Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 03:36, доклад
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Все недра Российской Федерации и ее субъектов составляют единый государственный фонд недр в который входят как используемые так и неиспользуемые части недр. В состав единого государственного фонда недр включаются недра, расположенные как над сушей, так и под водными объектами в пределах территории Российской Федерации и ее субъектов.
Богатство недр земли относится к числу исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов, поскольку использование богатства недр сопровождается истощением их запасов.
Дореволюционное
законодательство выходило за рамки
узких отношений, связанных с
разведкой и добычей
Следующий этап - Указ Екатерины II от 28 июня 1782 года, который установил исключительное право собственности владельца земли на недра и находящиеся в них полезные ископаемые. Экономическая целесообразность, необходимость эффективной разработки месторождений полезных ископаемых, от которых зависело развитие российской промышленности, со временем привели к отмене этого положения3и его заменой принципом “горной свободы” определяющего право свободного доступа любого лица к разработке месторождений полезных ископаемых, что было установлено вышеуказанным Указом Петра I.В 1832 году был издан Горный Устав, определяющий, что горные промыслы и заводы могут находиться в двух формах собственности: государственной и частной. Право собственности охватывало, в том числе и землю, недра со всеми полезными ископаемыми. Собственник был уполномочен передавать другим лицам право на разработку месторождений полезных ископаемых. Участки недр и соответствующие права на их разработку были оборотоспособными. Добытые полезные ископаемые находились в собственности горнопромышленника, который за некоторыми ограничениями мог ими полностью распоряжаться. Горный устав закреплял основные принципы недропользования в России, а также устанавливал отдельные особенности для некоторых видов промыслов (нефтяных, соляных) и отдельных регионов России. 1917 год ознаменован принятием Декрета о земле. В результате национализации всей земли и всех природных ресурсов, включая недра, была отменена частная собственность и установлена государственная. Данные положения стали основой для Горного закона РСФСР 1928 года, установившего, что недра земли составляют социалистическую государственную собственность и не могут быть предметом ни частной, ни кооперативной собственности. Ввиду исключительной государственной собственности на недра какой-либо оборот участков недр (горных отводов) не допускался. В 60-х годах были приняты Основы законодательства о недрах Союза ССР. Одновременно велась научно-теоретическая работа по данным направлениям. В 1975 году были приняты “Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах”, в соответствии с которыми недра объявлялись государственной собственностью, а право пользования недрами могли получить государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации и учреждения, а также граждане СССР. ГК РСФСР 1964г. также не допускал каких-либо сделок с участками недр или правами на их разработку. На современном этапе был принят первый Закон РФ “О недрах” (1992 г., в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ).). В статье 2 Закона о недрах 1992 года провозглашено создание государственного фонда недр в пределах государственных границ РФ. Одновременно с этим возникли проблемы разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, в итоге в статье1-2 “Собственность на недра” провозглашено: “Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации”. Несмотря на то, что статья 129 ГК РФ признает природные ресурсы оборотоспособными объектами гражданских прав тем не менее, закон РФ о недрах сохраняет традиции исключительной государственной собственности на недра и содержащиеся в них полезные ископаемые (ст.1-2 Закона РФ "О недрах").
Таким образом, в рамках проведенного исторического анализа можно отметить, что горно-земельное законодательство прошлого было достаточно продвинутым, системным, не ориентированным на сиюминутные экономические амбиции. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что в дореволюционном законодательстве, в самой горной политике государства, в правотворческом духе того времени идеалы покорения и господства над природой как таковые отсутствовали. Иными словами, на уровне Правительства и законодательной инициативы в прошлую эпоху существовала совсем иная, отличная от современной, ментальность, иные ценностные установки.
Правовой режим земель использованных для разработки недр и добычи полезных ископаемых
В настоящее
время право пользования
Особенность
земель для пользования недрами
состоит в том, что они не отнесены
законом к самостоятельной
Под правовым режимом земель для пользования недрами следует понимать особую целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.
На совокупность правовых норм, устанавливающих правовой режим земель для пользования недрами, распространяются два вида принципов: общие и специальные.
Правовой
режим этих земель базируется на таких
общих для регулирования
Одновременно с общими принципами на совокупность правовых норм, регулирующих правовой режим земель для пользования недрами, распространяются основные положения, которые можно обозначить как специальные, т.е. присущие регулированию отношений только или преимущественно применительно к данным землям. Здесь можно выделить такие принципы: взаимосвязи и взаимозависимости правовых режимов земле - и недропользование; приоритета геолого - съемочных, поисковых и других исследований и изысканий; особой охраны площадей значений полезных ископаемых.
Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с цель. Добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Субъектов Российской Федерации.
Недра для
добычи общераспространенных полезных
ископаемых с целью производства
строительных материалов могут не предоставляться
при условии возможности
Государственный
кадастр месторождений и
Государственный
кадастр месторождений и
Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.
Как говорит само наименование, общераспространенные полезные ископаемые распределены в недрах относительно равномерно и их месторождения встречаются повсеместно.
К необщераспространенным полезным ископаемым относятся все прочие полезные ископаемые, которые действующим законодательством не отнесены к числу общераспространенных.
Отнесение полезных
ископаемых к категории
Во-первых, порядок
пользования недрами для
Во-вторых, установлен разный порядок предоставления горных отводов в целях разработки общераспространенных и необщераспространенных полезных ископаемых.
В-третьих, разработка общераспространенных полезных ископаемых для своих хозяйственных нужд разрешена всем землепользователям в пределах границ предоставленных им земельных участков, без предоставления горных отводов или выдачи специальных разрешительных на то документов, в то время как разработка необщераспространенных полезных ископаемых для своих хозяйственных нужд землепользователями в пределах предоставленных им земельных участков без предоставления горных отводов запрещена.
Разносторонность полезных свойств недр проявляется в значительном числе видов пользования недрами, закрепленных действующим законодательством: геологическое изучение недр; промышленное освоение месторождений полезных ископаемых (проектирование и строительство горнодобывающих предприятий, эксплуатация месторождений полезных ископаемых); строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитенов, туннелей, трубопроводов, коллекторов и т.п.); подземный сброс сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства;
подземное хранение
нефти, газа и других продуктов; эксплуатация
ресурсов глубинного тепла Земли
для теплоснабжения городов и
поселков, а особенно в районах, испытывающих
недостаток в топливе и не имеющих
централизованного
Вопросы владения,
пользования и распоряжения участками
недр, содержащими драгоценные
Разграничение
между Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации собственности
на указанные объекты
Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
Добытые из
недр драгоценные металлы и
Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.
Аффинированные
драгоценные металлы в
1) специально
уполномоченному федеральному
Информация о работе Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр