Анализ затрат и себестоимости продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ затрат и себестоимости товарной продукции ОАО «Сегежский ЦБК» подразделения «Бумажные мешки и упаковка».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции 6
1.1 Понятие себестоимости и ее структура 6
1.2. Калькулирование себестоимости продукции 14
1.3. Пути снижения издержек производства 21
Глава 2. Организационно – экономическая характеристика целлюлозно-бумажного предприятия ОАО «Сегежский ЦБК» ПЛ «Бумажные мешки и упаковка» 23
Глава 3. Анализ себестоимости товарной продукции деятельности ОАО «Сегежский ЦБК» и ПЛ «Бумажные мешки и упаковка» 30
3.1 Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Сегежский ЦБК» и ПЛ «Бумажные мешки и упаковка» 30
3.2. Основные технико-экономические показатели деятельности ПЛ «Бумажные мешки и упаковка » на ОАО «Сегежкий ЦБК» 33
3.3 Анализ выполнения плана производства 35
3.4. Анализ эффективности использования основных производственных фондов (ОПФ) 37
3.5. Анализ товарной продукции 40
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 43
Список использованной литературы …………………………………………………………… 46

Файлы: 1 файл

курсовая по экономич анализу.doc

— 1.44 Мб (Скачать)

      Попроцессный  метод учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции предусматривает  учет затрат по установленным статьям  калькуляции по всему производственному  процессу или отдельным стадиям процесса производства.

      По  окончании отчетного периода  определяется себестоимость одной  калькуляционной единицы. Для этого  совокупные затраты по производственному  процессу делят на число единиц выпушенной продукции. Данный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях с массовым характером производства одного или нескольких видов продукции, а именно: в добывающих отраслях (добыча угля, добыча нефти и пр.), в промышленности строительных материалов, в энергетике при производстве электро- и тепловой энергии.

      На  полиграфических предприятиях применяется попроцессный -позаказный метод калькулирования себестоимости продукции. При попроцессно - позаказном методе прямые и косвенные производственные расходы учитываются по статьям калькулирования по каждому технологическому    процессу    (выделяют    допечатные,    печатные    и брошюровочно-переплетные (послепечатные) процессы). При этом объектом учета прямых затрат является заказ, а внутри технологического производственного процесса — калькуляционная группа. [22]

      1.3. Пути снижения  издержек производства

 

      Основной  задачей плана снижения себестоимости  продукций являются выявление внутрипроизводственных резервов снижения себестоимости продукции  и расчет влияния на нее отдельных технико-экономических факторов.

      Под резервами снижения себестоимости  продукции понимаются имеющиеся, но не использованные возможности снижения ее себестоимости путем улучшения  использования техники, материальных и денежных ресурсов предприятия, повышения производительности труда.

Различаются следующие резервы снижения себестоимости:

      — материальные - снижение норм расхода  сырья, материалов, топлива, электроэнергии, сокращение транспортно-заготовительных  расходов по доставке предметов труда, применение прогрессивной ресурсосберегающей технологии, замена дорогостоящих импортных материалов на отечественные, рациональное использование отходов, ликвидация брака;

      — трудовые - рост производительности труда и соответствующее уменьшение расхода заработной платы на единицу продукции;

      — использование техники, т.е. лучшее использование оборудования по времени (повышение сменности работы) и по мощности (более полного использования оборудования по его техническим параметрам), что обеспечивает уменьшение амортизационных отчислений на единицу продукции;

      — резервы, связанные с обслуживанием и управлением производства, т.е. уменьшение затрат по вспомогательным и обслуживающим цехам, а также на управление; сокращение и устранение непроизводительных расходов.

      Основными путями использования этих резервов снижения себестоимости продукции являются:

      — повышение технического уровня производства на основе механизации и автоматизации производственных процессов, внедрение передовой технологии и современного ресурсосберегающего оборудования; модернизация и улучшение эксплуатации применяемого оборудования; изменение конструкции и технических характеристик изделий, повышение качества продукции; внедрения новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии и др.

      — совершенствование (улучшение) организации производства, труда и управления, в частности, улучшение организации труда на основе внедрения передовых методов, совершенствование организации управления путем создания производственных объединений, укрупнения цехов и участков; развитие специализации и поточности производства, улучшение материально-технического снабжения, сокращение потерь от брака и другие

факторы, связанные с совершенствованием организации производства;

      — изменение объема и структуры производимой продукции, которое обеспечивает относительное сокращение условно-постоянных расходов (кроме амортизации) на единицу продукции в связи с ростом объема производства, а также относительного изменения амортизационных отчислений на рубль товарной продукции в связи с улучшением использования основных фондов;

      — специфические факторы, в том числе изменение производственных условий и способов добычи полезных ископаемых и различных видов сырья; отраслевые факторы.

      Расчет  резервов снижения себестоимости товарной продукции может осуществляться двумя методами:

      1) нормативным, когда используются нормы и нормативы использования ресурсов;

      2) на основе технико-экономических факторов.  
 

Глава  2. Организационно – экономическая характеристика целлюлозно-бумажного предприятия ОАО «Сегежский ЦБК» ПЛ «Бумажные мешки и упаковка»

      В данной курсовой  работе субъектом исследования выступает подразделение ОАО «Сегежский ЦБК» на примере ПЛ «Бумажные мешки и упаковка»

      Сегежский ЦБК введен в эксплуатацию в 1939 году. Выбор места строительства определялся наличием богатой сырьевой базы и развитой транспортной сетью.

        

      Рис. 2.1. Схема реализации продукции СЦБК 

      Город Сегежа расположен на северо-западе Карелии, в непосредственной близости от автомобильной  и железной дорог Санкт-Петербург-Мурманск и системы Беломоро-Балтийского канала. Предприятие располагает развитой сетью автомобильных дорог, железнодорожных подъездных путей, оборудованными причалами для приема лесных грузов и мазута, а также для отгрузки готовой продукции в период навигации на Беломоро-Балтийском канале. На рисунке 2.1 представлена схема реализации продукции СЦБК по всему миру. 

      Основные  виды деятельности предприятия:

  • производство целлюлозы из сосновой древесины сульфатным способом в качестве полуфабриката для производства крафт-бумаги;
  • производство крафт-бумаги для изготовления бумажных мешков (тара для цемента, минеральных удобрений, пищевых продуктов и т.д.), оберточной и других видов бумаги;
  • производство бумажных мешков широкой номенклатуры;
  • производство побочных продуктов – продукции лесохимии: скипидар-сырец, сырое таловое масло, канифоль, жирные кислоты, дистиллированное таловое масло;
  • производство и отпуск на сторону тепловой энергии.

      На  рисунке 2.2 представлена продукция  Сегежского ЦБК. 

      

                                 

      Рис. 2.2. Продукция Сегежского ЦБК 

      В 1992г. государственное предприятия  «Сегежабумпром» в результате приватизации было преобразовано в открытое акционерное  общество ОАО «Сегежабумпром». 12 февраля 1996г. в реестре акционеров ОАО «Сегежабумпром» была зарегистрирована компания «Stratton Paper Company Limited» с пакетом акций 42%. К концу 1996г. в результате скупки акций компании принадлежало 57,3% акций. С 1 января 1997г. к руководству ОАО «Сегежабумпром» приступила команда менеджеров шведской компании «Assi Domen AB».

      В декабре 1997г. менеджеры компании «Assi Domen AB», не добившись решения поставленных задач, покинули предприятие, проработав один год, а компания «Assi Domen AB» заявила  о своем выходе из проекта ОАО «Сегежабумпром». Это позволяет сделать вывод о некомпетентности менеджеров или, о целенаправленном изъятии ими финансовых средств комбината в пользу шведской компании «Assi Domen AB». Финансово-экономическое состояние предприятия к этому времени значительно ухудшилось: объемы производства сократились более чем в два раза по сравнению с аналогичными показателями 1994-1995г.г. В 1997г. каждый рубль реализованной продукции принес 26 копеек убытка.

      После ухода шведских менеджеров предприятие  прекратило платить налоги, в течение января-февраля 1998г. находилось в простое. К июню его долговые обязательства составляли более 400 млн. руб., в том числе задолженность по заработной плате свыше трех месяцев. На предприятии оставалось сырья на пять дней работы. Из-за неудовлетворительного состояния российской экономики в целом прослеживается тенденция постепенной потери рынков сбыта. Все большую долю в расчетах занимают взаиморасчеты и бартер.

      Учитывая  важность для экономики Карелии  градообразующие предприятия, по инициативе Председателя Правительства РК было возбуждено дело о банкротстве предприятия, и определением Высшего Арбитражного Суда РК от 15 июня 1998г. в ОАО «Сегежабумпром» введена процедура наблюдения, а определением от 10 сентября 1998г.- внешнее управление сроком на 12 месяцев. С этого момента ситуация на предприятии была взята под постоянный контроль Правительством Карелии.

      Несмотря  на трехмесячный простой в начале 1998г., по сравнению с 1997г., было достигнуто увеличение объемов производства. При  этом затраты на рубль товарной продукции  сократились по году до 84,3 копеек, а прибыль от реализации составила 45,8 млн. руб. Предприятие вошло в график текущих налоговых платежей и сборов, ликвидировало задолженность по заработной плате и перед поставщиками сырья.

      В настоящий момент предприятие продолжает оставаться одним из лидеров целлюлозно-бумажной промышленности России.

      Конкурентоспособность Сегежского комбината определяется следующими позициями:

  • наличие у предприятия производственных мощностей, позволяющих полностью удовлетворить потребности в бумажной таре рынка;
  • наличие у предприятия сектора рынка мешочной крафт-бумаги на рынках Ближнего Востока, Турции, Ирана и Юго-Восточной Азии;
  • наличие у предприятия работоспособного, достаточно современного бумагоделательного оборудования, собственной энергетической базы;
  • наличие квалифицированного персонала;
  • близость сырьевой базы;
  • развитая транспортная инфраструктура;
  • наличие сложившихся связей с поставщиками и потребителями продукции в России, СНГ и за их пределами;
  • адаптированность оборудования в отечественных отраслях промышленности к выпускаемой комбинатом бумажной таре;
  • предприятие располагает значительным потенциалом для повышения качества продукции посредством выполнения мероприятий как технического, так и организационного характера.

      Серьезным конкурентом на рынках бумажной тары является «Котласский ЦБК». На рынках Украины, Молдавии, Белоруссии основными конкурентами можно считать польские предприятия, подконтрольные фирме «Франчах» (Австрия), предприятие Seppap (Чехия), входящие в структуру «Assi Domen AB», болгарские предприятия, подконтрольные турецким компаниям, от которых можно ожидать экспансии в Узбекистан и другие регионы Средней Азии.

      Для предприятия характерны следующие  особенности и отличительные  черты, которые определяют его  уникальность и конкурентоспособность:

1.  наличие сильного менеджмента;

2.  хорошая  репутация и доброе имя;

3.  положительная  динамика прибыли от продаж;

  1.   масштабность, массовость и всеохватность производства:

а) предприятие  имеет большие  производственные  мощности, позволяющие полностью  удовлетворить рыночный спрос на бумажную тару в России и странах ближнего зарубежья;

б) производство выпускает широкий ассортимент  целлюлозно-бумажной  продукции;

в) потребителями  предприятия являются компании, входящие в разные отрасли промышленности: представители цементной, химической, пищевой промышленностей, а также производства сухих строительных смесей;

г) предприятие  владеет достаточно современным  бумагоделательным, мешочным, целлюлозным, лесохимическим оборудованием.

  1. многоуровневая рыночная ориентация: в своей деятельности предприятие ориентируется на удовлетворение спроса и внешнего, и внутреннего рынков: бумага и картон экспортируются на мировые  рынки, а мешочная продукция поставляется на внутренние.
 
 

3. разветвленная сбытовая сеть:

Основные страны экспорта: Австралия, Бангладеш, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Испания, Италия, Камерун, Китай, Кения, Ливан, Малайзия, Марокко, Нигерия, Нидерланды, ОАЭ, Португалия, Сингапур, Сирия, США, Тунис, Турция, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Шри-Ланка, Югославия.

Основные  потребители на внутреннем рынке: Новороссийск, Мордовия, Подольск, Воскресенск, Воронеж, Кемерово Стерлитамак, Саратов и  т.д.

Информация о работе Анализ затрат и себестоимости продаж