Правовой режим лесов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Земли лесного фонда – самая большая по площади категория земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда. Естественно, биологические связи земли и лесов определяют сущность правового понятия земель лесного фонда, которое представляет собой самостоятельную правовою категорию по отношению к лесному фонду. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются не только земельными, но и лесным законодательством.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Использование земель лесного фонда…………………………………………...5
2. Право землепользования………………………………………………………….7
3. Право лесопользования…………………………………………………………...9
3.1. Основания возникновения права пользования участками лесного фонда…………………………………………………………………………………….12
4. Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства…………………....14
5. Охрана леса и земель лесного фонда…………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Правовой режим лесов.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Охота в том значении, в котором она  определена, выполняет 3 взаимосвязанные функции: экономическую, экологическую, культурно-оздоровительную. Экономическое значение охоты – в удовлетворении материальных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо, шкура, рога и т.д.). Экологическое значение – в возможности  регулирования численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нормального функционирования естественных экологических систем. В культурно-оздоровительном отношении охота является спортом, способствующим укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.

     Правовое  регулирование охоты – совместная компетенция Федерации и субъектов  Федерации. На уровне Федерации принимаются  законы об охране окружающей природной  среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты – постановления правительства об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты – Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно-правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учётом местных условий. На основе типовых правил, они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае.

     Охота – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких животных.

     Незаконной  признаётся охота без соответствующего разрешения, либо осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая лицом, вообще не имеющим права на охоту (не достигшим 18 лет, не состоящим членом общества охотников и т.д.), получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведённых мест, в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами (самоловов, петель, сетей, электронных приборов и т.д.).2 

5. Охрана  леса и земель лесного фонда 

     Охрана  леса – одна из функций в организации  и деятельности органов лесного хозяйства. Под охраной понимается:

  1. организационные мероприятия, проводимые органами исполнительной власти и лесного хозяйства по борьбе с пожарами, вредителями и болезнями леса;
  2. в юридическом значении охраной считаются меры предупреждения в устранении нарушения права собственности, владения и пользования участками лесного фонда.
  3. служба, которая называется государственной лесной охраной.

     Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов закон возлагает на органы государственной представительной и исполнительной власти Федерации, субъектов Федерации, местные органы самоуправления, а также специально уполномоченные органы лесного хозяйства и охраны окружающей среды.

     На  лесхозы возлагаются  следующие обязанности: осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние земель; осуществлять рубку промежуточного пользования, если нет иного использования этих рубок; принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточного увлажнения земель; строить дороги лесохозяйственного назначения; оказывать лесопользователям помощь в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевным и посадочным материалами и оплачивать в установленном порядке выполненные ими лесовосстановительные мероприятия.

     Ст. 92 ЛК РФ предусматривает, что леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушения установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней. Охрана и защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими  организациями.

     Основы  лесного законодательства предусматривают, что виновные лица за совершение нарушений  лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причинённый лесному хозяйству.

     Уголовное правонарушение – преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью УК РФ:

  1. ст. 246 – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ повлёкших за собой причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия;
  2. ст. 254 – порча земли – отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности;
  3. ст. 258 – незаконная охота;
  4. ст. 260 – незаконная порубка деревьев и кустарников, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защищённых участках лесов всех групп и т.д.;
  5. ст. 261 – уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд.

     Административная  ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Ответственность представлена наибольшим числом составов:

  1. незаконная порубка деревьев;
  2. уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев;
  3. использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т.д.;
  4. самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено;
  5. повреждение леса сточными водами, химическими веществами;
  6. нарушение правил пожарной безопасности и т.д.

     В качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа. Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов.

     Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Второй вид ответственности носит деликтный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на 2 подвида: таксовую и смешанную ответственность.

 

Заключение 

     Земли лесного фонда занимают более  половины территории России (59%). Их общая  площадь составляет 838 млн. га. Правовой режим земель лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. В силу ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется соответственно лесное и водное законодательство.

     Базовым актом лесного законодательства является Лесной кодекс, который, основываясь на конституционных нормах, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

     При этом регулирование лесных отношений  осуществляется с учётом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Нормы лесного права, содержащиеся в иных законах, в силу ст. 1 ЛК должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации. Такое понимание леса и его взаимосвязи с землёй сложилось не сразу, оно на протяжении длительного времени претерпевало значительные изменения.

     Лесной  фонд находится в федеральной  собственности. На основании Федерального закона может допускаться передача части его в собственность субъекта Российской Федерации. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехо-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

     Наиболее  актуальный вопрос на сегодняшний день – перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель лесного фонда для строительства дач, коммуникаций, для градостроительства.

 

Список  использованной литературы 
 

1. Конституция  РФ от  12 декабря 1993 г.

2. Земельный  Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136, принят  Гос. Думой 28.09.01.

3. Кодекс  РФ об административных правонарушениях  от 30.12.01. № 195, принят Гос. Думой 20.12.02.

4. Лесной Кодекс  РФ от 29.01.97, №  22 – ФЗ, принят Гос. Думой 22.01.97.

5. Уголовный  Кодекс РФ от  13.06.96, № 63 –  ФЗ, принят Гос. Думой 24.05.96.

6. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2009.

7. Земельное право. Учебник. Под ред. С.А. Боголюбова. Норма – Инфра. М., 2009.

Информация о работе Правовой режим лесов