В
отличие от долевой собственности,
где замена выдела доли в
натуре (на местности) денежной
компенсацией без согласия выделяющегося
собственника имеет место лишь как исключение,
член крестьянского хозяйства может при
выходе из него получить только денежную
компенсацию стоимости части земельного
участка и средств производства (ст. 258
ГК РФ).
Итак,
земельный участок может находиться
в общем владении с определением
доли каждого из владельцев (долевое владение)
или без определения долей (совместное
владение). Если размер долевой собственности
на земельный участок не может быть определен
на основании закона и не установлен соглашением
всех ее участников, земельные доли являются
равными.
При
продаже земельной доли в праве
общей собственности на земельный
участок постороннему лицу остальные
участники долевой собственности имеют
преимущественное право покупки продаваемой
земельной доли по цене, за которую она
продается, и на прочих равных условиях,
кроме случаев продажи с аукциона. Раздел
земельного участка, находящегося в общей
совместной собственности, и выдел из
него земельной доли может быть осуществлен
при условии предварительного определения
земельной доли каждого из участников
этой собственности.
В
сельскохозяйственных организациях,
которые являются собственниками
земли, происходит своеобразное двойное
действие правомочий земельного собственника:
- граждане
— собственники своей доли, участвуя в
хозяйственной деятельности предприятия,
осуществляют правомочия по владению,
пользованию и распоряжению своей земельной
долей, повышая плодородие почв, выращивая
сельскохозяйственные культуры, увеличивая
поголовье скота и т.п.;
- предприятие
осуществляет эксплуатацию земельных
массивов, исходя из коллективных, а не
индивидуальных интересов. Например, не
каждому из работников хотелось бы использовать
участок (свою долю) под пашню как интенсивную
форму хозяйственной эксплуатации земли,
но в интересах ведения целостного хозяйства
это необходимо.
Право
государственной
собственности на
землю
Это право собственности Российской
Федерации и ее субъектов на
землю. К государственной собственности
относятся земли, не находящиеся
в частной собственности граждан
и юридических лиц, а также в муниципальной
собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие
природные ресурсы, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц либо муниципальных
образований, являются государственной
собственностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени
Российской Федерации и ее субъектов права
собственника осуществляют органы государственной
власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст.
125 ГК РФ).
Государственная
собственность состоит из земель,
находящихся в собственности
Российской Федерации (федеральная
собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся
в собственности субъектов РФ.
Определены
следующие уровни
государственной
собственности на землю.
1. Федеральная
собственность (федеральные земли). К ним
относятся, прежде всего, земли, занятые
объектами, отнесенными исключительно
к федеральной собственности, а также
иные земли, необходимые для осуществления
задач федерального значения (ст. 17 ЗК
РФ).
В
состав федеральных земель входят:
- земельные
участки для обеспечения нужд обороны
и безопасности страны, охраны государственных
границ РФ;
- земельные
участки, занятые федеральными энергетическими
и космическими системами, объектами ядерной
энергетики, оборонной промышленности,
связи, метеорологической службы, добывающей
промышленности, Топливно-энергетического
комплекса, железнодорожного, воздушного,
трубопроводного, речного, морского транспорта
федерального значения, федеральных автомобильных
дорог, объектами федеральных органов
власти, земли закрытых административно-территориальных
образований, земли лесного и водного
фондов федерального значения, земли федерального
фонда резервных месторождений и других
объектов недр, земли запаса федерального
значения;
- земельные
участки федеральных государственных
природных заповедников, национальных
природных парков, государственных природных
заказников, памятников природы, объектов
историко-культурного наследия общероссийского
и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных
зон, других особо охраняемых природных
территорий федерального значения, включая
прибрежные зоны морей и океанов;
- земельные
участки Российской академии наук, отраслевых
академий наук федерального значения,
научно-исследовательских учреждений,
высших учебных заведений федерального
значения, федеральных опытно-производственных
хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских
учреждений, федеральных государственных
учебно-опытных и учебно-производственных
хозяйств, государственных конных заводов,
племенных, элитно-семеноводческих хозяйств,
государственных мелиоративных систем,
конкретный перечень которых утверждает
Правительство РФ;
- иные земельные
участки, предусмотренные федеральными
законами и договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами РФ и органами государственной
власти субъектов РФ. В соответствии с
Конституцией РФ общепризнанными принятыми
нормами права, международными договорами
за Российской Федерацией признаются
суверенные права и юрисдикция на ее континентальном
шельфе и в исключительной экономической
зоне РФ.
Земли, находящиеся
в государственной собственности,
могут передаваться гражданам и юридическим
лицам для застройки, сельскохозяйственного
производства и иных целей. В государственную
собственность могут приобретаться земельные
участки путем выкупа у частных лиц, на
основании дарения и в результате прекращения
права муниципальной или частной собственности,
по другим основаниям, установленным ЗК
РФ и другими законами.
2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся
земли в пределах их административно-территориальных
границ, за исключением федеральных, муниципальных
и частных земель (ст. 18 ЗК РФ).
Специфика
права государственной собственности
на землю заключается в следующем.
- Данный
вид права собственности характеризуется
высоким уровнем субъектов собственности.
- Государственные
земли используются только в соответствии
со своим целевым назначением.
- Основания
возникновения права государственной
собственности на землю имеют
свои особенности.
- Правомочия
собственности на землю совпадают
у государства с правомочиями
регулирования землепользования всего
земельного фонда, а также с осуществлением
контрольных функций за использованием
земель иными собственниками.
