Научение у животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

1. Разум воронов.
2. Поведение собак.
3. Выделите и охарактеризуйте основные отличия в психической деятельности птиц и млекопитающих.
4. Приведите примеры самых ярких и известных исследований в отечественной и зарубежной практике психической деятельности собак и серых крыс.

Файлы: 1 файл

Семинар №4.doc

— 17.95 Кб (Скачать)

Научение у животных.

 
 
Вопросы для подготовки к занятию:

 
1. Разум  воронов.

По степени развития интеллектуальных способностей врановые превосходят  всех прочих птиц и впритирку приближаются к шимпанзе. Внутри семейства неформальное первенство часто отдают новокаледонскими воронам.

Врановые - самые умные  птицы. Но вороны среди них - наиумнейшие. Описано множество случаев, когда  вороны пользовались орудиями труда, чтобы  добыть себе пропитание. Например, они  ловко пользуются веточками, когда  достают насекомых, прячущихся под  корой деревьев. Могут зачерпнуть воды из колодца в зажатую в  когтях черепушку. В степях люди замечали, что вороны бросали камни в  обмелевший источник, чтобы поднялся уровень воды. Многие видели, как  вороны макают корм в воду. Чтобы  увлажнить засохшую корку хлеба  или высохшего червяка. Кроме  того, таким способом они приносят воду в гнездо для птенцов.

Насколько вороны умны и где  предел их разуму, орнитологи пытаются понять с помощью опытов. И убеждаются, что эта птица невероятно изобретательна, когда дело касается добывания пищи. Если лакомый кусочек привязан на конце длинной веревки, свисающей  из клетки, она сразу находит выход  из положения. Поднимает клювом веревку  вверх, лапой прижимает образующуюся петлю и снова поднимает веревку. До тех пор пока еда не приплывет  прямо к носу.

В лаборатории физиологии и генетики биологического факультета МГУ ученые с пятидесятых годов  изучают проявления разума у наших  меньших братьев. Экзаменовали представителей практически всех классов позвоночных. И оказалось, что вороны по уровню интеллекта могут соперничать с  обезьянами. Самый простой экзамен: обычной вороне с ближайшей помойки  предлагаются на выбор две кормушки с разным количеством червячков. По опыту она уже знает, что  съесть удастся только из одной, потому что другую тотчас уберут. Взглянув на кормушки, ворона почти мгновенно  выбирает ту, где червячков больше, даже если разница минимальна, скажем, одиннадцать и двенадцать. Голуби в такой ситуации теряются. Впрочем, даже сами экспериментаторы не всегда могут с ходу выбрать "правильную" кормушку.

Усложняя опыт, кормушки накрывают  карточками с разным числом элементов  разной формы и цвета - различить  их количество без тщательного подсчета даже человек не способен. Вороны уверенно справляются. А могут ли птицы  связать определенный знак (например, цифру) с количеством еды? Могут. Они уверенно выбирают карточку с  большей цифрой. После этого осталось только предложить задачу на сложение - одну кормушку накрыли карточкой "1 + 2", а другую - "2 + 2". Вороны подумали - и отдали предпочтение второй.

Способности к чужим языкам у ворон не меньше, чем у попугаев. Они легко имитируют и звуки  других животных, и человеческую речь. Быстро заучивают разные фразы и  применяют их всегда к месту. Способны осознанно разговаривать с человеком. Да и собственно вороний язык чрезвычайно  развит, имеет богатый "словарный  запас". В нем есть особые звуки  для ухаживания за самкой, обращения  к молодняку, сбора сородичей, ругани, угроз, сигналов тревоги, бедствия.

 

 
2. Поведение собак.

Поведение собаки определяется естественными биологическими и  социальными потребностями. Несмотря на то, что одновременно потребностей у собаки может быть несколько, в  каждый конкретный момент в реальное поведение преобразуется лишь самая  сильная из потребностей.

Например, если сейчас собака играет, это не значит, что она  не хочет есть или пить. Характер поведения любого живого существа определяется в основном той потребностью организма, которая в данный момент доминирует. Сложное целенаправленное поведение  и возникает, чтобы удовлетворить  эту потребность.

Для собак характерно поведение  двух типов: инстинктивное и «опытное». Первое может проявиться, например, в их привычке делать запас на «голодный» случай – они закапывают косточку в укромном местечке, а когда проголодаются, откапывают ее. Второй тип формируется  у собак на основе личного опыта  – если собаку когда-то облили водой  на каком-то месте, в следующий раз  она непременно обойдет это место  стороной. Вывод: поведение собаки формируют  инстинкты охоты, агрессии и игры в тесном взаимодействии с обществом, которое ее окружает.

 

 

 
Задания для самостоятельной работы.

 
1. Выделите  и охарактеризуйте основные отличия  в психической деятельности птиц  и млекопитающих.

- Зрительные центры мозга  и мозжечок. У птиц они относительно  более развиты, чем такие же центры мозга у млекопитающих. Соответственно этому у птиц также особенно хорошо развиты зрительные ощущения и способность согласования движений.

- у млекопитающих преимущественно развиваются высшие формы индивидуально-изменчивого поведения; у птиц особо значительную роль приобретают структурно фиксированные, инстинктивные формы поведения.

- деятельность птиц, включая  лётные движения, отличается значительным  однообразием, шаблонностью, относительно  малой вариативностью. Некоторые  птицы, несомненно, обнаруживают  довольно хорошую обучаемость,  но, в общем, у птиц очень  выступает роль инстинктивных  форм поведения. Наиболее характерным  для птиц является сочетание  относительно весьма шаблонных  действий с мало вариативными  двигательными возможностями и  очень развитого восприятия (в  частности зрительного). Благодаря  последнему некоторые инстинктивные  действия птиц производят впечатление  действий, находящихся на грани  инстинкта и интеллекта.

- деятельность же млекопитающих,  сталкивающихся в наземной среде  с огромным количеством живых  и неживых объектов, отличается  разнообразием и множественной  вариативностью, господствующее значение  получают индивидуально приобретаемые,  изменчивые формы поведения. Высока  способность к научению, но инстинкты  при этом не отводится последняя  роль. Плюс, некоторые виды млекопитающих  демонстрируют интеллектуальное  поведение – дельфины, приматы.  Высшего своего развития психические  функции достигают у приматов.

 

 
2. Приведите примеры самых ярких  и известных исследований в  отечественной и зарубежной практике  психической деятельности собак  и серых крыс.

В отечественной  физиологии - И. С. Бериташвили (или Беритов;1884-1974) - один из крупнейших отечественных физиологов, основатель грузинской школы физиологии. Он провел ряд исследований на собаках, в которых продемонстрировал наличие у них способности к формированию пространственных представлений, названных им термином "поведение, направляемое образом", и "психонервных образов" объектов внешней среды. И.С. Бериташвили полагал, что многие формы поведения регулируются целостным "представлением", или "образом", о той внешней среде, в которой находится животное. В этом "представлении" отражены те объекты среды, которые существенны для организации поведения. Необходимые знания приобретаются в процессе активной ориентировочно-исследовательской деятельности и хранятся в памяти.

И.С. Бериташвили выделял  следующие виды поведения: прирожденное (инстинктивное);

индивидуальное поведение, направляемое образами; автоматизированное индивидуально-приобретенное (условнорефлекторное) поведение.

метод «проб и  ошибок» в исследованиях Торндайка.

Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход. Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых «проблемных  ящиков». Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). После множества  «проб» (достаточно беспорядочных движений), которые в своем большинстве  бывают неудачными, т.е. «ошибками», животное, наконец, совершает нужное действие, а при повторных помещениях в  этот ящик выполняет его каждый раз  быстрее и чаще. Решение проблемной ситуации определяется взаимодействием  организма как единого целого со средой. Выбор действий животное осуществляет активно, а формирование действий происходит путем упражнений. В книге «Интеллект животных» (1898) Торндайк утверждал, что решение  задачи является интеллектуальным актом.

 


Информация о работе Научение у животных