Приобретение права собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами в упрощенном порядке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:09, контрольная работа

Краткое описание

Упрощенный порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен ст. 36 ЗК РФ1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Оглавление

1. Приобретение права собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами в упрощенном порядке. 3
Задание. Составить таблицу «Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий» по следующей форме: 2
Задача. 2
Список использованных источников 5

Файлы: 1 файл

Земельное право В...9.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

 

1. Приобретение права собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами в упрощенном порядке.

 

    Упрощенный  порядок приобретения прав на земельные  участки, которые находятся в  государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен ст. 36 ЗК РФ1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

      Порядок предоставления земельного участка, закрепление  его на местности и оформление прав на него осуществляются на основании ст. 36 зк рф и Федеральных законов «О землеустройстве»2, «О государственном кадастре недвижимости»3 и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»4.

      Если  собственник строения приобрел право аренды на земельный участок, то это не исключает его права на приобретение впоследствии этого земельного участка в собственность. Данное право основано на положениях ст. 15 и п. 4 ст. 28 ЗК. В силу ст. 15 ЗК граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

      В срок до 1 января 2010 г. граждане и юридические  лица должны быливыкупить земельные  участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, занятые принадлежащими им на праве частной собственности объектами недвижимости. При этом среди таких граждан и юридических лиц четко различаются две группы.

      В первую группу входят коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. Кроме того, в эту группу включены граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

      Данные  субъекты выкупают в собственность  свои участки по цене, определяемой субъектами Российской Федерации в пределах:

      - двадцати процентов кадастровой  стоимости земельного участка,  расположенного в городах с  численностью населения свыше  3 млн человек;

      - двух с половиной процентов  кадастровой стоимости земельного  участка, расположенного в иной местности. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

      Во  вторую группу включены все остальные  собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

      Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации по вопросу  оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»5, известным больше как «закон о дачной амнистии», был изменен существовавший ранее порядок переоформления прав на земельный участок. Главная особенность этой реформы, имеющая отношение к рассматриваемому вопросу, заключается в изъятии из процедуры переоформления прав на земельные участки одного звена. В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК граждане могут приобретать земельные участки по основаниям, предусмотренным законом, в том числе по различным сделкам и иным основаниям возникновения права собственности, установленным ГК. При этом они имеют право на равный доступ к приобретению в собственность земельных участков из государственных или муниципальных земель. Отказ в их предоставлении в собственность граждан не допускается, если только эти участки не изъяты из оборота, не зарезервированы для государственных или муниципальных нужд либо имеется запрет федерального закона на их приватизацию (п. 4 ст. 28 ЗК).

      Если  же находящийся в публичной собственности земельный участок уже используется гражданином на законном основании, он может приобрести его в собственность в упрощенном порядке (brevi manu – «короткой рукой»): арендатор земли либо собственник находящегося на ней здания, строения или сооружения имеют преимущественное право покупки такого земельного участка, а последний – еще и «исключительное право» на его приватизацию (п. 1 ст. 36 ЗК); граждане, использующие земельный участок на ограниченном вещном праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, могут приобрести его в собственность без проведения конкурса или аукциона, причем бесплатно. Приобретение в собственность земельного участка гражданином, являющимся собственником находящегося на нем здания, строения или сооружения, способствует соблюдению традиционного принципа superficies solo cedit («строение следует за землей»), закрепленному теперь пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК и содействующему улучшению правового режима недвижимостей.

      Итак, процедура переоформления прав на земельный участок применяется в случае, когда граждане уже имеют его на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения (или в фактическом пользовании), и желают приобрести такой участок в собственность. Переоформление прав на земельный участок осуществляется гражданами добровольно, и никаким периодом времени не ограничивается.

      Необходимо  отметить, что существует еще одна процедура приобретения права собственности  на земельный участок для ведения  ЛПХ, предусмотренная ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»6, и связанная с выделением земельных участков в счет долей в общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Ее первоначальное появление было обусловлено проведением земельной реформы и реорганизацией колхозов и совхозов. В результате такой реорганизации работники колхозов и совхозов, пенсионеры хозяйств и работники социальной сферы на селе получили право на земельные доли (часть землепользований реорганизуемых колхозов и совхозов) и имущественный пай (часть имущества данных сельскохозяйственных юридических лиц). Данные земельные доли могли отграничиваться на местности, например, для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства.

      В настоящий момент процедура выдела земельных участков в счет доли заключается  в следующем. Участник (участники) долевой  собственности на земельный участок  из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли (земельных долей) для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом.  

 

Задание. Составить таблицу  «Правовой режим  земель особо охраняемых природных территорий» по следующей форме:

Вид земель ООПТ Функциональное  назначение Форма собственности Порядок закрепления  статуса Субъекты прав на земли Зонирование Возможность оборота земель
Земли заповедников а) осуществление  охраны природных территорий в целях  сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных  комплексов и объектов;

б) организация  и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; 

в) осуществление экологического мониторинга  в рамках общегосударственной системы  мониторинга окружающей среды;

г) экологическое  просвещение;

д) участие  в государственной экологической  экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; 

е) содействие в подготовке научных кадров и  специалистов в области охраны окружающей среды.

Федеральная собственность Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты  недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, то есть юридическими лицами. Государственный природный заповедник учреждается  постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.

На прилегающих  к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Полностью изымается из оборота.
Земли национальных парков Предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого  туризма. Объект федеральной собственности.

 

Природные комплексы  и объекты, в том числе земельные  участки как находящиеся в  федеральной собственности, так и собственности других субъектов, водные объекты

.

Юридическое лицо, учреждение. Вокруг национального  парка создается охранная зона с  ограниченным режимом природопользования.

Функциональные  зоны:

а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

б) особо  охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных  комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

г) рекреационная, в том числе предназначенная  для отдыха, развития физической культуры и спорта;

д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

е) обслуживания посетителей, предназначенная для  размещения мест ночлега, палаточных лагерей  и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

ж) хозяйственного назначения в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая  для обеспечения функционирования национального парка.

На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

На землях, включенных в границы национального  парка без изъятия из хозяйственной  эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов.

Земли памятников природы Сохранение  уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов, а также объектов естественного и искусственного происхождения. Федерального  и регионального значения. Природные объекты  и комплексы объявляются памятниками  природы федерального значения, а  территории, занятые ими, - особо  охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Природные  объекты и комплексы объявляются  памятниками природы регионального  значения, а территории, занятые  ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Собственники, владельцы и пользователи Памятниками природы  могут быть объявлены участки  суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты. На территориях, где находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается  всякая деятельность, влекущая нарушение  сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

 

Задача.

     Решение.

      Право пользования водами оформляется  договором или решением о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются на основании договоров водопользования в пользование для:

      - забора (изъятия) водных ресурсов  из поверхностных водных объектов;

      - использования акватории водных  объектов, в том числе для рекреационных  целей;

      - использования водных объектов  без забора (изъятия) водных ресурсов  для целей производства электрической энергии.

      Договор водопользования должен содержать:

      - сведения о водном объекте,  в том числе описание границ  водного объекта, его части,  в пределах которых предполагается  осуществлять водопользование;

      - цель, виды и условия использования  водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ст. 11 Водного кодекса РФ;

      - срок действия договора водопользования;

      - размер платы за пользование  водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

      - порядок прекращения пользования  водным объектом или его частью;

      - ответственность сторон договора  водопользования за нарушение  его условий.

      Предельный  срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет (ст. 14 ВК РФ).

      Водный  кодекс РФ допускает передачу прав и обязанностей по договору водопользования  другому лицу с согласия исполнительного  органа государственной власти или  органа местного самоуправления (ст. 19).

      На  основании решений о предоставлении водных объектов в пользование предоставляются  в пользование, в частности, для:

      - обеспечения обороны страны и  безопасности государства;

      - сброса сточных вод и (или)  дренажных вод;

      - размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

      - размещения и строительства гидротехнических  сооружений (в том числе мелиоративных  систем), мостов, подводных и подземных  переходов, а также трубопроводов,  подводных линий связи, других  линейных объектов, подводных коммуникаций;

      - разведки и добычи полезных  ископаемых;

      - проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных  с изменением дна и берегов  водных объектов;

      - подъема затонувших судов.

      Согласно  ст. 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:

      - сведения о водопользователе;

      - цель, виды и условия использования  водного объекта или его части  (в том числе объем допустимого  забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных статьей  11 Кодекса;

      - сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

      - срок водопользования.

      Предоставление  водных объектов, находящихся в федеральной  собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

    Одновременно  действующий ВК РФ предусматривает водопользование без лицензии по одному документу: или по договору, или по решению о водопользовании7.

    Следовательно, т.к. заключен договор на водопользование  – необходимо внести изменения в условия договора. Требования о замене лицензии не правомерно.

 

Список  использованных источников

 
  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.
  2. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 23. Ст. 2381.
  3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. ст. 3594.
  4. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.
  5. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» //  Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.
  6. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 27. Ст. 2881.
  7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.
  8. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (часть II). Ст. 295.

Информация о работе Приобретение права собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами в упрощенном порядке