Анализ баланса предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Введение
В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен, самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка, поэтому тема анализа прибыли и рентабельности в настоящее время является наиболее актуальной. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект

Файлы: 1 файл

анализ дох, прибыли, рентабельности.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 2.7

Полная себестоимость работ и услуг, т.р.

83630

136900

192968

354877

Прибыль т.р.

717

5408

3843

33816

Доходность продаж, %

0,85

3,8

1,95

8,7

 

Для дальнейшего рассмотрения составим аналитическую таблицу 2.8, где отражены результаты проведенных расчетов.

Таблица 2.8

Диагностика влияния доходности видов продукции на общую доходность продаж

 

Доходность продаж, %

Доля продукции в общем объеме

Влияние на общую доходность

2004г

2005г

изменение (+;-)

2004г

2005г

изменение(+;-)

Структура продаж(гр.1*гр.6

доходность вида (гр.3*гр.5)

совокупное влияние (гр.7+ гр.8)

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Полуфабрикаты

0,85

3,8

+2,95

0,30

0,268

-0,032

-0,027

0,791

0,764

Готовая продукция

1,95

8,7

+6,75

0,70

0,732

0,032

0,062

4,941

5,003

Итого

1,62

7,39

+5,77

1,00

1,00

0,00

0,035

5,73

5,767

 

Полученные результаты (табл.2.7 и 2.8) позволяют сделать следующее заключение. Общее увеличение прибыли от продаж в отчетном году связано с общим увеличением объема продаж и доходности всех видов продукции. В основном общая доходность увеличилась за счет увеличения доходности всех видов продукции (+5,73), изменение структуры продаж повысило доходность на 0,035%, наиболее существенное влияние на общую доходность оказало увеличение доходности продаж .

Помимо показателей рентабельности и доходности продукции различают рентабельность капитала (имущества, находящегося в распоряжении предприятия), собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений (инвестиций) и перманентного капитала (капитала, вложенного в деятельность других организаций на длительный срок).

Одним из важных экономических показателей является рентабельность активов; ее также называют экономической рентабельностью. Это самый общий показатель, который отвечает на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на рубль своего имущества. От его величины, в частности, зависит размер дивидендов по акциям в акционерных обществах.

Эффективность функционирования капитала (имущества) определяют, по следующим аналитическим зависимостям:

- рентабельность капитала   Rk = Пчист / А*100                                (2.7)

- рентабельность текущих активов Rт.а = Пчист/Атек*100,              (2.8)

где Пчист – чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия ;

А, Атек – величина соответственно задействованного капитала и всех видов текущих активов, которая рассчитывается по данным баланса как среднегодовая.

В процессе анализа необходимо выявить зависимость между величиной прибыли и эффективностью использования собственных и заемных средств, затраченных при ее получении. Для этих целей определяют рентабельность собственного капитала Rс.к. и заемного капитала (инвестиций) Rинв

Rc.к. = Пчист / Ксоб*100;                                                            (2.9)

Rинв = Пб / (Ксоб + Кдолг) * 100                                                (2.10)

где Ксоб – средняя величина источников собственных средств предприятия, рассчитанная по данным третьего раздела баланса; Пб – балансовая прибыль предприятия;

Кдолг – долгосрочные обязательства предприятия (итого по четвертому разделу баланса).

Для обоснования привлечения заемных источников финансирования необходимо сопоставить рентабельность использования капитала в целом с рентабельностью собственного капитала. Если Rс.к > Rинв., то использование заемных средств менее эффективно, чем собственного капитала, но при  Rинв > Rс.к. привлечение заемных источников финансирования может быть выгодным.

Рентабельность капитала (имущества) и рентабельность средств (источников) предприятия анализируют, применяя способ цепных подстановок.

Исследуем взаимосвязь рентабельности имущества (капитала) предприятия Rк с доходностью продаж Дп и уровнем использования основных и оборотных средств. Рассматриваемые факторы не случайны, так как доходность продаж зависит от использования активов предприятия, которые определяют объем продаж. Если в исходную формулу рентабельности капитала ввести множитель В/В, то аналитическая зависимость примет следующий вид: Rk = П чист / В = В/А*100                                                                                                         (2.11)

Таким образом, рентабельность капитала является производным показателем объема выручки от продаж продукции. Рентабельность капитала может повышаться при неизменной доходности продаж и росте объема продаж за счет опережения стоимости активов и ускорения их оборачиваемости. И наоборот – при постоянной оборачиваемости рентабельность активов может расти за счет увеличения доходности продаж.

Полученная зависимость показывает два пути повышения рентабельности капитала:

1)                            при низкой доходности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и их элементов;

2)                            низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована за счет снижения затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию.

Используя данные табл. 2.7 и 2.8, оценим влияние рассмотренных факторов на рентабельность капитала.

        1. Изменение рентабельности капитала за счет увеличение оборачиваемости активов ΔКоб:

ΔRk (Коб) = Коб Дп – Rк = 3,93 * 1,62 – 0,84 = 5,53                                           (2.12)

2. Изменение рентабельности капитала за счет увеличения доходности продаж ΔДп:

ΔRп(ΔД) = Rк – Коб Дп = 16,55 – 3,93 * 1,62 = 10,18                                       (2.13)

где индексы «о» и «п» - соответственно показатели за отчетный и предыдущий годы.

1.                                Проверим правильность расчетов общего изменения рентабельности капитала по сумме влияния факторов:

ΔRк = ΔRк(ΔК об) + ΔRп(ΔДп) = 5,53 + 10,18 = 15,71

По результатам расчетов можно сделать вывод, что увеличение доходности продаж явилось решающим фактором увеличения рентабельности использования капитала. Отмеченная особенность отчетного года оказала прямое влияние на увеличение других показателей рентабельности: текущих активов, собственного капитала, инвестиций и продукции.

Рассмотрим рентабельность капитала по данным таблицы 2.9

Таблица 2.9

Показатели рентабельности капитала ОАО «Орбита»

Показатели

Номер строки

Условное обозначение

Источник информации

2004год

2005год

Изменение за год

А

1

2

3

4

5

6

Величина активов, тыс.руб.

01

А

Ф.№1,стр.300

75739

135063

+59324

Текущие активы, тыс.руб

02

Атек

Ф.№1,стр.290

58851,5

98384

+39532,5

Информация о работе Анализ баланса предприятия