Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее задачи и организационные структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:48, реферат

Краткое описание

Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохраняющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повышают актуальность защиты населения и территорий в настоящее время. Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи - тем выше требования к системе управления.

Оглавление

Введение
1. Сущность и основные положения управления РСЧС и ГО
2. Система управления РЧС и ГО, режимы и методы работы.
3. Основы планирования мероприятий РСЧС и ГО
4. Организация взаимодействия органов управления при выполнении задач РСЧС
5. Организация оповещения

Файлы: 1 файл

реферат по бжд.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Управление может помогать людям воспитывать в себе организованность, дисциплину и другие лучшие качества, но оно может и разлагать подчиненных одним лишь тем, что плохо организовано.

Русский физиолог Введенский Н.Е. говорил: "Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а  потому, что плохо работаем, неорганизованно  работаем, бестолково работаем".

Управление может осуществляться единолично. Например, с помощью служебных совещаний, инструктажей и т.д.

Может реализовываться  коллективная форма управления при  разработке мероприятий боевой готовности, боевой подготовки, организации службы войск, поддержании воинской дисциплины.

Управление может быть и комбинированным, например, при организации и осуществлении контроля за выполнением приказов, распоряжений.

Выбор этих форм управления зависит от целей управления и  обстановки, в которой это управление осуществляется. При этом учитывается  уровень и состав управленческих звеньев, необходимость сочетания при управлении централизации и децентрализации, распределения задач между органами управления и должностными лицами, уровня подготовленности сотрудников органов управления и их слаженность в работе.

В основе управления РСЧС и ГО лежат общие принципы и  методы управления.

Прежде всего - это принцип  сочетания федерального и территориального управления, предполагающего осуществление  централизованного (федерального) управления с учетом местных (территориальных) условий.

При этом, должно соблюдаться  разграничение полномочий и предметов  ведения между органами государственной  власти федерации и ее субъектов, такое разграничение определено Законом Российской Федерации "О  защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Управление РСЧС и ГО организуется и осуществляется на основе Законов  РФ, Указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, республик, администраций  исполнительных органов, приказов и  распоряжений начальников ГО. Целью его является поддержание постоянной готовности подчиненных органов и сил РСЧС и ГО, организация их действий и направление усилий на успешное выполнение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

В любых условиях обстановки процесс  управления РСЧС и ГО включает:

-  непрерывный сбор и обработку информации, прогнозирование развития ситуации, изучение и оценку данных обстановки. При этом внимание должно уделяться работе с надзорными органами, которые могут дать оценку по прогнозу и предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий;

-  разработку планов на мирное и военное время, их корректировку;

-  своевременное принятие решений и доведение задач до подчиненных;

-  организацию и поддержание непрерывного взаимодействия;

-  подготовку сил и органов управления к выполнению задач, работу по мотивации исполнителей;

-  организацию и проведение работы и всестороннего обеспечения действий сил РСЧС и ГО;

-  постоянный контроль за выполнением планов, приказов, распоряжений и оказание помощи подчиненным.

Управление должно отвечать таким  требованиям как устойчивость, непрерывность, оперативность и скрытность.

Устойчивость управления - способность  руководителей и органов управления выполнять свои функции в сложной, быстро меняющейся обстановке. Она достигается заблаговременным созданием запасных пунктов управления, пунктов управления-дублеров, организацией надежной связи и быстрым восстановлением нарушенного управления.

Непрерывность управления - постоянное влияние начальника и органа управления на ход выполнения планов и задач РСЧС и ГО. Она заключается в постоянном воздействии начальника на подчиненных, знании обстановки, своевременном принятии решения, постоянным взаимодействием с другими органами управления.

Требования устойчивости и непрерывности  управления тесно связаны между  собой, поскольку непрерывное управление может осуществляться лишь при устойчивой работе системы управления, в том  числе и при изменении системы  управления в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оперативность управления - способность  начальника и органов управления быстро реагировать на изменение обстановки и своевременно влиять на ход выполнения задач, т.е. важную роль играет критерий времени.

Скрытность управления должна соблюдаться при выполнении мероприятий, выполняемых в военное время. Главный критерий здесь - вероятность утечки информации о состоянии, положении и характере выполнения задач ГО. Достигается с помощью закрытых каналов связи, ограничением круга лиц, привлекаемых к разработке документов и проведению мероприятий, маскировки объектов и дезинформацией.

Отвечая данным требованиям, управление РСЧС и ГО осуществляется так, чтобы  необходимая степень централизации  сочеталась с предоставлением подчиненным  инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач. При осуществлении управления начальники и органы управления должны проявлять компетентность, твердость и настойчивость в проведении принятых решений в жизнь.

При этом, следует учитывать специфику управления мероприятиями РСЧС и ГО. Например, в положении об РСЧС определено, что ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. Естественно, это приводит к необходимости более тщательно отрабатывать взаимодействие различных руководителей и органов управления, более скрупулезно организовывать взаимодействие между ними.

