Группы оперативно-служебного применения, их назначение в операции по освобождению заложников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время органам внутренних дел все чаще и чаще приходится проводить операции по освбождению заложников. География этих преступлений расширяется: если раньше они были и некоторых крупных городах, то теперь такие преступления периодически происходят в любых регионах России. Успех таких операций во многом зависит от подготовленности сил и средств для действий в экстремальных обстоятельствах, связанных с захватами заложников.

Файлы: 1 файл

тсп.docx

— 34.13 Кб (Скачать)

 

 

1. Группы оперативно-служебного применения, их назначение в операции по освобождению заложников.

1.2. Организация и проведение специальной операции по освобождению заложников.

В последнее время органам внутренних дел все чаще и чаще приходится проводить операции по освбождению заложников. География этих преступлений расширяется: если раньше они были и некоторых крупных городах, то теперь такие преступления периодически происходят в любых регионах России. Успех таких операций во многом зависит от подготовленности сил и средств для действий в экстремальных обстоятельствах, связанных с захватами заложников. Варианты освобождения заложников, удерживаемых преступниками, могут быть без применения силы — в результате переговоров, при добровольном отказе преступников от дальнейшего совершения преступления, при полном или частичном удовлетворении требований преступников и силовыми — в ходе проведения специальной операции по обезвреживанию преступников. Последний требует специальной подготовки и планирования, опасен для жизни и здоровья заложника. Возможен также смешанный вариант в результате совокупности всех отмеченных обстоятельств.

На проведение специальной операции влияют многие факторы, в первую очередь:

место проведения операции — жилой дом, административное здание, транспортное средство, специальные укрытия и т. д.;

личность преступника — пол, возраст, психическое состояние, вооруженность;

количество преступников и заложников;

требования, выдвигаемые преступниками, — приемлемые или нет;

личность и состояние заложников;

фактор времени и объем информации о местонахождении заложника и преступника;

время действии   (день и ночь), погодные условия;

подготовленность личного состава к действиям в сложившейся ситуации, их достаточность, наличие спецсредств, вооружения;

наличие плана проведения операции и другие.

Основания проведения специальной операции складываются из следующих обстоятельств: правовых, организационных, ресурсных, тактических, морально-психологической готовности личного состава, исчерпанности профилактических мер и т. д. Действия по управлению силами и средствами органов внутренних дел, внутренних войск и привлеченных сил в операциях по освобождению заложников составляют управленческий цикл, охватывающий собой сбор, анализ и оценку поступившей информации о захвате заложников; прогнозирование дальнейшего развития событий, планирование действий привлеченных к операции сил, подготовки и принятия управленческих решений; организацию исполнения управленческих решений, обеспечение взаимодействия между службами и подразделениями оперативного построения в ходе проведения специальной операции; осуществление контроля, проверки и оказание практической помощи; кадровое и материально-техническое обеспечение; учет, оценку результатов работы, изучение и внедрение передового опыта.

Анализ практики позволяет выделить два варианта захвата заложников, оказывающих существенное влияние на подготовку и проведение специальной операции. Первый—когда происходит захват одного или нескольких заложников, содержатся они в известном месте, преступники, добиваясь удовлетворения выдвинутых требований, открыто ждут реагирования на их действия правоохранительных органов.

Второй — когда неизвестно место содержания заложников (имеется лишь информация о потерпевших и требованиях преступников, самих их не видно).

Ситуации, связанные с захватом заложников, могут быть весьма разнообразны, поэтому характер и последовательность действий органов внутренних дел и других привлеченных сил различны и зависят от конкретной ситуации. Информация о происшедшем захвате поступает и концентрируется в дежурной части органа внутренних дел. Здесь производится ее анализ и оценка, принимаются решения о действиях правоохранительных органов. Оперативный дежурный при поступлении сообщения о захвате заложников обязан наиболее полно выяснить у заявителя и пo-возможности дополнительно собрать сведения:

— о месте, времени и обстоятельствах захвата;

—нахождения преступников с заложниками, их количестве, составе;

— о вооруженности преступников, их требованиях и действиях, которые они предпринимают;

— об обстановке на месте происшествия, вызванной действиями преступников (наличие пострадавших, разрушений, очагов пожаров);

— о мерах, принятых в связи с захватом заложников (если такие данные поступили из других ОВД), и т. д.

