Безопасность перевозочного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 22:56, реферат

Краткое описание

На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования управления производством, повышение ответственности инженерно- технических работников за результаты своего труда. Эти требования в полной мере относятся к организации работ по безопасности движения на автомобильном транспорте.

Файлы: 1 файл

Безопасность перевозочного процесса.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

 6. Безопасность перевозочного процесса.

 6.1 Декомпозиция и идентификация опасностей.

 На  современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы  совершенствования управления производством, повышение ответственности инженерно- технических работников за результаты своего труда. Эти требования в полной мере относятся к организации работ по безопасности движения на автомобильном транспорте.

 Основной  задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках при минимальных трудовых и материальных затратах. Благодаря преимуществам автомобильного транспорта перед другими видами транспорта, его роль в мировой транспортной системе неуклонно возрастает.

 С одной  стороны, без автомобильного транспорта не возможен технический и социальный прогресс общества. С другой – развитие автомобилезации, неуклонный рост численности эксплуатируемых автомобилей, увеличение интенсивности движения вызывают появление все возрастающих и так называемых « негативных последствий автомобилезации».

 - загрязнение  окружающей среды( из 200 веществ,  образуемых при сгорании бензина,  около половины токсичны, 60% всех  вредных выбросов в атмосферу  дает автомобиль).

 - шум  работающих двигателей, движущихся  автомобилей так же вредно влияет на здоровье людей. Вибрации зданий и сооружений, вызываемые движением автомобилей, приводят к их интенсивному разрушению.

 И все-таки наибольшее отрицательное влияние  оказывают потери от ДТП. Ежегодно в  мире регистрируются 55 млн. ДТП. В них  около 300 тыс. человек погибают и около 7 млн. получают серьезные травмы. Велики и материальные потери от ДТП.

 С развитием  автомобилезации в дорожное движение вовлекается все большее количество автомобилей и все более широкие  массы населения, что приводит к увеличению количества ДТП. При этом все более сложным, требующим привлечение  огромных людских и материальных ресурсов, становится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

 Основной  причиной ДТП является недисциплинированность участников движения. Термин « дорожное движение» определяет динамическую систему, образующуюся в результате взаимодействия водителей, пешеходов, велосипедистов, и других его участников. Понятно, что безопасность движения зависит от правильного поведения всех его участников. Это обстоятельство можно охарактеризовать как  недостаточную изоляцию автомобильных потоков от других участников движения и в первую очередь от пешеходов. Наши и зарубежные статистические исследования  убедительно показывают, что на автомагистралях, по которым запрещено движение тихоходных транспортных средств и пешеходов, относительные показатели аварийности в три- четыре раза ниже чем на дорогах, открытых для всех участников движения.

 Важным  фактором, обусловливающим сложность решения проблемы безопасности движения, является недостаточная обеспеченность автомобильного транспорта соответствующими всем параметрам дороги. При этом разрыв между численностью парка автомобилей и протяженностью улично- дорожной сети увеличивается. Если парк автомобилей увеличивается примерно на 10 % в год, то прирост протяженности дорог не превышает 1%. Следствием этого является постоянное увеличение стесненности дорожного движения, а, следовательно, резкое учащение непосредственных контактов, взаимодействия участников движения, которое во многих случаях носит характер конфликтных ситуаций, часто перерастающих в ДТП.

 Решение проблемы безопасности движения зависит  от трех факторов:

 - социального,  связанного с деятельностью человека( водителя, пешехода, профессиональных работников автомобильного транспорта, ГИБДД, дорожного хозяйства).

 - конструктивного  совершенствования транспортных  средств и автомобильных дорог,  включая технические средства  управления дорожным движением.

 - окружающей  среды, включая государственную политику в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 Таким образом, из вышесказанного можно выделить следующие типы опасностей, возникающих  в перевозочном процессе:

   Зоны и элементы проектируемого

              объекта

Опасности, создаваемые элементами

   проектируемого  объекта.

Окружающая  среда Загрязнение выбросами  отработавших газов автомобилей.
Автомобильная дорога Возникновение ДТП
Человек Возникновение ДТП
Автомобиль Возникновение ДТП
Человек Опасные заболевания  в результате отравления газами
Человек Шум работающих двигателей
Здания  и сооружения Разрушения  вследствие вибрации от движения автомобилей
Автомобильная дорога Разрушение  от не соблюдения скоростного режима.
Человек Смертельный исход  и травмы от ДТП
Груз Повреждение вследствие ДТП
 

 6.2  Оценка опасностей по допускаемым  величинам.

 Специфические особенности проблемы дорожного  движения обусловлены прежде всего  наличием системы Водитель- Автомобиль- Дорога- Среда ( ВАДС). Последовательность элементов имеет определенный смысл. Первым элементом является водитель, потому что дорожное движение в данном случае рассматривается с точки зрения водителя, собственно автомобиль- это транспортное средство которым он управляет, передвигаясь по дороге. Положение и действия других транспортных средств, пешеходов, климатические условия будут элементами среды движения. Рассматривая систему ВАДС, можно отметить что, оптимальность её функционирования определяется как самостоятельными характеристиками её отдельных элементов.

 Конструктивные параметры транспортных средств оказывают существенные влияния на характеристики дорожного движения. Так, важное значение имеют габаритные размеры автомобилей, их тяговые и тормозные качества, удобство рабочего места водителя и легкость управления. Дорога обусловливает характер функционирования системы ВАДС своими геометрическими размерами. Наконец, процесс дорожного движения решающим образом зависит от надежности водителей, которая определяется их классификацией, работоспособностью и дисциплинированностью.

 Так как ВАДС – это система, то для  достижения эффективного дорожного  движения необходимо совершенствовать свойства транспортных средств, водителей  и дорожные условия и обеспечивать их взаимное соответствие. Нарушение  в функционировании системы ВАДС, так же как и любой другой системы, хотя бы одного звена вызывает отказ всей системы.

 Рассмотрим  основные опасности, превышающие нормы.

 1) Дорожно -транпортное происшествие (ДТП).

 Водитель  управляет движением автомобиля, а движение определяется двумя параметрами: направление и скорость. Следовательно, и управление транспортным средством сводится именно к тому, чтобы придать его движению необходимые  в той или иной конкретной ситуации направление и скорость. Снижение скорости вплоть до остановки автомобиля  и изменение направления движения – это те маневры автомобиля, которые могут быть приняты для предупреждения дорожно- транспортных происшествий. Для осуществления этих маневров требуется время, расстояния, которые зависят от скорости движения: чем выше скорость, тем продолжительнее время и больше протяженность пути, необходимые для торможения и безопасного поворота.

 Итак, водитель руководствуется естественным стремлением двигаться с возможно более высокой скоростью. Этому  стремлению противостоят опасность совершения дорожно- транспортного происшествия и необходимость ограничения скорости во избежание создания аварийной обстановки. Для каждой конкретной ситуации, определяемой дорожными условиями, совершенством транспортного средства, подготовленностью водителя, существует определенный уровень скорости, превышение которого обязательно приводит к дорожно- транспортному происшествию. ДТП всегда связаны с превышением такого предела скорости, который является безопасным для конкретной сложившейся в данный момент ситуации. Безопасность дорожного движения может в любых условиях может быть обеспечена за счет снижения скорости. Ограничение скорости обязательно приводит к снижению количества дорожно- транспортных происшествий, но при этом наносит прямой ущерб тому качеству, ради которого собственно и существуют транспортные средства,- времени доставки грузов, а следовательно, и экономическим показателям работы транспорта. Безопасность как качество дорожного движения имеет количественную оценку- аварийность. Состояние аварийности определяется количеством ДТП , числом убитых, раненых, размером материального ущерба, причиненного ДТП. 

 ДТП- это событие, нарушающее процесс  дорожного движения, которое возникает  в результате потери водителем возможности  управлять транспортным средством по своему усмотрению и сопровождается гибелью, ранением людей, нанесением материального ущерба.

 Причины ДТП- это:

 - нарушение  правил дорожного движения;

 - нарушение  правил содержания дорог;

 - нарушение  правил содержания транспортных  средств;

 - нарушение правил организации дорожного движения;

 - прочие  нарушения.

 Анализ  причин и условий ДТП, позволяют  выявить взаимосвязь  факторов, порождающих  и образующих такого рода явления, то есть выявить механизм ДТП.

 Для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по их устранению организован учет ДТП. В соответствии с действующими правилами ведут учет следующие организации:

 - территориальные  органы внутренних дел(ГИБДД)- проводят  учет ДТП на территории обслуживания;

 - органы  управления автомобильными дорогами- учитывают все ДТП, происшедшие на обслуживаемой ими дороге;

 - владельцы  транспортных средств- учитывают  все ДТП с участием транспортных  средств, владельцами которых  они являются, независимо от места  возникновения ДТП, его последствий  и вины водителей. В перевозочном процессе могут возникнуть ДТП следующего рода: столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на стоящее транспортное средство.

 Анализ  и учет ДТП также позволяет  сформировать методы для обеспечения  безопасности движения.

 2) Загрязнение выбросами отработавших газов автомобилей.

 Автомобильный транспорт и автотранспортные предприятия  создают комплекс экологических  проблем, требующих адекватных действий, направленных на минимизацию вреда, наносимого природной среде и здоровью человека. Экологическую опасность представляют:

 - токсичность  отработавших и картерных газов,  испарений топлив, масел и кислот;

 - насыщение  продуктами износа шин, асбестовых  и металлических материалов окружающей  среды;

 - шумы, возникающие при движении автомобилей;

 - жидкие  и твердые отходы эксплуатации  транспортных средств;

 - изношенные  шины;

 - отработанные  масла и нефтепродукты и отработанные  технические жидкости;

 - автотранспортные  средства, запчасти и агрегаты, пришедшие  в негодность;

 - шлам  очистных сооружений;

 - промасленная  ветошь, почва и песок, загрязненные  нефтепродуктами, отработанные фильтры  и фильтроэлементы.

 Анализ  неблагоприятных воздействий автомобильного транспорта на окружающую среду показывает, что данная проблема должна одновременно решаться по ряду направлений:

 - совершенствование  конструкций автомобиля;

 - улучшение  качества моторного масла;

 - рациональная  организация дорожного движения;

 - обеспечение  безопасности производственной  базы АТП;

Информация о работе Безопасность перевозочного процесса