Отсутствие учета изложенных выше факторов приведет к проблемам в  области управления предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Однако, кроме общих положений, в соответствии с которыми, осуществляется управление РСЧС и ГО, на его эффективность влияет структура системы управления, рассмотрению которой посвящен второй вопрос лекции.

 

2. Система управления РЧС и ГО, режимы и методы работы.

      Эффективное функционирование такой сложной системы, как РСЧС, возможно только на основе четкого распределения задач, прав и ответственности, задействованных в рамках этой системы, органов управления. Оно требует четкого взаимодействия управленческих структур одного уровня и соответствующей координации их действий со стороны вышестоящего руководства.

     Организационно-техническую основу управления РСЧС и ГО составляет система управления, предназначенная для руководства системы, координации и контроля мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

      Система управления, которая представляет совокупность функционально взаимосвязанных между собой следующих элементов:

-  органов управления;

-  системы пунктов управления;

-  системы связи;

-  автоматизированных систем управления и других специальных систем.

Систему управления возглавляют должностные лица:

-  на федеральном уровне - Президент РФ, начальник ГО - председатель Правительства РФ и первый заместитель начальника ГО - министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который является председателем межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям;

-  в министерствах, ведомствах, учреждениях - начальник ГО - руководитель министерства, ведомства; председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) - заместитель руководителя министерства, ведомства;

-  в республиках, краях, областях и т.д. начальником ГО является руководитель исполнительного органа государственной власти, председателем КЧС - заместитель руководителя исполнительного органа государственной власти.

На объекте экономики - начальник ГО - руководитель предприятия; председатель КЧС - заместитель руководителя.

Начальники ГО, председатели КЧС  руководят подчиненными органами управления, всей повседневной деятельностью РСЧС и ГО, обеспечением постоянной готовности РСЧС и ГО в мирное время, а также переводом на военное положение. Им дано право принимать решения и проводить их в жизнь в пределах своей компетенции, издавать приказы, распоряжения, обязательные для выполнения всеми подчиненными им должностными лицами. Они организуют работу органов управления и несут ответственность за организацию и обеспечение непрерывного управления.

Важную роль в системе управления, ее эффективности, играют органы управления РСЧС и ГО

Органы управления, являясь органами государственного управления федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней, предназначены для непосредственного руководства деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Каждый уровень РСЧС имеет:

-  координирующие органы управления;

-  постоянно действующие органы, специально уполномоченные решать задачи ГО, задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

-  органы повседневного управления.

В отдельных случаях для ликвидации особо крупных ЧС (Нефтегорск) может  быть образована правительственная (государственная) комиссия.

Координирующими являются следующие  органы РСЧС.

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти.

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - региональные центры)

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в  городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Межведомственная Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) создана постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №164. Этим же постановлением утверждены положение о комиссии и состав комиссии. Председателем ее является министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

МВК предназначена для формирования и проведения единой государственной  политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными  бедствиями.

МВК может создавать рабочие оперативные группы по основным вопросам, относящимся к ее деятельности и определять порядок их работы. В состав оперативных групп включаются представители от министерств и ведомств.

Решения МВК, являются обязательными  для всех федеральных органов исполнительной власти, представленных в комиссии, а также для предприятий, учреждений и организаций Российской Федерации, действующих в сфере ведения этих органов.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) министерств, ведомств, субъектов  Российской Федерации, городов, районов городов, сельских районов, объектов экономики (рис. 1.1.) предназначены для организации и проведения работ по предупреждению ЧС, уменьшению ущерба от них и ликвидации ЧС, координации деятельности по этим вопросам на своих уровнях.

Положения о КЧС и их состав утверждаются решениями соответствующих руководителей  органов государственной исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и  объектов экономики.

Для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и принятию мер по предотвращению ЧС, оценки их характера в случае возникновения, определения мероприятий по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды и их реализации, непосредственно в районе бедствий КЧС формируют оперативные группы. При возникновении ЧС на оперативные группы возлагается руководство работами по их ликвидации во взаимодействии с органами исполнительной государственной власти и управления в зонах бедствия. Состав формируется из членов КЧС с привлечением необходимых специалистов.

В чрезвычайных ситуациях министерства, ведомства и организации субъекта РФ для руководства работами по соответствующим  направлениям могут выделять свои оперативные  группы, которые работают под общим руководством оперативной группы КЧС субъекта РФ.

При создании оперативных групп  необходимо учитывать:

-  структуру и состав групп, исходя из возлагаемых на них задач;

-  время на их развертывание;

-  уровень материально-технического обеспечения;

-  качество отработки документов;

-  порядок оповещения и сбора;

-  место и условия работы групп.

Теперь несколько слов о постоянно  действующих органах, специально уполномоченные решать задачи ГО, задачи в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органах управления по делам ГО и ЧС).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство  и координацию работ в области  гражданской обороны, предупреждению и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, является МЧС России, которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В результате создания РСЧС и МВК, роль и место МЧС России по руководству и управлению силами и средствами министерств и ведомств, территориальными силами, входящими в подсистемы РСЧС, существенно изменились.

Информация о работе Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ее задачи и организационные структуры