Войти    Поиск   Связаться с нами

Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии

Дата: 05 Декабря 2015 в 00:41
Автор: i*********@mail.ru
Тип: реферат
Скачать в ZIP (77.70 Кб)
Файлы: 1 файл
курсовая готово1.doc (375.50 Кб)   —   ОткрытьСкачать

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретическая часть.

1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.

1.1. Ценностные ориентации и их  влияние на выбор профессии………………...8

1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние 

на выбор профессии………………………...……………………………………...11

1.3. Профессиональная ориентация  как психолого – педагогическая 

проблема…………………………………………………………………………….14

1.4. Факторы, влияющие на профессиональную  ориентацию 

старших школьников …………………………........................................................18

1.5. Компоненты профессиональной  ориентации………………………………..20

1.6. Типы профессий в соответствии  с классификацией Е.А. Климова………...22

Выводы……………………………………………………………………………...27

Глава II. Практическая часть.

2. Практическое изучение ценностных  ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.

2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации  старших школьников и их влияние  на выбор профессии. Обработка  результатов………………………………………..28

2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30

Выводы……………………………………………………………………………...34

Заключение………………………………………………………………………….35

Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………

Педагогический словарь…………………………………………………………...37

Список литературы…………………………………………………………………38

Приложение 1.

Приложение 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема ценностных и профессиональных ориентаций у старших школьников относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики обучения.

Ценности во многом определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании ценностных ориентации участвует весь жизненный прошлый опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентации является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.

На переломном этапе развития общества педагогу важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются старшие школьники, их представления о настоящем и будущем. Не менее важен для педагогического исследования ценностного мира современной молодежи анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения.

Чтобы указать злободневность данной проблемы необходимо знать определение ценностных ориентаций, но в первую очередь ценности – это явление материального и духовного характера, обладающей положительной значимостью, т.е. способные удовлетворять какие – нибудь потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Люди не только познают свойства явлений, но и оценивают последние с точки зрения их полезности или вредности для своей жизни. Ценности носят общественный характер, возникают в ходе практической деятельности людей. Там, где нет человека, бессмысленно говорить о ценности чего – либо, ценности самой по себе. Исходя из этого, можно дать следующее определение ценностным ориентациям: это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении [15; 96].

Так же необходимо отметить, что существование ценностных ориентаций у старших школьников на прямую влияет на их будущий профессиональный выбор. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием, В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость и удовлетворенность профессией повышаются, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально [1; 153].

 Поэтому на современном этапе  определены основные требования  к общеобразовательной школе. Это всестороннее гармоничное развитие личности, развитие различных творческих способностей личности через овладение знаний с главной сферы жизни, усвоение основных навыков умственного и физического труда, формирование эстетического вкуса, моральное переубеждение в сочетании с определенным уровнем физического развития.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов профориентаторов [8; 115-116].

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.

Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.

Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них. Он доказал, что неясность и противоречия в субъективной картине профессионального и жизненного пути, несбалансированность представителей человека о своем прошлом, настоящем и будущем могут вести к кризисным переживаниям, отражающимся на построении жизненного пути.  Автор утверждал, что школьники, родители, учителя подчас достаточно смутно, неполно представляют себе мир профессий, который огромен, многолик и без которого цивилизация есть не более чем древо без корней. Профориентация у школьников, считает автор, усугубляется всем многообразием и сложностью мира профессий, большие сложности и трудности доставляют школьнику так же ориентировка в его внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный, сознательный процесс невозможно.

Исследования показали, что взаимосоответствие человека, его будущей профессии устанавливается и за счет совершенствования качеств человека, и за счет улучшения среды, за счет подбора профессий человеку или наоборот, отбора людей для профессии.

Климов выделил в проблеме профориентации основные заповеди, которые важно довести до сознания подрастающего поколения: приложение своих сил к делу – это не трата их, а развитие; жизнь без дела – бессмыслица; важно иметь запасные варианты профессиональных жизненных путей. Автор утверждает, что мир профессий изменчив, и он дожжен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.

Е.А. Климов нашел решение данной проблемы. Он утверждал, что готовность учащегося к выбору профессии существенно зависит от того, какие формы профинформационной, профориентационной, профкосультационной работы составляют ту конкретную среду, в которой фактически развивается подрастающий человек и в которой педагогу нужно непосредственно и конкретно разбираться с учетом всей ее противоречивости и неповторимости [17; 495].

