Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:41, реферат

Краткое описание

Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.
Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………………...8
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние
на выбор профессии………………………...……………………………………...11
1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая
проблема…………………………………………………………………………….14
1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию
старших школьников …………………………........................................................18
1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20
1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………...22
Выводы……………………………………………………………………………...27
Глава II. Практическая часть.
2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.
2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30
Выводы……………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………
Педагогический словарь…………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая готово1.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

Таким образом, учителю необходимо прислушиваться к данным требованиям для того, чтобы выбор профессии у школьников был сознательным.

 

Педагогический словарь.

Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Деморализация – упадок духа, разложение, а так же развращенность, упадок нравов.

Кризис – резкий крутой перелом в чем – нибудь.

Культура – это совокупность производственных, общественных и культурных достижений человека.

Объект – явление, предмет, человек, на который направлена чья – нибудь деятельность, чье – нибудь внимание.

Парадигма – система форм изменяющегося слова, конструкции.

Преемственность – перенятие чьего – либо опыта.

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специфическими, теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессиональная адаптация – это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности.

Профессиональная диагностика – это процедура, которая осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.

Профессиональная консультация – это оказание помощи, советов специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально – психологическими особенностями личности.

Профессиональная ориентация –  это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических  задач по формированию у школьников  профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Профессиональный отбор – это направление на предоставление личности свободы выбора в мире профессий.

Профессиональное просвещение – это сообщение школьникам определенных знаний о социально – экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий.

Субъект – познающий и действующий человек, существенно, противостоящее внешнему миру как субъекту познания.

Терминальные ценности – это основные цели человека, которые отражают долговременную жизненную перспективу, то что они ценят сейчас и к чему стремятся в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно.

Ценности – это явление материального и духовного характера, обладающей положительной значимостью, т.е. способные удовлетворять какие – нибудь потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям.

Ценностные ориентации – это убеждения человека в преимуществе, каких – либо целей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами.

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Бабосов Е.М. Выпускник перед выбором пути. М. : Белая гвардия, 1991. – 225 с.
  2. Блонский П.П. Педагогика. Книга для вузов. М. : Владос, 2000. – 228 с.
  3. Борисов Е. М.,  Логинов Г. П. Психологические вопросы активизации профессионального самоопределения учащихся // Психологическая служба школы, 1998, №2. – 103 – 114 с.
  4. Бычковский Д.А. Философские и социально – экономические основы профессионального самоопределения учащихся // Адукацыя i выхаванне, 2001, №11. – 20 – 26 с.
  5. Генрин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социологические исследования, 1996, №8. – 66 – 72 с.
  6. Гнатюк Н.В. Выбирая профессию // Воспитание школьников, 1993, №5. – 32 – 38 с.
  7. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Мн. : Народная асвета, 1993. – 174 с
  8. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М. : Прогресс, 1998. – 385 с.
  9. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997, №6. – 35 – 44 с.
  10. Зуев А.М., Роганов М.В. Работа как способ добывания денег // Человек и труд, 1994, №6. – 10 – 12 с. 
  11. Иващенко Н.М. Труд и развитие личности школьника. М. : Прогресс, 1990. – 517 с.
  12. Ильин М.В. Изучаем педагогику: Учебное пособие. Мн. : РИПО, 2002. – 125 с.
  13. Йовайше Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М. : Ресей, 1989. – 195 с.
  14. Калицкий Э.М. Трансформация профессионального образования в современном обществе. Мн. : Просвещение, 1997. – 274 с.
  15. Кондратьева О.Ю., Попов В.А. Изменение мотивационно – ценностных ориентаций школьников // Социологическое исследование, 1999, №6. 96 – 99 с.
  16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов – на – Дону: Феникс, 1996. – 509 с.
  17. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М. : Просвещение, 1990. – 515 с.
  18. Ковалевич Н.М. Сэнсавыя арыентацыi i каштоўнасцi старшакласнiкаў // Адукацыя i выхаванне, 2001, №12. – 50 – 54 с.
  19. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1994. – 335 с.
  20. Кличенко А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных ценностях. Мн. : Ресей, 2003. – 305 с.
  21. Крупина И.В. Роль семьи в профориентации и подготовке детей к труду // Школа, 2001, №2. – 50 – 52 с.
  22. Левиева С.Н. Мир профессий: Человек – художественный образ. Мн. : Молодая гвардия, 1988. – 245 с.
  23. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: Результаты социального исследования // Педагогика, 1998, №4. – 40 – 46 с.
  24. Максимов В.П. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 272 с.
  25. Маслов А.М. Психология бытия. М. : Ваклер, 1997. – 300 с.
  26. Пенкарт Л.В. Мотивы выбора профессии. М. : Просвещение, 1991. – 179 с.
  27. Пидкасистый П.И. Ценностные ориентации школьников. М. : Просвещение, 1996. – 175 с.

28.Смирнов С.А. Мир профессий: Человек – природа. Мн. : Молодая гвардия, 1988. – 215 с.

29.Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. Мн. : НМ Центр, 1993. – 217 с.

30.Степаненков Н.К. Педагогика. Мн. : Скакун, 2001. – 447 с.

31.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: Учебное пособие для вузов. Ростов – на – Дону: Феникс, 2000. – 541 с.

32.Франки В.Н. Человек в поисках смысла: Сборник. М. : Прогресс, 1990. – 236 с.

33.Харламов И.Ф. Педагогика. М. : Университецкое, 1996. – 508 с.

34.Шкляр А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах школы. Мн. : НМ Центр, 1995. – 206 с. 

 

 


 

 



Информация о работе Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии