Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 03:36, доклад

Краткое описание

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Все недра Российской Федерации и ее субъектов составляют единый государственный фонд недр в который входят как используемые так и неиспользуемые части недр. В состав единого государственного фонда недр включаются недра, расположенные как над сушей, так и под водными объектами в пределах территории Российской Федерации и ее субъектов.

Богатство недр земли относится к числу исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов, поскольку использование богатства недр сопровождается истощением их запасов.

Файлы: 1 файл

Горное право.docx

— 31.42 Кб (Скачать)

Дореволюционное законодательство выходило за рамки  узких отношений, связанных с  разведкой и добычей ископаемых. Оно включало группу норм о формировании и деятельности горных предприятий, договоры концессий, аренды, положения  по безопасности горных работ и др.

Следующий этап - Указ Екатерины II от 28 июня 1782 года, который  установил исключительное право  собственности владельца земли  на недра и находящиеся в них  полезные ископаемые. Экономическая целесообразность, необходимость эффективной разработки месторождений полезных ископаемых, от которых зависело развитие российской промышленности, со временем привели к отмене этого положения3и его заменой принципом “горной свободы” определяющего право свободного доступа любого лица к разработке месторождений полезных ископаемых, что было установлено вышеуказанным Указом Петра I.В 1832 году был издан Горный Устав, определяющий, что горные промыслы и заводы могут находиться в двух формах собственности: государственной и частной. Право собственности охватывало, в том числе и землю, недра со всеми полезными ископаемыми. Собственник был уполномочен передавать другим лицам право на разработку месторождений полезных ископаемых. Участки недр и соответствующие права на их разработку были оборотоспособными. Добытые полезные ископаемые находились в собственности горнопромышленника, который за некоторыми ограничениями мог ими полностью распоряжаться. Горный устав закреплял основные принципы недропользования в России, а также устанавливал отдельные особенности для некоторых видов промыслов (нефтяных, соляных) и отдельных регионов России. 1917 год ознаменован принятием Декрета о земле. В результате национализации всей земли и всех природных ресурсов, включая недра, была отменена частная собственность и установлена государственная. Данные положения стали основой для Горного закона РСФСР 1928 года, установившего, что недра земли составляют социалистическую государственную собственность и не могут быть предметом ни частной, ни кооперативной собственности. Ввиду исключительной государственной собственности на недра какой-либо оборот участков недр (горных отводов) не допускался. В 60-х годах были приняты Основы законодательства о недрах Союза ССР. Одновременно велась научно-теоретическая работа по данным направлениям. В 1975 году были приняты “Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах”, в соответствии с которыми недра объявлялись государственной собственностью, а право пользования недрами могли получить государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации и учреждения, а также граждане СССР. ГК РСФСР 1964г. также не допускал каких-либо сделок с участками недр или правами на их разработку. На современном этапе был принят первый Закон РФ “О недрах” (1992 г., в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ).). В статье 2 Закона о недрах 1992 года провозглашено создание государственного фонда недр в пределах государственных границ РФ. Одновременно с этим возникли проблемы разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, в итоге в статье1-2 “Собственность на недра” провозглашено: “Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации”. Несмотря на то, что статья 129 ГК РФ признает природные ресурсы оборотоспособными объектами гражданских прав тем не менее, закон РФ о недрах сохраняет традиции исключительной государственной собственности на недра и содержащиеся в них полезные ископаемые (ст.1-2 Закона РФ "О недрах").

Таким образом, в рамках проведенного исторического анализа можно отметить, что горно-земельное законодательство прошлого было достаточно продвинутым, системным, не ориентированным на сиюминутные экономические амбиции. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что в дореволюционном законодательстве, в самой горной политике государства, в правотворческом духе того времени идеалы покорения и господства над природой как таковые отсутствовали. Иными словами, на уровне Правительства и законодательной инициативы в прошлую эпоху существовала совсем иная, отличная от современной, ментальность, иные ценностные установки.

Правовой  режим земель использованных для  разработки недр и добычи полезных ископаемых

В настоящее  время право пользования участками  недр не упоминается в современном  гражданском законодательстве в качестве обременения земельных участков, а права на земельные участки не упоминаются как обременения участков недр. Тем не менее, это не означает, что обозначенная выше проблема надумана. Пока она, по-видимому, неактуальна в той мере, в какой актуально, например, обременение земельных участков правом застройки или правом аренды. Пока отвод участков недр в пользование осуществляется, как правило, при сохранении за государством прав на покрывающие их земельные участки. Но приватизация земли производится, несмотря на отсутствие для этого твердых юридических оснований. Начало массовой приватизации земель может кардинально изменить ситуацию к худшему. Уже отведенные в пользование участки недр могут быть обременены правами землевладельцев настолько, что всякая их эксплуатация окажется нерентабельной. В некоторых случаях землевладельцы, не осуществляя никакой самостоятельной хозяйственной деятельности, смогут изымать у недропользователей значительную часть ренты.

Особенность земель для пользования недрами  состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории  земельного фонда Российской Федерации. Они ограничиваются от других земель по непосредственному целевому значению.

Под правовым режимом земель для пользования  недрами следует понимать особую целостную систему правового  регулирования отношений по использованию  и охране этих земель, которая характеризуется  едиными принципами и специфическими приемами регулирования.

На совокупность правовых норм, устанавливающих правовой режим земель для пользования  недрами, распространяются два вида принципов: общие и специальные.

Правовой  режим этих земель базируется на таких  общих для регулирования земельных  отношений принципах, как принцип  множественности и юридического равенства форм собственности на землю, принцип целевого назначения земель, принцип платности использования  земель и др.

Одновременно  с общими принципами на совокупность правовых норм, регулирующих правовой режим земель для пользования  недрами, распространяются основные положения, которые можно обозначить как  специальные, т.е. присущие регулированию  отношений только или преимущественно  применительно к данным землям. Здесь  можно выделить такие принципы: взаимосвязи  и взаимозависимости правовых режимов  земле - и недропользование; приоритета геолого - съемочных, поисковых и  других исследований и изысканий; особой охраны площадей значений полезных ископаемых.

Порядок предоставления недр для разработки месторождений  общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами  юридическими лицами и гражданами в  границах предоставленных им земельных  участков с цель. Добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в  целях, не связанных с добычей  полезных ископаемых, устанавливаются  законами и иными нормативными правовыми  актами Субъектов Российской Федерации.

Недра для  добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться  при условии возможности использования  отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными  источниками сырья (ст. 18 Закона о  недрах)

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях  обеспечения разработки федеральных  и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования  месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий  по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в  них компоненты, горно – технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого – экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Действующее законодательство подразделяет все  полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.

Как говорит  само наименование, общераспространенные полезные ископаемые распределены в  недрах относительно равномерно и их месторождения встречаются повсеместно.

К необщераспространенным полезным ископаемым относятся все  прочие полезные ископаемые, которые  действующим законодательством  не отнесены к числу общераспространенных.

Отнесение полезных ископаемых к категории общераспространенных или необщераспространенных имеет  важное юридические последствия, ибо  правовой режим участков недр, представляемых в пользование для разработки этих полезных ископаемых, имеется  существенные различия.

Во-первых, порядок  пользования недрами для разработки общераспространенных полезных ископаемых, как правило, регулируются законодательством  субъектов РФ, в то время как  порядок использования недр в  целях добычи необщераспространенных полезных ископаемых регламентируется действующим законодательством.

Во-вторых, установлен разный порядок предоставления горных отводов в целях разработки общераспространенных и необщераспространенных полезных ископаемых.

В-третьих, разработка общераспространенных полезных ископаемых для своих хозяйственных нужд разрешена всем землепользователям в пределах границ предоставленных  им земельных участков, без предоставления горных отводов или выдачи специальных  разрешительных на то документов, в  то время как разработка необщераспространенных полезных ископаемых для своих хозяйственных нужд землепользователями в пределах предоставленных им земельных участков без предоставления горных отводов запрещена.

Разносторонность  полезных свойств недр проявляется  в значительном числе видов пользования  недрами, закрепленных действующим  законодательством: геологическое  изучение недр; промышленное освоение месторождений полезных ископаемых (проектирование и строительство  горнодобывающих предприятий, эксплуатация месторождений полезных ископаемых); строительство и эксплуатация подземных  сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых (метрополитенов, туннелей, трубопроводов, коллекторов  и т.п.); подземный сброс сточных  вод, захоронение вредных веществ  и отходов производства;

подземное хранение нефти, газа и других продуктов; эксплуатация ресурсов глубинного тепла Земли  для теплоснабжения городов и  поселков, а особенно в районах, испытывающих недостаток в топливе и не имеющих  централизованного теплоэлектроснабжения, для выработки электроэнергии, обогрева грунта в теплицах и парниках и  т.д.

Вопросы владения, пользования и распоряжения участками  недр, содержащими драгоценные металлы  и драгоценные камни, находятся  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разграничение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации собственности  на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О недрах", другими  федеральными законами, регулирующими  вопросы пользования недрами.

Российская  Федерация обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные  металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном  шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, настоящим  Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и  общепризнанными принципами и нормами  международного права.

Субъекты  добычи драгоценных металлов и драгоценных  камней, могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы  и драгоценные камни, в пользование  на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных  камней.

Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные  камни, а равно иная продукция  и доходы, правомерно полученные при  добыче драгоценных металлов и драгоценных  камней, являются собственностью субъектов  добычи драгоценных металлов и драгоценных  камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в  том числе договорами поставок продукции  для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также  международными договорами Российской Федерации.

Собственником незаконно добытых драгоценных  металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

Аффинированные  драгоценные металлы в стандартном  виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные  камни в рассортированном виде при  продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются:

1) специально  уполномоченному федеральному органу  исполнительной власти для пополнения  Государственного фонда драгоценных  металлов и драгоценных камней  Российской Федерации;

Информация о работе Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр