобном феномене. Еще в 1890 году французский социолог Габриэль Тард писал, что с распространением сообщений о жестоких преступлениях (в то время по телеграфу) у восприимчивых людей рождаются агрессивные идеи, а некоторые из них даже прямо копируют описанное в сообщениях поведение. Тард утверждал, что такой эффект имели убийства, совершенные знаменитым Джеком-Потрошителем в Лондоне в 1888 году: «…Менее чем через год в этом огромном городе было совершено целых восемь абсолютно идентичных преступлений. И это еще не все; затем последовало повторение этих преступлений за пределами... столицы (и за границей). Инфекционная эпидемия распространяется по воздуху или ветру; эпидемия преступлений идет по линиям телеграфа…». Факты говорят о том, что преступления-имитации не относятся к разряду крайне редких. Они случаются с определенной регулярностью, хотя нельзя говорить и об их неизбежности.

Мы высказали предположение, что  новости о насильственных событиях могут разбудить жестокость в  некоторых зрителях, слушателях и  читателях этих новостей. То же самое  можно сказать о воздействии  кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию. Изображение  дерущихся и убивающих друг друга  людей может усилить в зрителях их агрессивные наклонности. Однако немало психологов сомневаются в  существовании такого влияния. Другие скептики утверждают, что наблюдение за агрессивными действиями киногероев оказывает в лучшем случае лишь незначительное влияние на поведение наблюдателя.  Мы же, в свою очередь, присоединяемся к тем, кто полагает, что значительная часть экспериментальных исследований со всей очевидностью доказывает: фильмы с жестокими, кровавыми сценами способны повысить вероятность агрессивного поведения зрителей. Это влияние варьируется в диапазоне от «слабого» до «среднего».

Информация о работе Влияние СМИ на развитие агрессивности в подростковом и юношеском возрасте