Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.
Основные задачи работы:
-раскрыть содержание сущности расчетов с дебиторами и кредиторами на предприятии;
- проанализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Вет – продукт»;
- исследовать специфику дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Вет – продукт»;
- предложить мероприятия по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности
- рассчитать экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.3 Воздействие дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ООО «ВЕТ – ПРОДУКТ»
2.1 Общая технико-экономическая характеристика ООО «Вет – продукт»
2.2 Анализ и оценка управления движения дебиторской и кредиторской задолженности в организации
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
В ООО «ВЕТ – ПРОДУКТ»
3.1 Пути и способы уменьшения дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Вет – продукт»
3.2 Контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО «Вет – продукт»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Титульник кахд.rtf

— 5.10 Мб (Скачать)

Кредиторская задолженность по основанию возникновения:

1. Задолженность по заработной плате. В тяжелое для предприятия время возникает и растет весьма стремительно. Невыплата заработной платы может привлечь внимание правоохранительных органов к деятельности предприятия.

2. Начисленные и неоплаченные налоги и сборы. Также могут вызвать интерес правоохранительных органов. Кроме того, это один из самых активных кредиторов, использующих как гражданско-правовые, так и административные методы.

3. Обязательства из кредитных и лизинговых договоров. Кроме того, к данной группе относятся все остальные виды, обеспеченные активами предприятия. Финансовое оздоровление, не предусматривающее погашение этих обязательств, не представляется возможным, так как основным риском при возникновении, кроме возможности банкротства организации в целом, является риск потери активов, непосредственно задействованных в деятельности компании и, соответственно, создающих ее стоимость. Кроме того, ее наличие уменьшает возможность последующего долгового финансирования компании.

4. Задолженность перед стратегическими партнерами. Продолжение либо финансовое оздоровление при ее существовании затруднено, в том числе, в связи с потерей доверия к самой компании со стороны поставщиков, подрядчиков и основных клиентов.

5. Бесспорные обязательства. Задолженность по выплате держателям облигаций, векселей, прочих долговых инструментов, а также иная задолженность, взыскание которой возможно в бесспорном порядке, представляет опасность в связи с небольшим периодом между ее возникновением и принудительным исполнением.

6. Прочая задолженность. В данную группу включена задолженность, представляющая наименьшую опасность и, следовательно, погашаемая в последнюю очередь.

В зависимости от отношений кредитора и организации существует:

1. Кредиторская задолженность перед аффилированными лицами. Контролируется обычно самим предприятием, либо его собственниками, и, соответственно, несет минимальную угрозу для компании. Кроме того, при финансовом оздоровлении дает право голоса собственникам на собрании кредиторов.

2. Задолженность перед зависимыми кредиторами (поставщики, подрядчики). Учитывая заинтересованность кредиторов в дальнейшем сотрудничестве, указанная задолженность не представляет особой опасности для организации.

3. Обязательства перед лояльными кредиторами. Может являться источником краткосрочного финансирования организации. Необходимо при этом учитывать возможности и потребности таких кредиторов, так как при необходимости срочного возврата возможны конфликты. Если на предприятии осуществляется финансовое оздоровление, такие кредиторы конструктивно в нем участвуют.

4. Нейтральная задолженность. Необходимо обслуживать такие обязательства в строгом соответствии с договорными условиями.

5. Задолженность перед кредиторами, заинтересованными в ее скорейшем погашении и совершающими действия в данном направлении. При наличии свободных денежных средств задолженность должна быть погашена.

6. Задолженность перед агрессивными кредиторами. Несет с собой риски потери активов компании. Повышенная рискованность. Задолженность необходимо погасить в кратчайшие сроки с использованием любых средств организации. При жесткой позиции таких кредиторов финансовое оздоровление организации затруднено.

7. Задолженность перед специализированными организациями в сфере взыскания и поглощений. Компании следует не допускать появления такой задолженности, а в случае появления немедленно предпринимать меры по защите активов и параллельно к погашению задолженности, в том числе путем привлечения заемных средств.

На рисунке 1.1 рассмотрим классификацию кредиторской задолженности.

 

Рисунок 1.1 - Классификация кредиторской задолженности.

 

Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при анализе предприятия обычно следят за соотношением между ними. Хотя в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.

Дебиторская и кредиторская задолженность весьма существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие финансовые результаты от продажи продукции, товаров, услуг, операционные и внереализационные доходы, но многое потерять при существенном росте дебиторской задолженности. В то же время нужно проявлять крайнюю щепетильность в расчетах с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе организация рискует потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, будет иметь штрафные санкции по расчетам с контрагентами. Отсюда очевидно значение правильных и своевременных расчетов с дебиторами и кредиторами.

 

1.2 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

задолженность финансовый

Управление дебиторской задолженностью

Любые хозяйственные правоотношения таят в себе риск возникновения долга. Безобидная задержка платежа в иных случаях может привести потере в управлении, свертыванию инвестиционных программ, необходимости привлекать заемные средства и другие, более серьезные последствия. Дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам предприятия, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, т. е. отрицательно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь. А эффективно организованные денежные потоки являются важнейшим признаком «финансового здоровья» предприятия.

Успешно вести бизнес и никогда никому не давать в долг практически невозможно, в силу объективных причин: высокой конкуренции, дефицита денежных средств, что в условиях энергетического кризиса становится наиболее актуальным. Что же делать, не давать в долг? Однако полностью отказываться от предоставления отсрочки платежа вряд ли целесообразно. В связи с этим возникает проблема: как же сделать так, чтобы и волки были сыты и овцы целы. Практика говорит о том, что дебиторскую задолженность можно планировать, а значит ею можно управлять. Работа с дебиторской задолженностью это целый процесс последовательных действий, в которых в той или иной степени, участвует весь менеджмент предприятия и последовательно включает в себя следующие этапы:

1. Установление кредитной политики предприятия;

2. Знакомство с клиентом;

3. Оформление договорных отношений;

4. Исполнение своих обязательств;

5. Контроль исполнения обязательств клиентом;

6. Досудебное урегулирование спора;

7. Рассмотрение спора в суде;

8. Исполнительное производство.

Как видно из приведенных выше этапов работы с дебиторской задолженностью, работа в суде стоит на предпоследнем месте. На стадии взыскания дебиторской задолженности через суд происходит выявление всех ошибок, имевших место на всех предшествующих этапах работы с дебиторской задолженностью, и не всегда удается в процессе рассмотрения спора в суде устранить эти ошибки. Да и процесс рассмотрения спора может затянуться на 1,5 года, а срок для исполнительного производства законодательством вообще не установлен. Поэтому лучше предупреждать возникновение дебиторской задолженности, особенно в условиях энергетического кризиса, когда наиболее остро ощущается нехватка денежных средств.

В первую очередь должна быть установлена кредитная политика предприятия.

При формировании кредитной политики необходимо определить предельно допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для предприятия, так и по каждому клиенту (кредитный лимит). Каких-то универсальных правил в данном случае не существует. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя эти цифры, ориентируясь в первую очередь на свою стратегию.

Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием на предприятии. Общие принципы работы с клиентами являются частью финансовой политики предприятия.

В целях оптимизации политики продаж с отсрочкой платежа у предприятия должны быть разработаны следующие положения и регламенты:

1. Кредитная политика, включающая принципы кредитования клиентов.

2. Регламент работы с дебиторской задолженностью.

3. Регламент заключения договоров.

4. Положение о скидках.

5. Должностные инструкции, предусматривающие права, обязанности и ответственность персонала.

6. Формы договоров.

Второй этап работы по управлению дебиторской задолженностью -- знакомство с клиентом.

Большое значение при работе с дебиторской задолженностью имеет наличие информации о клиенте. Соберите о клиенте как можно больше сведений. Особое внимание необходимо уделить нерезидентам. В обязательном порядке потребуйте от нерезидента представления легализованной выписки из торгового реестра страны местонахождения клиента и доверенность представителю нерезидента, с апостилем компетентного органа государства, в котором этот документ был совершен и нотариально удостоверенным переводом.

Если у Вас нет сведений о клиенте, это не означает, что с ним не нужно работать. Чем меньше у Вас будет информации о клиенте, тем выше Ваши риски, следовательно, на этапе оформления договорных отношений необходимо минимизировать возникновение от этих рисков.

Для минимизации возникновения рисков можно использовать следующие инструменты обеспечения исполнения обязательств:

Поручительство;

· Гарантию, в том числе банковскую;

· Залог;

· Страхование рисков;

· Удержание;

· Задаток;

· Неустойку;

· Залог товара, проданного в кредит;

· Факторинг;

· Резервирование права собственности;

· Различные варианты расчетов.

Можно выбрать какой-нибудь один из инструментов обеспечения исполнения обязательства, а могут использовать одновременно несколько инструментов. Все зависит от того, насколько кредитор хочет застраховать свои предпринимательские риски и оградить себя от убытков, связанных с неисполнением должником обязательств. В свою очередь это зависит от оценки перспективности клиента и выбора плана взаимоотношений с ним, а также от стоимости дополнительных расходов, связанных с использованием того или иного инструмента. Чем больше процентное соотношение предварительной оплаты к оплате после отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги), тем меньше рисков. Если Вы имеете о клиенте минимальный объем информации, тем выше риски.

Управление кредиторской задолженностью

Планирование погашений по обязательствам осуществляется финансовыми или менеджерами непосредственно центрами финансовой ответственности по статьям бюджета, установленным регламентом. В рамках своей компетенции и целесообразности специалисты могут определять возможные варианты планирования задолженности, используя в качестве прогнозы "Расчеты с поставщиками", определяя отсрочки платежей по конкретным контрактам и "Кредиторская задолженность прошлых периодов", устанавливая графика погашения задолженности по клиентам, так и на основе бизнес-прогноз "Графики финансирования", которая является упрощенной формой формирования кредиторской задолженности.

Прогноз предназначен для планирования величины кредиторской задолженности и количества дней ее равномерного погашения, суммы авансов и отсрочки текущих платежей по статьям и элементам бюджета.

Основой для складывания расходной части бюджета движения средств должны быть операционные бюджеты всех направлений деятельности компании и графики погашения задолженности, которые определяют следующие группы платежей, установленные в прогнозе "Графики финансирования" :

* плановые платежи по всем видам налогов и собраний перед бюджетом и внебюджетными фондами;

* обслуживание кредитов, которые содержат план выплат по основному долгу и процентам;

* расходы по оплате труда;

* обязательство перед поставщиками за материалы, которые поставляются, обеспечение энергоресурсами;

* обязательство перед заказчиками за выполненные работы;

* финансирование управленческих и коммерческих расходов;

* график инвестиционных выплат за приобретение и модернизацию основных средств;

* другие расходы.

По определению, кредиторская задолженность - это временно притянуты предприятием и подлежащее возвращению физическим и юридическим лицам средства. Кредиторская задолженность отбивает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед разными субъектами экономических отношений и определяется, как

Кз = РАС x Оп / Р, где (1)

РАС - материальные расходы + величина отложенных выплат посторонним организациям;

Оп - отсрочка платежей в днях

P - длительность периода в днях.

Для планирования кредиторской задолженности на краткосрочный период можно условно принимать, что погашение задолженности производится равными долями в течение запланированного количества дней дополнительно к текущим платежам, с учетом суммы выданных авансов. При расчете затраты средств сумма платежа разделяется на количество дней месяца и смещается относительно месяца в объеме, который придется на период отсрочки.

Прогнозный расчет кредиторской задолженности является одним из основных этапов формирования бюджета движения средств и прогнозного баланса, а также для выполнения финансового анализа.

Для анализа состояния кредиторской задолженности используются коэффициенты оборотности кредиторской задолженности, что относятся к группе показателей деловой активности.

Коэффициент оборотности кредиторской задолженности, которая выражается в числе оборотов за период, можно рассчитать:

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия