Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее задачи и организационные структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:48, реферат

Краткое описание

Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохраняющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повышают актуальность защиты населения и территорий в настоящее время. Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи - тем выше требования к системе управления.

Оглавление

Введение
1. Сущность и основные положения управления РСЧС и ГО
2. Система управления РЧС и ГО, режимы и методы работы.
3. Основы планирования мероприятий РСЧС и ГО
4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС
5. Организация оповещения

Файлы: 1 файл

реферат по бжд.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Однако, уже с 1994 года финансовые средства из федерального бюджета на эти цели, по заявкам МЧС России, не выделялись.

В последующем, в соответствии с  Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансирование мероприятий по реконструкции существующих и созданию новых территориальных систем оповещения осуществлялось из бюджетов субъектов Российской Федерации. Но финансовые средства были выделены лишь в отдельных субъектах Российской Федерации и в объемах, позволивших провести частичную реконструкцию систем оповещения.

На сегодняшний день в Российской Федерации в каждом звене управления гражданской обороны созданы  системы оповещения гражданской обороны. Работа по их созданию (реконструкции) велась в соответствии с концепцией развития системы связи МЧС России на период до 2005 г.г., утвержденной приказом МЧС России от 6 ноября 1996 г. № 718, по следующим основным направлениям:

–  совершенствование федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения;

–  создание региональных автоматизированных систем централизованного оповещения;

–  реконструкция территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения субъектов Российской Федерации.

В целях создания федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения были проведены следующие практические мероприятия:

–  на базе современных программно-технических средств создана автоматизированная система управления федеральной системой (принята в эксплуатацию и поставлена на дежурство приказом МЧС России от 18.06.99 № 318);

–  в федеральную автоматизированную систему централизованного оповещения на базе аппаратуры П-160 и выделенных каналов связи были включены все региональные центры, Главные управления ГОЧС г. Москвы и Калининградской области;

–  создана автоматизированная система оповещения соединений и частей ГО центрального подчинения, подведомственных МЧС России учреждений;

–  введена в эксплуатацию автоматизированная система оповещения взаимодействующих с МЧС России федеральных органов исполнительной власти.

На сегодняшний день федеральная  система оповещения гражданской  обороны обеспечивает в автоматизированном режиме доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров, органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, соединений и частей гражданской обороны центрального подчинения менее чем за одну минуту, до взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти - до 5 мин.

Региональные автоматизированные системы централизованного оповещения созданы в 5-и региональных центрах: Северо-Кавказском, Уральском, Сибирском, Северо-Западном и Дальневосточном  региональных центрах. В 2002 году планируется завершить работы по созданию РАСЦО в Центральном региональном центе.

Время доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов  управления региональных центров до подчиненных им органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации  и войск ГО не превышает 1 мин. В Центральном региональном центре, где пока не обеспечивается автоматизированный режим оповещения, - до 5-7 мин.

В ряде субъектов Российской Федерации  на базе аппаратуры П-160 и П-164 проведена  реконструкция территориальных  систем оповещения, в том числе в г. Москве и Московской области.

На сегодняшний день в субъектах  Российской Федерации функционирует 86 автоматизированных и 2-е неавтоматизированные (Республики Дагестан и Ингушетия) территориальные  системы централизованного оповещения.

Территориальные системы оповещения ГО обеспечивают доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов управления ГОЧС субъектов  Российской Федерации до населения  и органов управления гражданской  обороной городов, городских и сельских районов.

Федеральная, региональные и территориальные  системы оповещения ГО организационно и технически сопрягаются с системами  оповещения Минобороны России соответствующего уровня управления и других федеральных  органов исполнительной власти и  организаций, призванных решать задачи в области гражданской обороны.

Оповещение органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации  и категорированных городов о  воздушной опасности осуществляется от оповещающих соединений и частей ВВС по телефону и радио.

Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.

Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.

При этом, задействование радиотрансляционных  сетей, радиовещательных и телевизионных  станций (независимо от форм собственности) с перерывом вещательной программы  осуществляется оперативной дежурной службой органа, осуществляющего управление гражданской обороной, только для оповещения и информирования населения в речевой форме.

Речевая информация передается населению  с перерывом программ вещания  длительностью не более 5 минут.

В целях обеспечения устойчивого  функционирования систем оповещения ГО предусматривается:

–  доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесенных защищенных пунктов управления;

–  комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;

–  размещение используемых в интересах оповещения средств связи и оповещения на защищенных пунктах управления.

В целом, действующие системы оповещения гражданской обороны, обеспечивают оповещение 90,8% населения Российской Федерации менее чем за 30 мин. (электросирены - 71,7%, проводное вещание - 78,1%, радиовещание - 83,5%, телевещание - 90,3%) и 78,5% населения менее чем за 5 минут.

Вместе с тем, необходимо отметить ряд основных проблем, преимущественно территориального уровня, без решения которых, обеспечить готовность систем оповещения гражданской обороны, их дальнейшее развитие и совершенствование невозможно.

1. Территориальные системы оповещения  ГО нуждаются в реконструкции по следующим причинам:

а) в большинстве субъектов Российской Федерации ресурс действующих систем оповещения практически исчерпан. На сегодняшний день 50 % (43) территориальных  систем оповещения находятся в эксплуатации 20 лет и более (при установленном сроке службы аппаратуры оповещения до списания 12 лет).

Наиболее остро данная проблема стоит в субъектах Российской Федерации Приволжско-Уральского и  Дальневосточного регионов, где уже  сегодня около 80 % территориальных  систем оповещения нуждаются в реконструкции.