Обобщая
характеристику государственной
собственности на землю, можно
сделать следующие выводы:
а)
чем выше уровень государственной
собственности на землю, тем шире диапазон
использования земли по целевому назначению;
б)
в одной и той же административно-территориальной
единице (например, район, город)
находятся земельные участки,
состоящие в различных формах
собственности и имеющие различный правовой
режим.
3. Право муниципальной собственности
на землю. Муниципальная собственность
на землю — это собственность городских,
сельских и иных населенных пунктов, других
муниципальных образований (ст. 19 3K РФ).
К
этому виду собственности могут относиться
земли, занятые объектами муниципальной
собственности, а также земли, необходимые
для непосредственного осуществления
коммунального обслуживания населения,
находящегося на соответствующей территории
района, города, и др.
Указанные
земли проходят государственную
регистрацию в Государственном реестре
в соответствии с постановлением Правительства
РФ от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил
ведения Единого государственного реестра
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним» (в ред. от 03.10.2002).
В
соответствии со ст. 130 Конституции
РФ местное самоуправление осуществляет
владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью, к которой
относится все то, что не является федеральной
собственностью субъектов РФ и частной
собственностью.
Распоряжениями
Правительства РФ из федеральной
собственности в муниципальную собственность
ряда субъектов РФ передаются объекты
социально-культурного и коммунально-бытового
назначения.
В
муниципальной собственности находятся
земли в пределах черты городов, поселков
и сельских поселений, а также земельные
участки за их чертой, переданные в ведение
органов местного самоуправления. В муниципальную
собственность городов и других поселений,
а также районов (кроме районов в городах)
для обеспечения их развития могут дополнительно
передаваться земли, находящиеся в государственной
собственности. В муниципальную собственность
могут приобретаться земли органами местного
самоуправления у собственников земельных
участков путем их выкупа либо на основе
дарения, отказов от земельных участков
и на иных законных основаниях.
Основное
целевое назначение земель, находящихся
в муниципальной собственности, - служить
удовлетворению коммунальных потребностей
местного населения (обслуживание нужд
жилого фонда и коммунального хозяйства,
объектов инженерной инфраструктуры,
внешнего благоустройства и т.п.). В силу
этого муниципальная земельная собственность
имеет более узкое назначение по сравнению
с государственной собственностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подведем итоги
проделанной работы.
Право
собственности имеет многозначное
толкование и может пониматься как
институт земельного права; как правоотношение;
как правомочие собственника и как юридический
факт, имеющий правообразующее, правоизменяющее
и правопрекращающее значение.
В понятие
«права собственности на землю» можно
включить:
- институт
российского земельного права, нормы которого
содержатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36
и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных
актах. Для института права собственности
на землю характерно сочетание двух признаков:
экономического и экологического, которые
находятся в тесном взаимодействии;
- земельное
правоотношение, в котором выступают как
субъекты права собственности, так и иные
лица, являющиеся носителями земельных
прав и обязанностей;
- субъективные
правомочия собственников земли (право
на совершение определенных действий
и на бездействие, на требование к другим
лицам и на защиту, на взыскание убытков);
- юридический
факт, порождающий определенные правоотношения
как для собственников, так и для иных
лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции
РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России
устанавливаются частная собственность
на землю граждан и юридических
лиц, государственная (федеральная и субъектов
РФ), муниципальная и иные формы собственности.
Граждане могут иметь земельные участки
на праве не только индивидуальной, но
и общей долевой (с определенной долей
каждого собственника) и общей совместной
(без определения долей каждого) собственности.
Право
собственности на землю реализуется
через формы и виды собственности
на земельные участки, составляющие
земельный фонд России.
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский
кодекс Российской Федерации. Части первая,
вторая, третья и четвертая (по состоянию
на 10 сентября 2008 г.).
- Грось Л.А.
О сопоставлении понятий «гражданское
законодательство», «гражданское право»
и «земельное законодательство» и вещных
правах на земельные участки. «Журнал
российского права», 2002, N 9.
- Грудцына
Л.Ю. Развитие права собственности на землю
в российском законодательстве // Законодательство
и экономика. 2001, № 11.
- Ерофеев Б.В.
Земельное право России: Учебник. 8-е изд.,
перераб. – М.:Юрайт-Издат, 2004.
- Земельное
право современной России: Учебное пособие.
Крассов О.И. М.; Дело, 2003.
- Конституция
Российской Федерации от 12 декабря 1993
г.
- Право собственности
и иные вещные права на землю: Вводный
комментарий к главе 17 Гражданского кодекса
Российской Федерации / Крашенинников
П.В. М.; Статут, 2002.
- Право собственности:
пределы и ограничения / Камышанский В.П.,
Филиппов П.М.. М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА,
2000.
- Прохорова
Н.А. Содержание права собственности на
землю по Земельному кодексу РФ // Журнал
российского права. 2003, № 8 .
- Соколов
А.В. Право частной собственности на землю
в условиях реформирования земельных
отношений в Российской Федерации // Иваново-Вознесенский
юридический вестник. Иваново, 2002. Правовое
регулирование оборота земель. № 6
- Станкевич
Т.Б. Ограничение права собственности
на землю: история и современность // Вестник
института права СГЭА: Актуальные проблемы
правоведения: Научно-теоретический журнал.
Самара; Изд-во СГЭА, 2002 № 2.