Право собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:33, реферат

Краткое описание

Целью реферата является изучение понятия права собственности на землю, определения правомочий собственника, исследование правовых норм, касающихся осуществления права собственности различных субъектов, рассмотрение вопросов правового регулирования отдельных земельных объектов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие права собственности……………………………………………..4
• Собственность как экономическая категория……………………..4
• Содержание права собственности на землю...…………………….6
• Элементы права собственности на землю…………………………9
2. Виды и формы права собственности на землю…………………………13
• Право частной собственности на землю граждан и юридических лиц…………………………………………………………………..13
• Право общей собственности на землю…………………………...16
• Право государственной собственности на землю……………….18
Заключение………………………………………………………………………23
Перечень использованных источников………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Реферат по земельному праву.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

 В  отличие от долевой собственности,  где замена выдела доли в  натуре (на местности) денежной  компенсацией без согласия выделяющегося собственника имеет место лишь как исключение, член крестьянского хозяйства может при выходе из него получить только денежную компенсацию стоимости части земельного участка и средств производства (ст. 258 ГК РФ).  

 Итак, земельный участок может находиться  в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Если размер долевой собственности на земельный участок не может быть определен на основании закона и не установлен соглашением всех ее участников, земельные доли являются равными.  

 При  продаже земельной доли в праве  общей собственности на земельный участок постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой земельной доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случаев продажи с аукциона. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, и выдел из него земельной доли может быть осуществлен при условии предварительного определения земельной доли каждого из участников этой собственности.  

 В  сельскохозяйственных организациях, которые являются собственниками земли, происходит своеобразное двойное действие правомочий земельного собственника:

    • граждане — собственники своей доли, участвуя в хозяйственной деятельности предприятия, осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению своей земельной долей, повышая плодородие почв, выращивая сельскохозяйственные культуры, увеличивая поголовье скота и т.п.;
    • предприятие осуществляет эксплуатацию земельных массивов, исходя из коллективных, а не индивидуальных интересов. Например, не каждому из работников хотелось бы использовать участок (свою долю) под пашню как интенсивную форму хозяйственной эксплуатации земли, но в интересах ведения целостного хозяйства это необходимо.

Право государственной  собственности на землю

     Это право собственности Российской  Федерации и ее субъектов на  землю. К государственной собственности  относятся земли, не находящиеся  в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муниципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).  

 Государственная  собственность состоит из земель, находящихся в собственности  Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.    

 Определены  следующие уровни государственной собственности на землю.  

  1. Федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ).  

 В  состав федеральных земель входят:

    • земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;
    • земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных образований, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;
    • земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;
    • земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;
    • иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
 

   Земли, находящиеся  в государственной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей. В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами.

     2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ).  

 Специфика  права государственной собственности  на землю заключается в следующем.  

- Данный  вид права собственности характеризуется  высоким уровнем субъектов собственности.  

- Государственные  земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. 

- Основания  возникновения права государственной  собственности на землю имеют  свои особенности. 

- Правомочия  собственности на землю совпадают  у государства с правомочиями  регулирования землепользования всего земельного фонда, а также с осуществлением контрольных функций за использованием земель иными собственниками. 

 Обобщая  характеристику государственной  собственности на землю, можно  сделать следующие выводы:  

 а)  чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению;   

 б)  в одной и той же административно-территориальной  единице (например, район, город)  находятся земельные участки,  состоящие в различных формах  собственности и имеющие различный правовой режим.  

  3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципальная собственность на землю — это собственность городских, сельских и иных населенных пунктов, других муниципальных образований (ст. 19 3K РФ).   

 К  этому виду собственности могут относиться земли, занятые объектами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания населения, находящегося на соответствующей территории района, города, и др.  

 Указанные  земли проходят государственную  регистрацию в Государственном реестре в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.10.2002).  

 В  соответствии со ст. 130 Конституции  РФ местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к которой относится все то, что не является федеральной собственностью субъектов РФ и частной собственностью.  

 Распоряжениями  Правительства РФ из федеральной  собственности в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения.  

 В  муниципальной собственности находятся земли в пределах черты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их развития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.  

 Основное  целевое назначение земель, находящихся  в муниципальной собственности, - служить удовлетворению коммунальных потребностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государственной собственностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, подведем итоги  проделанной работы.

     Право  собственности имеет многозначное  толкование и может пониматься как институт земельного права; как правоотношение; как правомочие собственника и как юридический факт, имеющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.  

  В понятие «права собственности на землю» можно включить:

  • институт российского земельного права, нормы которого содержатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных актах. Для института права собственности на землю характерно сочетание двух признаков: экономического и экологического, которые находятся в тесном взаимодействии;
  • земельное правоотношение, в котором выступают как субъекты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей;
  • субъективные правомочия собственников земли (право на совершение определенных действий и на бездействие, на требование к другим лицам и на защиту,  на  взыскание убытков);
  • юридический факт, порождающий определенные правоотношения как для собственников, так и для иных лиц.

     В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции  РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России  устанавливаются частная собственность  на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.   

 Право  собственности на землю реализуется  через формы и виды собственности  на земельные участки, составляющие  земельный фонд России. 

ПЕРЕЧЕНЬ  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (по состоянию на 10 сентября 2008 г.).
  2. Грось Л.А. О сопоставлении понятий «гражданское законодательство», «гражданское право» и «земельное законодательство» и вещных правах на земельные участки. «Журнал российского права», 2002, N 9.
  3. Грудцына Л.Ю. Развитие права собственности на землю в российском законодательстве // Законодательство и экономика.  2001, № 11.
  4. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. 8-е изд., перераб. – М.:Юрайт-Издат, 2004.
  5. Земельное право современной России: Учебное пособие.  Крассов О.И. М.; Дело, 2003.
  6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  7. Право собственности и иные вещные права на землю: Вводный комментарий к главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации / Крашенинников П.В.  М.; Статут, 2002.
  8. Право собственности: пределы и ограничения / Камышанский В.П., Филиппов П.М..  М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  9. Прохорова Н.А. Содержание права собственности на землю по Земельному кодексу РФ // Журнал российского права. 2003,  № 8 .
  10. Соколов А.В. Право частной собственности на землю в условиях реформирования земельных отношений в Российской Федерации // Иваново-Вознесенский юридический вестник.  Иваново, 2002. Правовое регулирование оборота земель.  № 6
  11. Станкевич Т.Б. Ограничение права собственности на землю: история и современность // Вестник института права СГЭА: Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал.  Самара; Изд-во СГЭА, 2002  № 2.

Информация о работе Право собственности на землю