б) техническую основу действующих  систем оповещения ГО составляют средства оповещения, разработанные до 1982 года, и не предназначенные для использования  на цифровых сетях связи. Поэтому, с  цифровизацией сети электросвязи России крайне остро обозначилась проблема замены существующей аналоговой аппаратуры оповещения на цифровую.

При этом, необходимо учитывать, что  предприятия России прекратили серийное производство аппаратуры оповещения и  комплектующих к ней.

В результате использования физически и морально устаревшей аппаратуры оповещения снижаются готовность и надежность систем оповещения ГО, возрастают затраты на их содержание.

Сегодня проблема реконструкции систем оповещения актуальна, более чем  для половины субъектов Российской Федерации и их число будет увеличиваться с каждым годом. Если не принять меры, то к 2015 году срок эксплуатации всех систем оповещения превысит 20 лет и более. В связи с чем, резко снизятся их готовность и надежность, возрастут затраты на их содержание.

2. Основным средством информирования населения в составе территориальных систем оповещения являются сети проводного вещания. С начала 90-х годов из-за нерентабельности происходит их интенсивное сокращение. В ряде субъектов Российской Федерации эти сети сократились на 40-50%.

С целью изменения данной ситуации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 февраля 1996 года № Пр-282 в соответствии с  приказом Минсвязи России от 22 мая 1996г. № 55 АО "Связьинвест", должно было обеспечить проведение мероприятий по поэтапному переводу сельской местности с проводного вещания на эфирное. Однако, темпы сокращения сетей проводного вещания по-прежнему остаются выше темпов роста создаваемых взамен сетей УКВ-ЧМ вещания. Это приводит к снижению процента охвата средствами оповещения населения, в особенности сельского.

3. В соответствии с Федеральным  законом «О защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера» и Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов», создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения (ЛСО) возлагается на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся данные объекты. Однако процесс их создания идет крайне медленно - в год создается 10-12 систем. По состоянию на 1.10.2001 г. таких систем создано 15,7 % от потребности (16,5 % химически опасных объектов, 22,9% ядерно- и радиационно- опасных предприятий, 7,6 % гидроузлов).

С целью усиления контроля и повышения  ответственности руководителей  потенциально опасных объектов за эту  работу целесообразно рекомендовать  органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации рассмотреть  вопрос о ходе выполнения указанного постановления Правительства Российской Федерации и принять действенные меры по его выполнению.

Одна из причин сложившегося положения - дефицит финансовых средств, направляемых в субъектах Российской Федерации  и организациях на создание новых и реконструкцию существующих систем оповещения.

Проблема обеспечения готовности и надежности систем оповещения населения  и органов управления имеет особую важность для общества и государства.

В целях решения этой проблемы во исполнение решения Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 30 июня 2000г. приказом МЧС России от 10 октября 2000г. № 508 утверждена Программа реконструкции систем оповещения гражданской обороны на территории Российской Федерации до 2010 года, которая предусматривает поэтапную реконструкцию систем оповещения.

В соответствии с мероприятиями  первого этапа (2000-2002 гг.) в 2001 году:

–  завершены государственные испытания нового комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166;

–  приказом МЧС России от 8.10.01 г. № 368 КТСО П-166 принят на снабжение;

–  организовано серийное производство П-166;

–  разработаны типовые проекты и методические рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны на базе КТСО П-166;

–  разработано и направлено на согласование в Минсвязи России и МПТР России новое положение по эксплуатационно-техническому обслуживанию средств оповещения.

В 2002 году планируется:

–  завершить разработку, провести государственные испытания, принять на снабжение и организовать серийное производство современных комплексов оповещения по сетям кабельного телевидения и подачи программ радиовещания;

–  разработать типовые проекты и методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения.

На втором этапе (2003 – 2010 гг.) планируется  реализовать основные мероприятия  по реконструкции и вводу в  эксплуатацию систем оповещения гражданской  обороны:

В результате выполнения программы, в  значительной мере расширятся возможности систем оповещения ГО за счет эффективного использования каналов звукового сопровождения телерадиовещания, кабельного телевидения, мощных звукоизлучающих устройств, возможностей цифровых сетей связи, что в конечном итоге позволит повысить уровень защиты населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Интересы повышения эффективности  управления требуют глубокого анализа  и оценки управленческой деятельности на всех уровнях руководства, использования  последних достижений науки и техники.

Необходимы все более широкие  и глубокие обобщения накопленного опыта управления РСЧС и ГО при  ликвидации чрезвычайных ситуаций. Управление РСЧС и ГО должно вбирать все новое, передовое, что появляется в области  управления и других сферах человеческой деятельности.

Вопросы управления единой государственной  системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации и гражданской  обороны при возникновении чрезвычайных ситуаций являются сложными и во многом проблемными, что обязывает руководящий состав органов управления РСЧС и ГО постоянно совершенствовать формы и методы своей работы.

Опыт последнего времени показывает, что там, где управление организовано грамотно и базируется на современных  средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет значительно экономии государственные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

1. Пряхин В.Н., Попов В.Я./ Защита  населения и территорий в ЧС./ Москва, 1997.

2. Щебланин Н.П./ Система  управления РСЧС./ Москва, 1999.

3. Батырев В.В., Бражников Ю.В. и др./ Сборник лекций для руководящего состава МЧС России/ Новогорск, 2002.


Информация о работе Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее задачи и организационные структуры