Так же проблемой профориентации занимались белорусские педагоги Логинов Г.П. и Борисов Е.М [3;107]. Авторы затронули тему активизации профориентации учащихся. Логинов Г.П. и Борисов Е.М считали, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащегося, сформированность его мотивационно – потребностной сферы, наличие развитых интересов, способностей, высокий уровень самосознания. Поэтому подготовка к выбору профессии должна стать органичной частью всего учебно воспитательного процесса в школе и семье. Авторы считают, если все усилия педагогов, родителей, психологов направлены на оптимизацию процесса обучения и воспитания, то это способствует активизации профессионального самоопределения учащихся. Логинов Г.П. и Борисов Е.М.  выделили четыре группы факторов, которые оказывают влияние на процесс профессионального самоопределения. Они утверждали, что ученики недостаточно знают мир профессий. Еще одна причина, затрудняющая адекватный выбор профессий является низкая культура психологических знаний учащихся, недостаточно осведомленных о своих способностях, индивидуально – психологических особенностях и склонностях. Для решения данной проблемы авторы предлагают проводить следующие работы: просветительские, диагностические, коррекционные, консультационные. Просветительская работа включает беседы, лекции, направленные на обогащение знаний о психологических требованиях, предъявляемых профессий к человеку. Диагностическая работа предусматривает изучение целого комплекса особенностей учащихся, имеющих непосредственное отношение к вопросу профессионального самоопределения. Коррекционная работа предусматривает проведение направленного формирования и коррекции профессиональных намерений, интересов, склонностей учащихся. Консультационная работа строится на сотрудничестве между психологом и учеником. Данные работы помогут ученикам лучше разобраться в выборе своей будущей профессии [3; 107-109].

Проблему ценностных ориентаций рассматривала Ковалевич М.С. кандидат педагогических наук [18;50]. Она выявила проблему осмысления жизни, которая актуальна для всех юношей и девушек. Автор считает, что личностное, профессиональное самоопределение будет успешным, когда существование человека наполнено ценностными ориентациями и смыслом жизни. С уверенностью можно сказать, что последний – важнейший регулятор личностного и профессионального самоопределения основа принятия человеком важных решений. Важную роль играет приобретение ценностей у старших школьников, когда подросток выходит на отношение с обществом «на прямую». Их характер определяется восприятием молодежи своей будущей профессиональной деятельности. Она может представляться как жизненная необходимость, средство обеспечения материальных потребностей. Способ достижения высокого общественного положения, потребность в раскрытии интеллектуальных способностей, проявление творческой инициативы, способ самореализации и саморазвития. М.С. Ковалевич проводила опрос по ценностным ориентациям у старшеклассников и выявила, что среди способов достижения поставленной цели, они отдают преимущество жизнерадостности, аккуратности, воспитанности и образованности, а на последних местах оказались трудолюбие, заботливость, непримиримость до своих и чужих недостатков, высокие потребности к жизни. Эти особенности не считаются главными критериями для оценивания человека.

М.С. Ковалевич анализирует ценностные ориентации, которые влияют на выбор будущей профессии. Автор в поисках мысли о необходимости восстановить ценности, которые были утрачены предшествующими поколениями. Поэтому педагоги должны помогать ученикам реализовать свои потенциальные возможности, прислушиваться к собственному я, принимать ответственность за свой профессиональный и жизненный путь, осмысливать свои индивидуальные ценности, что будет содействовать их профессиональному самоопределению [18; 50-52].

Изучение ценностных ориентаций старших школьников, которые влияют на выбор профессии, такие как Степаненков Н.К., Захаров Н.Н., Бычковский Д.А. и многие другие.

В теоретической части данной курсовой работы были рассмотрены ценностные ориентации старших школьников и их профессиональное самоопределение, была дана классификация типов профессий по Климову, на основе чего проведено исследование в практической части работы.

В практической части курсовой работы были выявлены основные ценности старших школьников. Так же нами было проведено тестирование среди старших школьников на профориентацию.

Предметом исследования данной работы является изучение ценностных ориентаций старших школьников.

Краткое описание
Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.
Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………………...8
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние
на выбор профессии………………………...……………………………………...11
1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая
проблема…………………………………………………………………………….14
1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию
старших школьников …………………………........................................................18
1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20
1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………...22
Выводы……………………………………………………………………………...27
Глава II. Практическая часть.
2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.
2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30
Выводы……………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………
Педагогический словарь…………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………