Полученную информацию он докладывает начальнику органа и действует в соответствии с его указаниями. Начальник органа внутренних дел—руководитель оперативного штаба при поступлении такой информации должен поставить задачи служебным нарядам, находящимся вблизи от места нахождения преступников с заложниками

— проверить информацию путем направления на место происшествия разведывательной группы, обеспечив ее транспортным средством и связью;

— при предъявлении преступниками требований, носящих политический характер, сообщить руководству федеральной службы безопасности и в дальнейшем обеспечить взаимодействие своих сил с этим органом при проведении специальной операции;

— доложить о происшествии в вышестоящий орган управления.

После доклада в вышестоящие органы управления руководитель оперативного штаба, на территории которого произошел захват заложников или обнаружены заложники и удерживающие их лица, немедленно приступает к подготовке проведения операции, в соответствии с имеющимся специальным планом действий. Дежурному по органу внутренних дел отдается распоряжение о сборе личного состава и комплектовании групп оперативного построения; вооружении, оснащении их средствами защиты и специальными техническими средствами, подготовке к операции технических средств и другие.

Руководитель оперативного штаба должен: оценить характер происшествия (где, когда, с какой целью и при каких обстоятельствах произошел захват заложников), а также местонахождение, действия лиц, их захвативших, и обстановку на месте происшествия в конкретный момент времени; организовать сбор членов штаба в назначенное место и время; определить первоочередные организационные меры, последовательность и время их осуществления; принять решение о проведении специальной операции и определить ее общий замысел; определить силы и средства для решения оперативно-служебных задач в операции; указать пункты сбора личного состава и время; отдать распоряжения об оцеплении района и о блокировании места нахождении лиц, захваченных в качестве заложников, порядке действий в случае попытки террористов выйти из блокированного района, документировании противоправных действий террористов и сборе другой информации.

Заместителю по криминальной полиции ставится задача по установлению экстренной связи со спецаппаратом, помощь которого может потребоваться в ходе осуществления операции, и по проведению намеченных планом агентурного обеспечения мероприятий с целью освобождения заложников и задержания преступников (в зависимости от обстановки могут отдаваться и другие распоряжения).

Руководитель операции оценивает данные, поступающие в штаб, о преступниках (их количество, состав, вооружение, характер действий, требования и намерения, местонахождение (укрытие), наличие пособников и их возможные действия); заложниках (количество, пол, возраст и состояние здоровья); о наличии посторонних граждан в месте расположения (укрытия) преступников с заложниками и вблизи от него (в зоне досягаемости огня преступников); характеристике объекта и прилегающей к нему местности, где укрываются преступники с заложниками; о силах и средствах специальных подразделений (численность, состав, вооружение и оснащение, уровень подготовки, их достаточность для проведения специальной операции).

Целесообразно провести рекогносцировку на местности и разобрать обстановку по элементам: где находятся террористы и заложники, каковы условия местности и прилегающей территории, какими силами и средствами располагает оперативный штаб, достаточно ли их для проведения специальной операции и в какое время суток лучше ее осуществить, как на нее могут повлиять погодные условия и выяснить другие факторы.

Руководитель операции заслушивает доклады и предложения своих заместителей, других сотрудников, которые участвуют в подготовке и планировании операции, а также готовят соответствующие расчеты. Желательно проработать несколько вариантов проведения операции, выбрав из них наиболее приемлемый. Оценив обстановку, он принимает решение на проведение специальной операции. В своем решении он должен определить:

— замысел операции, время ее начала, порядок ведения переговоров с лицами, захватившими заложников, исходные позиции и рубежи развертывания групп оперативного построения, их задачи и направления сосредоточения основных усилий;

— силы и средства, привлекаемые к операции, маршруты их выдвижения и время прибытия на исходные позиции;

— характер предупредительных мероприятий;

— порядок применения оружия и специальных средств;

— пункты управления и систему связи во время проведения операции. )

Организационно-аналитическая группа штаба наносит на заранее подготовленную карту ладные о замысле действий и задачах специальных подразделений; фиксирует отдельные указания; готовит распоряжения, исходя из конкретной ситуации захвата заложников. О принятом решении руководитель операции докладывает в инстанции по подчиненности:

оперативному начальнику;

руководителям местных органов власти и управления;

соответствующему прокурору.

С момента передачи того или иного управленческого решения на исполнение начинается последующая стадия управленческого цикла—организация исполнения (реализация) управленческого решения, включающего уяснение и конкретизацию его содержания, подбор, расстановку и инструктаж исполнителей, их материально-техническое обеспечение, контроль, учет и оказание необходимой помощи, взаимодействие с другими субъектами2. После принятия управленческого решения руководитель операции ставит задачи группам оперативного построения, которые ставятся в форме приказа по пунктам:

— общая обстановка на месте происшествия;

— сведения о террористах и заложниках;

— замысел и способы проведения операции;

— порядок применения оружия и специальных средств;

— порядок взаимодействия;

— система связи, сигналы управления в операции;

— меры по обеспечению безопасности личного состава групп оперативного построения;

— время готовности к действиям;

— сигнал о начале операции;

— место расположения основного и вспомогательного пунктов управления (ПУ, ВПУ);

— порядок доклада о ходе выполнения задачи и изменениях обстановки.

Особое внимание обращается на согласование цели, места и времени действий по блокированию района операции, а также на пресечение попыток преступников скрыться из района операции.

Постановка задач личному составу (инструктаж исполнителей) проводится руководителями групп. С прибытием на исходные позиции (на рубежи блокирования, место расположения) задачи личному составу и порядок взаимодействия уточняются на местности. Здесь же осуществляется проверка экипировки личного состава. Личный состав групп захвата, прикрытия (непосредственной поддержки), и группы применения специальных средств, как правило, инструктирует руководитель операции. Прибыв к месту проведения специальной операции, руководитель обязан обеспечить дополнительный сбир информации об обтановке на месте, проконтролировать, достаточно ли надежно блокировано место происшествия, как организовано оцепление внешнего периметра района операции, организована ли эвакуация жителей домов (квартир), находящихся в зоне действия огня преступников, перекрыт ли доступ граждан и транспорта к месту происшествия. Для предотвращения возникновения пожара и других непредвиденных обстоятельств в здание (помещение), где укрылись преступники с заложниками, по распоряжению руководителя операции прекращается подача газа, электроэнергии, перекрывается паровое (водяное) отопление, приводится в готовность группа пожаротушения.

Руководитель операции осуществляет управление силами и средствами лично и через оперативный штаб с пункта управления, который располагается в месте, обеспечивающем безопасность от огня преступников, удобство наблюдения и управления группами захвата, прикрытия и другими элементами боевого порядка. В этих целях может использоваться штабной автобус или бронетранспортер.

На данном этапе оперативный штаб решает следующие основные задачи:

— обеспечивает сбор и анализ данных об оперативной обстановке;

— подготавливает управленческие решения и доводит задачи до исполнителей после принятия решения руководителем операции;

— осуществляет контроль за развертыванием сил и средств, своевременным исполнением отданных распоряжений;

— составляет информацию и иные сообщения в органы власти и управления, вышестоящие ОВД;

— обеспечивает бесперебойную работу связи;

— ведет журнал хода операции, карту и другую документацию.

Для разработки плана действий по освобождению заложников руководителю операции необходима исчерпывающая и точная информация о преступниках, заложниках и месте их укрытия. Сбор указанных данных осуществляет оперативная группа. Анализ всей поступившей в оперативный штаб информации, подготовка ее к докладу руководителю операции выполняет организационно-аналитическая группа.

Сведения о личности преступников (анкетные данные, внешние и особые приметы, характер, наклонности, привычки, навыки, физическая подготовленность, связи, прежние судимости, образ жизни), их вооружении и намерениях могут быть получены в результате опроса очевидцев преступления, лиц, их знающих,  а  также использования  методов  и  способов  оперативно-розыскной работы.

В беседах с родственниками и связями преступников устанавливаются авторитетные для последних лица, могущих убедить их освободить заложников и сдаться представителям власти. Если задерживаемые были ранее судимы и попадали в поле зрения полиции, то ценные сведения могут быть получены из учетов информационных центров МВД, УВД, а также местных ОВД. ььььььт Для получения первичной информации может использоваться и прямой «опрос» преступника- кто он, какие преследует цели, что требует.

Для определения количественного состава группы (групп) захвата необходимо знать число преступников и степень вооруженности каждого из них. Первостепенное значение имеют точные сведения о системах оружия и наличии боеприпасов. Наряду с этим необходимо выяснить, не поддерживают ли они контакты с внешней средой, есть ли у них запасы питания и воды.

Информация о работе Группы оперативно-служебного применения, их назначение в операции по освобождению заложников